Обычная жизнь в необыкновенное время

   
        С волнением и неясным даже сейчас для меня настроем я  берусь за изложение своих мыслей. Не  совсем простая  идея высказаться по посетившим меня  соображениям возникла не сразу, а созревала постепенно, в течение  длительного времени. И волнение оттого, что теперь я решился на такой шаг.
    А неясный настрой оттого, что я сам еще не определился окончательно с теми чувствами, которые охватывают меня, когда я в очередной раз обращаюсь к первоисточнику своих рассуждений.
   Чтобы не интриговать читателя таким  неопределенным началом своего рассказа, приступим к главному.
   
    Есть у меня слабость, перед которой я не всегда могу устоять. Я с детства любил читать книги, прочел их несчитанное количество,  с возрастом страсть к чтению немного поубавилась, зрение стало подводить,  но желание подержать в руках интересную книгу, полистать страницы, найти что-то новое для себя от этого не убавилось. А если еще содержание книги из  сферы моих увлечений,  то есть полная гарантия, что эта книга пополнит мою библиотеку.  И так бывало неоднократно.
      
 В результате такой «слабости» у меня к настоящему времени собралось около девятисот книг. Кто-то скажет: - Зачем покупать, все можно в интернете найти. Да, можно. Но тогда, когда знаешь, что искать. А объять все ресурсы Сети невозможно и то, что могло бы заинтересовать, проходит мимо. И еще один момент. Интернет стал нашим помощником в последние два десятилетия, а до этого времени главным источником информации были бумажные носители, книги. Их и собирали.
    
В начале  2015 года в витрине одного из киосков «Пресса» я увидел рекламный буклет на новую серию книг издательства  ДеАгостини под названием «Наука. Величайшие теории». Первой книгой в этой серии, с символической рекламной ценой в сто рублей была книга об  Альберте Эйнштейне.
 
Кому не известно это имя и его знаменитая формула Е = mc2 ?  Ученый, который сто лет назад рискнул перевернуть все устоявшиеся понятия в физике, своей новаторской теорией относительности дал огромный толчок вперед многим направлениям современной научной мысли. Естественно, я не мог спокойно пройти  мимо киоска, посмотрел книгу и аннотацию к серии. И уже не мог устоять  перед  искушением - приобрести не только первую книгу, но и все остальные, которых обещали  выпустить в течение года целых пятьдесят!
     И это должны были быть книги  обо  всех всемирно известных ученых не только нашего времени, но и  тех, кто закладывал  основы  науки  в мире.  Эвклид - первый известный автор книги по математике «Начала», Архимед, Исаак Ньютон - автор дифференциального и интегрального исчисления, Леонард Эйлер – создатель математического анализа и теории графов, Г.В. Лейбниц –создатель двоичного исчисления и калькулятора, Х. Гюйгенс, Л. Э.Больцман, Э.Резерфорд, Макс Планк, Нильс Бор, В.К.Гейзенберг, Э.В. Паули,  -  это только небольшая часть тех  ученых, с книгами о которых  мне предстояло  познакомиться.
    

            Нам со школьных времен известно большинство этих имен. Но что за ними стояло?
   Закон Архимеда, три закона Ньютона, другие законы, аксиомы и теоремы. Мы их изучали, пользовались при решении задач, но кроме связи «имя – закономерность» в этой информации ничего не было. А ведь за каждым ученым была целая эпоха, научный поиск, жизнь и борьба, нередко с трагическим концом. Мне  всегда было обидно, что кроме  законов и теорем, я ничего не знал об этих людях. И вот  еще в школьные времена я стал собирать такие книги. Мне повезло. Тогда, в шестидесятых годах, большими тиражами издавались книги в серии «Жизнь замечательных людей»,  и вот тогда собирание книг стало моей страстью на всю жизнь. Тогда я приобрел книги об Э. Резерфорде, М. Кюри, Э. Галуа.
        О книге «Эварист Галуа» хочу рассказать  отдельно, потому что она была самой первой книгой, приобретенной для моей коллекции и потом безвозвратно утерянной. Это была история трагически короткой жизни молодого гениального  французского ученого-революционера, прожившего неполный двадцать один год, погибшего на дуэли от руки провокатора-убийцы, но совершившего в математике огромный скачок. Математики Франции и Европы оценили его труды после его смерти только спустя пятьдесят лет!
      
       Эта книга поразила меня своим содержанием. Я рассказывал о ней своим друзьям, знакомым. И, естественно, ее попросили у меня почитать, это был человек из близкого окружения, студент физико-математического факультета Краснодарского Университета. Итогом стало то, что книга была «зачитана» и ко мне больше не вернулась. Я очень жалел об этой утрате, потому что она была для меня своеобразным символом науки, образцом научного подвижничества и первым экспонатом моей будущей коллекции книг.
      
