Рецензия

                Рецензия.
                (Рассказ драматурга)

               Я очень люблю рассказывать эту сцену. Особенно моим молодым коллегам, когда они, розовея от волнения, проникновенно сообщают, что некто очень значительный с симпатией отозвался  об их сочинениях.
                Делаю я это из самых лучших побуждений, что конечно же будет понятно по окончании рассказа.
               Тридцать лет тому назад я написал первую в своей жизни пьесу и , естественно, отправил её по почте Известному Драматургу.  Через несколько недель тот отозвался и пригласил меня для разговора в Литературный институт.
                То обстоятельство, что драматург позвонил мне сам, первый, сразу же расположило меня к нему и через край наполнило гордостью. Но как же, мировая знаменитость, звонит начинающему писателю, любезнейше беседует с ним, делает какие-то благожелательные авансы, и приглашает для разговора, не жалея своего драгоценного времени… Ну как тут не сойти с ума? И я сошёл… Выразилось это в том, что не было человека, которому я бы не рассказал об этом событии… Причём незаметно для себя я проникся горячим уважением к творчеству Драматурга, хотя до разговора с ним, ну совершенно не мог считать себя поклонником его бесспорного, но несколько тяжеловесного дарования… Смешно сейчас вспоминать об этом, но что было, то было…
            И так я молод, и я иду в Литературный институт на встречу со знаменитым писателем… Тверской бульвар весь в снегу, но тепло… Я одет в красивую финскую куртку и меховую круглую шапку «под Шаляпина». Вокруг снуёт масса румяных девушек и я ещё не похож на старую раскормленную жабу… Боже, как хорошо!
              Драматурга мне пришлось дожидаться в учебной части. Это была большая комната с низким потолком, плотно заставленная чрезвычайно ободранной, но удобной мебелью. Когда я вошёл в неё, то первый, кто мне попался на глаза, был Знаменитый Поэт, лысый старик лет семидесяти, с невероятно высокомерным выражением лица. Он очень стройно сидел в колоссальном, чёрном кресле,  и размышлял о чём-то… Я шёпотом поздоровался,  и почтительно сел подальше от него, на расшатанный, лохматый стул дикой расцветки.  В комнате кроме нас была женщина, которая писала что-то, не обращая на нас никакого внимания. Услышав моё приветствие,  Поэт быстро поднял голову, бросил к переносице свои необычайные, знаменитые,  кустистые  брови, и устремил на меня грозный, и как бы пронзающий взгляд. Я оторопел и опустил глаза в пол. Стало тихо… Когда я осмелился вновь оглядеться, то увидел, что Поэт по-прежнему  грозно смотрит в мою сторону, но было ясно, что меня он уже не видит, и вообще видеть не собирается. Я опять опустил глаза. Поэт неожиданно легко поднялся и забегал по комнате. (Я исподтишка наблюдал за ним.) Вот он добежал до угла комнаты и долго, неподвижно стоял там, внимательно глядя в стенку. Потом, вдруг, легонько похлопал себя по карманам и побежал в противоположную сторону. Добежав до телефона, он набрал номер, назвал свою фамилию и тут же бросил трубку. Причём все его действия сопровождались странным гримасничаньем: то вдруг лицо его становилось злобно-высокомерным, то неожиданно освещалось детской, радостной улыбкой, такой жуткой на его жёлто-сером лице. Ясно было, что Поэт, не зная куда себя деть, развлекается одному ему известным способом.
--Филипп Яковлевич, перестаньте мотаться. Надоело,--сказала женщина, и Поэт покорно сел в своё кресло. В этот момент хлопнула дверь, и в учебную часть вошла девушка лет девятнадцати, очень румяная и очень хорошенькая. Узнав Поэта, она страшно растерялась, и медленно села на один из стульев, стоявших против него. «Ну, сейчас начнётся!»--пронеслось у меня в голове, и «оно» действительно началось. Да как! Увидев девушку и мгновенно оценив её состояние, Поэт понял, что лучшей жертвы для развлечения ему  не найти.
