9. Муратов о выставке Фалька в Доме учёных
А ещё через три года в одной их статей побывавшего на нашей выставке П.Д. Муратова серии «История художественной жизни» в журнале «Идеи и идеалы» я прочитал:
«Первой после персональной [выставки. –МК] Грицюка шла по плану персональная выставка московского живописца Р.Р. Фалька. Выставка Фалька показывала новосибирцам особенный гармонически устроенный мир, в котором не было места публицистике, отчего она не стала вневременной и бесхребетной.
Яркие краски, острые формы предметов, характерные для Фалька 1910-х годов, для «бубново-валетского» периода его творчества, уже в 1920-е годы сменились вдумчивой неторопливой живописью, обращённой не к массам, а к личностям.
На его выставке не было ораторов и полемистов. Как им быть, если надо было вглядываться в тонкости фальковской живописи, культивирующей нюансы тона, цвета, фактуры, вникать в образы её минорного тона, в невесёлую задумчивость портретируемых. Трагических черт в них нет, но и улыбки тоже нет.
Улыбку заменяет очевидная жизнестойкость изображённых людей, выявленная гармоническим строем картины. Полторы сотни портретов, пейзажей, натюрмортов Фалька показывали весь его творческий путь от времён обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества до последних дней жизни.
Самая ранняя картина на выставке – «Лиза на солнце» (1907) – удивляла свежей импрессионистической живописью. [Эта картина приведена мною в главе пятой. –МК]
Фальк тогда ещё учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, все основные достижения в искусстве были у него ещё впереди, но и «Лиза на солнце» была достижением его ранней поры.
Далее шли полотна, совмещающие цветность русского народного искусства, отголоски которого жили в 1900-е годы не только в народных промыслах, но и в рекламных вывесках городских торговых лавок («Пейзаж с собакой»), с заветами П. Сезанна («Старик», пейзажи Крыма, «Мужчина в шляпе»).
Более тридцати работ представляли парижский период художника. Фальк и в Париже писал портреты, пейзажи, натюрморты, простые по композиции, сложные по гармонической, лишённой внешних эффектов живописи, чаще всего темной или лучше сказать – неяркой, но ясной.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/05/2123
Свидетельство о публикации №216110502114