      И вот  теперь мне улыбнулась  удача. Я понял, что второй  возможности получить такой уникальный комплект книг об ученых всего  мира мне не представится. Эти книги сами шли в мои руки, оставалось только с нетерпением ожидать еженедельно нового выпуска.  Каждую новую книгу я  открывал  с  ожиданием  очередной встречи  с непознанным в мире знаний, том мире, который всегда был рядом но был невидим и неощутим. Это, наверно, немного смешно, когда взрослый человек, которому под семьдесят, с таким нетерпением, как маленький мальчик в ожидании подарка от деда Мороза, дожидается очередной книги.
      
     Но надо признаться,  - мои ожидания были не напрасны. Я действительно получил так долго ожидаемую тихую радость от того, что мои руки прикасались к очередному номеру серии, и  я с головой погружался в историю жизни очередного   маленького мальчика, которому судьба даровала счастье сделать в недалеком будущем такие открытия, которые определили на столетия весь ход науки. Среди таких мальчиков ученый мир называет гениального математика Карла Фридриха Гаусса (1777-1855), который в 10 лет в школе решил  за несколько минут сложную задачу сложения  100 членов ряда натуральных чисел!
   
     История открытий интересна сама по себе,  так как им всегда предшествует  череда каких-то явлений, событий, накопление  сведений многими людьми. Но когда читаешь о том,  как к таким открытиям подходит конкретный человек со своим видением мира, своими ощущениями   и мысленными озарениями, становится удивительно и задаешься вопросом: - Как он мог додуматься до такого?
     Важно отметить, что во времена великих открытий ученые не были исследователями только одной узкой области знаний. Каждый из них  был универсалом. Это были всесторонние исследования одновременно во многих областях. Это было проникновение  в глубину  познаний о мире, стремление философски осмыслить миропонимание.  Поэтому упоминание здесь об отдельных открытиях героев книг не есть только эти открытия, а это главные среди других многих. Исследования многих ученых пересекались во времени, шли параллельными курсами, зачастую опровергая ошибочные умозаключения, дополняли и перепроверяли выводы, подтверждали теоретические предпосылки практическими лабораторными опытами.
   
Было бы неверно думать, что все великие  научные идеи были высказаны и научно обоснованы в молодом возрасте этих великих людей. Да, австрийский ученый Эрнст Вольфганг Паули (1900-1958) в 25 лет открывает новое квантовое число электрона - спин, а в 30 лет выдвигает гипотезу о нейтрино. Макс Планк выдвинул квантовую гипотезу в 42 года, а  В.К. Гейзенберг разрабатывает основные постулаты квантовой теории в 24 года. А для  многих самые  главные выводы были результатом многолетнего труда, исканий, ошибок и неудач, борьбы с противниками научной мысли,  ошибочными мнениями, борьбы с государственной системой и религией.
      Н. Коперник (1473-1543), Г. Галилей (1564-1642), И.Кеплер (1571-1630) известные своими открытиями в области астрономии, в течение своей научной деятельности подвергались преследованию святой инквизиции. А Джордано Бруно (1548-1600), высказавший мысли о бесконечности Вселенной, вообще был сожжен на костре. 
 Х. Гюйгенс (1629-1695) создал основы волновой теории света в 61 год. За пять лет до смерти.
    Датский ученый Нильс Бор(1885-1962) был антифашистом, а немецкий ученый  Вернер Карл Гейзенберг (1901-1976) был лояльным к фашистскому режиму  и  работал в Германии до последнего для войны.
   
      Меня могут спросить: - А что русские ученые ничего не внесли в развитие мировой науки? Вопрос резонный и требует ответа. Конечно же, и без всяких сомнений можно сказать, что наши русские ученые тоже в этом славном ряду. Только почему-то  за основу для серии взята вся зарубежная литература о всех иностранных ученых. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в серии есть два русских ученых, которым полностью посвящены книги.
       Это книга о Льве Давыдовиче Ландау (1908-1968), главными исследованиями которого  были сверхтекучесть и сверхпроводимость. Вторым ученым, о котором написана отдельная книга, является Георгий  Антонович  Гамов (1904-1968), сделавший ряд открытий, как в области строения атомного ядра, так и в области астрофизики. Именно Гамов изложил впервые теорию Большого взрыва. Но и в их жизни были трагические моменты, которые немало повлияли на дальнейшую научную карьеру.
      
  В книгах об этих ученых есть краткая информация и о других ученых России. О Дмитрии Дмитриевиче Иваненко (1904-1994), первым высказавшем предположение о составе атомного ядра из протонов и нейтронов. Петр Леонидович Капица (1894-1984), лауреат Нобелевской премии по физике в 1978 году за «фундаментальные изобретения и открытия в области низких температур». Мы все знаем имена М.В. Ломоносова, открывшего атмосферу на Венере, Н.И. Лобачевского (1792-1856) давшего миру неэвклидову геометрию.  Из  идей   Лобачевского впоследствии родился  четырехмерный мир теории относительности. Список можно многократно продолжить.
   Несомненно, что в России и сейчас есть ученые, имена которых пока известны узкому кругу, и сведения об их открытиях еще только предстоит узнать. Всему свое время. И я надеюсь, что о них будет написана  блистательная серия книг.

