Кроток, яко овца?

                Одного старца спросили: "Кто суть козлища в Евангелии, а кто — агнцы?" Старец сказал: "Козлища — это я, агнцев знает Бог".




Поразмышляем об овечьей кротости.

Жили-были два барана. И вот как-то пришлось им спускаться с разных склонов в долину, а внизу протекала бурная река. Чтобы перейти ее, через реку был перекинут ствол дерева. Очутились бараны друг против друга как раз посередине этого моста. Ствол был очень узкий, и они не могли разминуться. Кто-то должен был уступить дорогу, но ни один из них не хотел уступать. Стали они ссориться, ругаться, принялись бодаться, и в конце концов полетели оба в воду.

Да, но в чём же здесь мораль? В том, что они оба – бараны…

 
Однажды, без подготовки, так сложилось, мы приобрели овец. И пришлось мне познакомиться с ними не понаслышке. Как то пасла я своих овец и разговаривала с соседкой, а овцы, по известным лишь им причинам, промчались мимо нас без остановки, и направились к лесу. Лес начинается близко, почти за домом, и овцы вскоре скрылись из виду. Я ходила по лесу, пока не стемнело, взывала к овечьей кротости, но овцы не вернулись. На следующий день я снова ходила по лесам и полям искала овец, но не нашла. Муж сказал: «пропали, так пропали, не ходи, не ищи, а то сама потеряешься». Но я еще несколько дней их искала безуспешно. А потом овцы стали возвращаться, то две, то по одной. И даже маленький баранчик пришел самостоятельно. Не вернулись лишь баран и овца. И больше никто за ними не смотрел, т.к. некогда было, и они никуда не убегали. Обычно они паслись недалеко от дома. Но довелось им разузнать про растущую за забором из сетки-рабицы картошку, и даже распробовать. И больше не нужна им была трава-мурава, они находили, или делали лаз в заборе и оказывались на картошке. Увижу овец на картошке, пойду, выгоню, дыру закрою, а они опять через некоторое время на картошке оказывались. Мужу они очень надоели своей некротостью, так что он говорил: « и зачем вы только вернулись?»

И где же здесь знаменитая овечья кротость?

А… как же кроткий, как овца, Иисус Христос?

«…как овца, веден был на заклание, и, как агнец перед стригущими его безгласен»(Ис.53:7).

Лето стояло очень жаркое, овцы были лохматые, и я решила их подстричь. Позвала для этого знакомого цыгана, но он не смог приехать, и пришлось подстригать самой. Муж ловил овец, они не в восторге были от стрижки, но держались смирно. Я подозреваю, что они были в полуобморочном состоянии от страха.

Но самое интересное было позже. Сосед резал барашка, муж видел, и рассказал мне, что барану можно спокойно перерезать горло, баран не шелохнется и не пикнет. Так вот она, овечья кротость, вызванная, скорее всего ступором вследствие страха. А иначе как же инстинкт самосохранения? Так спокойно зарезать курицу или поросенка не получится. Но овцы принимают свою участь "безропотно".

Пора поинтересоваться, что такое кротость.

Словарь В.И. Даля дает следующее определение этому слову:
«КРОТКИЙ - это тихий, скромный, смиренный, любящий, снисходительный, невспыльчивый, негневливый и многотерпеливый».

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - Толковый словарь русского языка:
КРО;ТКИЙ, -ая, -ое; -ток, -тка, -тко. Незлобивый, покорный, смирный. Кроткий характер. Кроткая душа.

Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка:
КРО;ТКИЙ, кроткая, кроткое; кроток, кротка, кротко. Отличающийся незлобием, незлобиво-покорный, смирный. Кроткий ребенок. Кроткий нрав. Кроткое сердце.