К тому же очень было соблазнительно лишний раз испытать силу своей славы на этом «мышонке».  Приподняв брови и сложив фиолетовый рот в кружок, Поэт выпрямил спину и в упор вперился в девушку интригански-похотливым взглядом. От неожиданности та вздрогнула и, обмерев, скосила прекрасные глаза, лишившиеся всякого выражения, куда-то под стол. Поэт радостно задёргал коленками и, желая добить её окончательно, открыл рот, чтобы спросить о чём-то, но появление Драматурга помешало ему. Вежливо кивнув мне, и попросив минуту подождать, Драматург подошёл к Поэту и вытащил из маленького портфеля какие-то листки. Поэт мгновенно скорчил презрительную мину и отвернулся от него. Не обращая внимания на такой приём, Драматург протянул ему листки со следующими словами:
--Этот человек мне никто и ничто. Так себе, приятель моей племянницы… Пожалуйста, посмотрите его стихи, может быть в них есть что-то…
         Поэт, не глядя на Драматурга, с той же презрительной физиономией взял рукопись, царственно-медленно приблизил её к глазам, и, не успел Драматург отойти от него на три шага, капризно завизжал:
--Нет! Нет!—и с наигранным омерзением протянул рукопись Драматургу.
--Как, уже?!—удивился Драматург, и не очень аккуратно стал укладывать листки  в портфельчик.
--Нет! Нет!—опять прокричал Поэт,  и, в сопровождении сладкой улыбки, послал девушке один из самых своих впечатляющих взглядов.
--Надо же как быстро,--пробормотал Драматург и сел рядом со мной. 
Он кратко повторил мне всё то, что уже говорил о пьесе, и дал несколько действительно очень ценных советов. Вообще это большое счастье для начинающего писателя, если у него есть возможность показать свою писанину писателю опытному. От этого часто зависит его судьба. Я попросил у Драматурга разрешения звонить ему. Он разрешил, улыбнулся, пожал мне руку, и ушёл продолжать занятия со студентами. Поэт тоже ушёл.
Я, осторожно, провожая его взглядом, с содроганием подумал, что вполне мог бы напрямую, или даже с посредником, попасть в руки такому как он «рецензенту», и он, под влиянием мимолётных настроений, с удовольствием раздавил бы меня, как муху. Раздавил, и спокойно пошёл бы по своим делам, по пути строя глазки хорошеньким девочкам.
          Когда я вышел на улицу, шёл снег. Я хотел немного пройтись, но почувствовал, что устал смертельно, и решил добраться домой на троллейбусе.  На остановке стояла девушка с необычайно ярким румянцем, напомнившем мне сцену в институте, и я рассмеялся. Девушка удивлённо посмотрела на меня, и оскорблённо отвернулась, а я продолжал смеяться… Дело в том, что перед глазами у меня возникла другая сцена, естественно и закономерно вытекающая из той, что я наблюдал в институте: придя домой, и выпив чашку чая, Драматург позвонит своей племяннице  и сообщит, что он познакомил Знаменитого Поэта со стихами и тот, конечно же внимательнейшим образом прочитал их, и пришёл к следующему выводу: что, мол всё это ужасно сыро,  но не бездарно, и что нужно много читать и много--много работать… Пусть на первых порах в стол,--но писать. Не надеясь на быстрый успех. И повесив трубку, Драматург пойдёт в свой кабинет и сядет за свою новую пьесу, совершенно забыв о племяннице и поэтах.
             И вот за второй сценой набегает сцена третья, завершающая: Молодой Поэт  влюблено смотрит  на портрет Знаменитого Поэта и грудь его стеснена от нежных чувств…
--Цветами! Цветами укрась портрет этой свиньи!—неожиданно громко, с яростью выкрикиваю я… И люди на остановке,  вздрогнув, отодвигаются от меня подальше…


Рецензии
Как все точно и правильно. Великий убивает также по-великому. А его доброта зависит, выпил ли он кофе со сливками, или полизала ли накануне его прибор молодая карьеристка. "Нет, нет, нет". Не стоит искать благосклонности сильных мира сего. Лучше почитать пьесу нищим или простым. Знаменитость слышит только себя. А простые неискушенные люди меряют искусство душой с двумя вариантами: понравилось или не понравилось. Что на самом деле самая верная оценка.

Юрий Шель   22.08.2022 13:12     Заявить о нарушении