      Признаюсь, даже мне, технически относительно неплохо подготовленному человеку,  не всегда и не все понятно в отдельных разделах этих книг, потому что в них в сжатой форме излагается основная  идея открытия. Достаточно много математических выкладок, формул. Признаюсь, я эти доказательства пробегал бегло взглядом, обращаясь уже к выводам,  но и этого мне было достаточно, чтобы понять идею.  И это не мешает с интересом следить за общим ходом рассуждений, приводящих к окончательным выводам и результатам.  Интересно и то, что в каждой книге в предисловии  рассказывается о том реальном значении, которое имеет данное открытие в современном  прикладном виде. Так исследования Д. Неймана (1903-1957) и  А.М. Тьюринга (1912-1954) в области математической логики, теории чисел позволили создать компьютеры и теорию их развития.
   
    Каждая новая книга серии об отдельном направлении в науке. И  особенно интересно и  приятно, читая об истории развития теории  строения атомного ядра, квантовой физики и квантовой механики, двойственной теории электрона и прочих удивительных свойствах микромира, вспоминать, что об этом нам рассказывали преподаватели в  ВУЗе.  Читая о  каждом новом направлении исследований в этих областях,  я с удовлетворением для себя отмечал, что об отдельных аспектах этих исследований мне уже известно из предыдущих книг серии. И я ощущал  себя  в какой-то степени соучастником этих исследований. Серия  настолько поглотила меня, что я каждый вечер старался уделить время чтению очередной порции страниц.
         
        Я как бы заново открывал для себя  все те тайны материи,  о которых  так горячо спорили участники  мировых научных конгрессов. А потом ко мне пришло понимание одного важнейшего факта, о котором я раньше не задумывался. В изложении жизненной и научной деятельности каждого  ученого было много  факторов социального, экономического, политического, морального плана. Вся жизнь  каждого героя очередной книги отмечена точными датами событий от рождения до смерти. За  исключением ученых древности, естественно. 
    И  вот однажды ко мне пришла  простая по сути, но очень важная, для меня важная, мысль. Большинство ученых, имена которых  связаны с  фундаментальными открытиями в области строения атомного ядра, квантовой физики, квантовой механики, антивещества и т.д.  жили и  делали свои открытия в середине прошлого ХХ века,  в то время когда я уже появился на свет. А к тому времени, как я поступил в институт,  эти открытия уже утвердились в научном мире как истины, которые мы уже изучали в программах ВУЗов.
         
    Книги серии  не всегда просты для чтения,  но если мне очень интересна тема, я готов посвятить целый  вечер только  тому,  чтобы разобраться в тонкостях идеи. Мне не хочется становиться заурядным «ремесленником  от науки», хотя  я и не отношу себя к категории ученых, но я не хочу упустить то, что можно узнать. Я прочитал  еще не все книги из этой серии и это радует меня. Мне предстоит узнать много нового и интересного.
   
      И   вот здесь я  возвращаюсь  к моему высказыванию относительно моего неясного настроя. Трудно точно определить это ощущение, понимание факта одновременного  сосуществования   меня  и этих всемирно известных людей  в одно и то же время. Это можно назвать сопричастностью к эпохе таких важных открытий, это и моя маленькая личная гордость за то, что я жил вместе с ними в одно время. Жаль, конечно, что нам невозможно было увидеть этих людей воочию,  но ведь есть и такие, кто знал и знает их лично!   Это  гордость за принадлежность  нашего поколения к эпохе великих открытий.
    
 В своем  кратеньком, иначе не назовешь, обзоре я попытался выразить  свое удовлетворение, простое чувство удовольствия от того, что мне повезло иметь такие книги.  Очень трудно рассказать обо всех книгах. Хотелось бы подробнее рассказать о каждой книге, о тех интереснейших фактах, которые там описаны, но  это было бы очень длинное повествование. Книги живут дольше, чем люди. Придет время и эти  книги, я надеюсь, будут читать  мои внуки и правнуки, и будут завидовать тому, что их дед жил в такое время.
        А открытия продолжаются, наука идет вперед, человечество на пороге открытия способов извлечения неограниченной энергии из пространства. И я с нетерпением и надеждой  жду, что это произойдет при моей жизни, такой  обычной в такое необыкновенное время!


Рецензии
Уважаемый Алексей Андреевич! Длительное время я слежу за вашим творчеством. А сегодня хочу обратиться к Вам с просьбой. Зайдите, пожалуйста на страницу автора Иосифа Семкина (http://www.proza.ru/avtor/drukar) и прочтите хотя бы несколько глав его последней публикации Коммунизм - 50 лет спустя. Возможно повесть Вас заинтересует.

Николай Воробьев   13.01.2017 17:18     Заявить о нарушении