Значение слова КРОТКИЙ по словарю синонимов:
незлобивый (незлобный),
беззлобный,
мягкий,
мухи не обидит,
мягкий,
ангельский,
голубиный…

"Кротость" - синоним таких понятий, как "смирение", "покорность", "незлобивость". Кроткому человеку чужды высокомерие и гнев. Так, Моисей проявлял кротость при несправедливых упреках Аарона и Мариами (Чис 12:3); Иисус Христос входит в Иерусалим как кроткий Царь (Мф 21:5), чтобы без сопротивления отдать Себя на истязание и распятие. Когда Бог обращается к нам со Своим словом, надлежит принимать его с кротостию (Иак 1:21). Нельзя гневаться даже на тех людей, которые выступают против Бога; их следует убеждать с кротостию (1Кор 4:21; 2Кор 10:1; Гал 6:1; 2Тим 2:25; 1Пет 3:15). В НЗ слово "кротость" часто употребляется в одном ряду со словами "воздержание", "смиренномудрие", "терпение" и "долготерпение" (Гал 5:23; Еф 4:2; Кол 3:12; 1Тим 6:11); в других случаях его смысл угадывается (Мф 5:5; 11:29; Иак 3:13)» Библейская энциклопедия Брокгауза

Что же такое кротость? Набор поведенческих реакций, типа, если ударят по одной щеке, подставь другую? Такие реакции могут быт по разным причинам. Например, меня как то сильно толкнул мужчина, обходя по тропинке, и я решила уступать всем дорогу. Да ну его, этикет, пусть проходят, если спешат. Из-за кротости? Из-за памяти. Так же причиной кротости может быть страх, как у овец, опыт, глупость, корысть, человекоугодничество… Поэтому разве можно судить только по внешнему поведению?

Иисус Христос о кротости : «Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем» (Мат.11:29).

Варианты перевода:
4239, ;;;;;
кроткий, спокойный, сдержанный, нежный, мягкий, ласковый; син.2272 (;;;;;;;).

Словарное определение для ;;;;;;:
1) нежный, мягкий, тихий;
2) несильный, легкий (;;;;;; Anth.; ;;;;;;;; Plat.): ;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;; ;;; ;;;;;;;; Plat. испытывать большие или меньшие страдания ;
3) (тж. ;;;;;; ;; ;;;; Plat.) кроткий, ласковый (;;;; и ;;;; ;;;; Plat.; ;;;;;;;; ;; ;;;;;; NT);
4) спокойный, сдержанный (;;;;;, ;;;;;; Plat.);
5) ручной, прирученный (;;;;;; Xen.);
6) успокоительный (;;;;;;;; Pind.).

Посмотрим, что нам подскажут однокоренные слова :
кроткий, кротость, укротитель, укротительница, укротить, укротиться, неукротимый.

Оптинский старец о. Макарий объясняет происхождение слова «кротость» от «короткости». «Кроток тот, кто в смирении укоротил свою волю — отказался от нее, заменив ее волей Божией и волей ближних. Поэтому кроткий человек ни с кем не спорит и охотно и с любовию выполняет все просьбы окружающих, если только они не противоречат его совести».

Я бы добавила, что кроткий тот, кто укоротил свое «я», или укротил его, как дикого зверя. А если укротил, то вот вам и нежность, мягкость, спокойствие и т.п. «на выходе».

«Мы одолеваем львов и укрощаем их нрав, и ты сомневаешься в том, можешь ли звероподобный помысл изменить в кроткий? Тогда как льву свойственна дикость по природе, кротость же противоестественна, тебе, напротив, по природе свойственна кротость и неестественна дикость... Твоя душа имеет и разум, и страх Божий, и множество пособий со всех сторон... Возможно тебе, если хочешь, быть кротким и тихим» (свт. Иоанн Златоуст)

Иисус учил подставлять другую щеку(Мат.5:39), но Сам не подставил ее в Назарете, когда Его хотели сбросить с обрыва (Лук.4:16-30). Он выгнал торговцев из храма(Мар.11:15,16), выглядело ли это кротко исходя из приведенных выше определений? А фарисеев наградил очень острыми эпитетами: «змии, порождения ехиднины…»(Мат.23:33).

А когда Его арестовали, истязали, вели на распятие и распинали…вот тут бы самое время сотворить чудо, думаем мы, некроткие, чтобы все скопом уверовали, но Иисус позволил совершить над Собой все, на что только способны грешники.

Это все кротость?

«Кротость не вообще хороша, но тогда, когда этого требует время, а без этого и она бывает слабостью»(свт. Иоанн Златоуст)

Греческое слово «;;;;;;;;» (кротость) может также означать «мягкость» или «приятность». Кроткий человек уступчив и благоразумен. Однако в большинстве языков трудно найти точный эквивалент данного слова, потому что оно описывает не внешнюю мягкость, а внутреннюю кротость и доброту, не манеру поведения, а состояние ума и сердца. https://ru.wikipedia.org/wi...


Иисус Христос сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»(Мат.5:5). Но мы вроде бы и так живем на земле? Да, но как Авраам, подобно странникам и пришельцам, или как Каин, приобретатели и потребители? Но так или иначе, подобно Моисею, наше странствование начинается в Египте, и должно закончиться в Земле Обетованной.

Предлагаю на примере Моисея рассмотреть, что же такое кротость.

В Библии сказано о кротости Моисея: «Моисей же был кротчайший из всех людей на земле»(Чис.12.3). Но он не родился таким. Напротив, знакомый со своим призванием, пророчествами, и не терпящий несправедливости, он пытался своими силами исполнить свою миссию и освободить соплеменников от тяжкого рабства. Но не получил поддержки от тех, ради кого старался. И даже совсем оказался не понят ими:

« Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим сынам Израилевым и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, сынов Израилевых.
Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.
И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?
А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил вчера Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле»(Исх.2:11-14).

После неудачного опыта освобождения, Моисей сорок лет пас овец, и учился кротости.

 
И он научился справляться со своими порывами-овцами. Только тогда Бог поручил ему вести израильский народ. Но кротость его продолжала оттачиваться и совершенствоваться и в выслушивании многократных пустых обещаний фараона, и во время странствования по пустыне, когда соплеменники неоднократно поднимали восстания, мятежи, ропот, и когда ближайшие родственники находили причины для недовольства им:

« И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, – ибо он взял за себя Ефиоплянку, – и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь»(Чис.12:1,2).

Моисей назван не просто кротким, а кротчайшим. Это потому, что он безропотно сносил подозрения и оскорбления своих соплеменников?

Когда надо, Моисей был мягок и терпелив, а также тверд и непоколебим, если требовалось. Иначе, какой же это вождь?

Что Иисус Христос говорил о кротости -
« Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»(Мат.11:28,29).

Кротость связана с пониманием своего предназначения, выполнением своих обязанностей, несением креста, следованием дхарме. Кротость – это повиновение Богу, Который доверил нам наши обязанности, подобрал подходящий крест. Это приносит умиротворение. Бог благословляет и поддерживает человека, осуществляющего свое предназначение. Человек, который понял, для чего он живет, поймет, как нужно поступать в каждый последующий момент.

Кротость человека, именно кротость , что означает тишину и спокойствие духа - предоставляет возможность для Бога взаимодействовать с этим человеком, учить его, защищать:« направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим»(Пс.24:9). Когда Моисей стал таким, чтобы можно было с ним взаимодействовать, Бог позвал его.

 
Но в Ханаан Моисей не вошел. Однако, обетование «кроткие наследуют землю»(Мат.5:5) все же исполнилось для него.

«Какая это земля?... После падения Бог назвал землею Адама, а в Адаме назвал землею и меня: земля еси и в землю отыдеши (Быт.3:19).
Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев; я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть, вводит меня во владение моим наследием, моею землею, мною, моею плотью, моею кровью, моими порывами. Кротции наследят землю, и насладятся о множестве мира (Пс.37:11)»(свщм Петр Дамаскин)

«Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа, — они называются кроткими»(святитель Василий Великий)

«Самое великое благо — кротость; приобретя ее, великий Моисей видел Бога, сколько человеку видеть можно» (прп. Нил Синайский)

Но достигается кротость через внешнее, т.е. возвращаемся к «нашим баранам», а внешнее воздействует на внутреннее. Так после царского дворца Моисей пас овец. Один послушник в монастыре пять лет поливал сухую ветку. Рассказывали, что одна знатная особа из сенаторского рода отправилась на поклонение святым местам. Прибыв в Кессарию, она предпочла здесь остаться и проводить жизнь в уединении. «Дай мне девицу, — стала просить она епископа, — чтобы она воспитывала меня для иноческой жизни и научила страху Божию». Избрав одну смиренную девицу, епископ приставил к ней. Спустя немного времени он спросил ее: «Ну как девица, приставленная к тебе?» «Она прекрасного поведения, — отвечала знатная женщина, — только совершенно бесполезна для души моей, потому что представляет мне действовать по произволу. Она очень скромна, а мне нужно, чтобы бранили меня и не позволяли мне исполнять мои прихоти». Тогда епископ, избрав другую, крутого нрава, приставил к ней. Та то и дело говорила ей: «дура богатая» или бранила ее другими подобными словами. Вскоре епископ опять спрашивал: «Какова девица?» — «Вот эта воистину приносит пользу душе моей».

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом»(1Пет.3:3,4).

Эти библейские тексты относятся не только к женщинам, потому что они делают прически и наряжаются. Кстати, отсутствие прически и наряда тоже не означает кротость. Кротость – это молчание духа, «что драгоценно пред Богом».

Но описать ее можно только используя внешние, поведенческие реакции человека. Важно за внешними поведенческими реакциями не забывать о настоящей внутренней кротости.

А внутреннее, что? Равно_душие, т.е. равное отношение ко всем живым существам, желание всем спасения, отказ от насилия. Тишина, покой в душе, а следовательно одинаковое принятие как счастья, так и горя, оскорблений и похвалы… Арджуна спрашивал у Кришны, как узнать такого человека?

«Верховный Господь сказал: О сын Панду, про того, в ком просветление, привязанность и иллюзия не вызывают ненависти, когда они появляются, и кто не жаждет обрести их, когда они исчезают; кого не выводит из равновесия воздействие материальных гун, кто остается безучастным и трансцендентным, ибо знает, что все совершается этими гунами; кто всегда погружен в себя и одинаково относится к счастью и горю; кто не видит разницы между горстью земли, камнем и слитком золота; кто одинаково встречает желанное и нежеланное; кто остается непоколебимым, одинаково принимая осуждение и похвалы, бесчестье и почет; кто одинаково относится к друзьям и врагам; кто отрекся от всей материальной деятельности, — про такого человека говорят, что он поднялся над гунами материальной природы»(Бх.г.14,22-25).

Интересное дело, как будто православные старцы «Бхагават Гиты» начитались? Просто, все праведники думают одинаково правильно:

«Кротость делает то, что человек всегда пребывает одинаковым, и при злополучных и при благополучных делах и мыслях, и не заботится ни о чести, ни о бесчестии, но и приятное и прискорбное принимает с радостию и не смущается» (сщмч. Петр Дамаскин)

Кротость это не человекоугодничество. Это спокойствие духа, когда не надо угодничать, и не надо кого-то выно- или переносить, и не надо мучиться. Человек, который понимает свой долг, будет в каждый момент времени стараться исполнить его наилучшим образом.

Не часто встречаются такие глобальные предназначения как у Моисея, а из числа общих для людей – это освободиться из тюрьмы невежества и трансформировать зло в добро. А как трансформировать, подставлять ли другую щеку, уклоняться от ударов, либо еще что то, в каждом случае решать самим.

Теперь тоже самое, но через символы.

Кроток, яко овца? Нет у овец кротости, а только поведенческие инстинкты. И у людей, живущих животными инстинктами, тоже нет кротости.

Духовная жизнь начинается с четвертой чакры. А первая, вторая и третья соответствуют плотскому человеку, животному. Именно третью чакру, где люди начинают задумываться о смысле жизни, манипуру, символизирует баран. Конкретно он символизирует поведение людей с разными особенностями развития этой чакры. Люди манипуры легко преодолевают трудности, им нравится борьба как сам процесс, точно как мои овцы тоже их преодолевали, перелезая за картошкой. Также, это упрямство, своеволие, гнев(два барана на мосту). Это бездумность, стадный инстинкт – "моя хата с краю - ничего не знаю", "все в колодец и я в колодец". Это эгоизм, алчность, накопительство – барашек-барышек-барышник. Но это и заблудшая овца, которая рано или поздно найдется. На манипуре находятся большие начальники, властные и сильные люди, предводители баранов, создающие мотивации типа – «вперед, товарищи, на баррикады». Они думают о себе… но их преимущества преходящи, они тоже бараны. Есть и человечные бараны.

Чтобы перейти на духовный уровень, на следующую чакру, надо расстаться с бараньей природой. Надо своего барана отвести на жертвенник и сжечь. Это жертва всесожжения, «ола», что значит «подниматься кверху», «возноситься ввысь».

 В тот момент, когда жертву сжигает огонь жертвенника, душа должна вознесись вверх, к своему духовному совершенству. Огонь олицетворяет истину и знание. Он поглощает ложь, невежество, иллюзии, и выжигает всякую нечистоту, т.е. низшие личностные качества. Под действием огня баран трансформируется. Огненная трансформация – это изменение старой формы на новую: был баран, стал агнец.

«Кто бабочкой к яркому пламени льнёт —
На войско огня в одиночку пойдёт:
Пусть миг проживёт лишь, огонь полюбя, —
Отдав оболочку — получит себя»
Низами Гянджеви

Аналогичные трансформации - смерть семени и рождение растения, покаяние, т.е. изменение старого образа мышления на новый.

Жертва всесожжения сгорает на жертвеннике дотла.

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка:

«ТЛО ср. дно, испод, основание, как плоскость; тло улья, тамб. тло коробьи, дно, донышко, бол. внутренняя плоскость его. Изба до тла сгорела, дочиста, до основания. Его обокрали до тла. Хлеб до тла погнил, весь, сколько было. Тляни;к полный, богатый улей, в котором соты дотянуты до самого тла.»

Наречие «дотла» образовалось от сочетания «до тла», т.е. до дна, до основания.

Когда баран со всеми своими бараньими страстями сгорает до основания, то в основании обнаруживается агнец, божественный огненный дух, который чист, невинен, непорочен и кроток, что составляет высшую, бессмертную основу человеческой личности. Кроток как агнец, вот это будет правильно.

«'Тот кто не сжигает себя, не будет озарён Богом», — писал Парацельс. Иными словами, тот, кто не делается лучше, тот становится хуже.

Какова мораль сего повествования?

Ура, мы агнцы?!

Но удалось ли жертвоприношение? Доволен Бог? Есть чему радоваться, и чем хвалиться?

Известный святой, Симеон Столпник, тоже однажды подумал, наконец то, его жертвы достигли Бога, когда увидел перед собой огненную колесницу. Сияющий ангел сказал: "Симеон, Господь послал меня к тебе, чтобы я взял тебя, подобно Илии, на небо: ибо ты достиг такой чести за святость жития твоего, и пришел уже час принять тебе венец похвалы от руки Господней...".
Не распознал святой сразу вражеского прельщения и сказал: "Господи, меня ли грешника хочешь взять на небо?" И поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на колесницу, но вместе с тем осенил себя крестным знамением. Исчез от последнего сатана вместе с колесницею, а прп. Симеон казнил себя потом в течение года, стоя на одной и той же ноге, которую поднял.

О себе надо думать скромно, например, так:

Одного старца спросили: "Кто суть козлища в Евангелии, а кто — агнцы?" Старец сказал: "Козлища — это я, агнцев знает Бог".



Фото: Картина "Моисей в пустыне". Художник: Аскназий Исаак Львович
 

Продолжение следует "Об огне Божьем" http://www.proza.ru/2016/11/09/566


Продолжение о кротости Моисея - "Как кротчайший не разбил скрижали" - http://www.proza.ru/2016/12/03/683


Рецензии
Боже!Боже! Вот это мощь!!! Ты мне открыла глаза!!! Огромное спасибо!!!!!!!!!!!!

Рина Лисицкая   29.01.2020 22:53     Заявить о нарушении
Слава Богу! Видать, не зря я с овцами и баранами "заморачивалась")))...

Людмила Возняк   30.01.2020 09:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.