Гороскоп Андрея Тарковского

Людмила Корина

Гениальный режиссёр мирового кино

Время, прошедшее со времени гибели  режиссёра, подтвердило его значимость в истории мирового кино.

Эмиль-Пигмалион(Лотяну) искал свою Лолиту-Галатею, Андрей в подруге жизни видел молодую женщину, похожую на свою мать. Лариса Егоркина-Кизилова была такой - в расцвете возраста -25-30 лет, не из артистической  среды, с сильным  характером, как говорят сегодня  - жесть. Разведена, с дочкой Олей. Ассистентка появилась в 65м на съёмках "Андрея Рублёва" и в годы Сатурна к концу 60х(все вовлечённые в конфликт были овнами) вытеснила из сердца Андрея его первую любовь Ирму Рауш(из поволжских немцев).
 
Они полюбили друг друга и поженились  ещё будучи студентами на курсе Михаила Ромма во Вгике),Андрей любил и долго добивался Ирму, родившую их первенца Арсения. Лариса и Ирма  родились  в астральной близости- 15го и 21го  апреля 38го.

Родные Андрея были в смятении. Летом 70го, за месяц-два до рождения сына,  Тарковский  вторично женился, но  с Ирмой они шли  к разрыву  давно. Она с тех пор молчала об их разрыве, и только по прошествии десятилетий что-то поведала в интервью. Хохотушка в молодости, она полюбила одиночество, поездки в  монастырь в Коломенском.

Ирма  Рауш– актриса первых фильмов мужа, сыграла мать подростка в “Ивановом детстве”, за роль “блаженной” в “Рублёве” была признана в Венеции лучшей актрисой года. Общение сына Арсения с отцом долго не разрешала. Но с дедом поэтом тот до самой смерти Арсения Тарковского  дружил. Профессию выбрал не артистическую, став хирургом. Ирма отказалась сниматься в “Зеркале”, эту роль жены и матери в семейном фильме сыграла  Маргарита Терехова.

На  первом просмотре фильма Ирма, по её признанию, плакала от начала и до конца. Сестра Марина от эмоций и слёз так волновалась, что подойдя к брату после сеанса, поцеловав,  не смогла ничего сказать. Этот фильм, в котором участвовали мать и отец Андрея, стал самым лиричным и вершинным среди картин гениального режиссёра.

Лариса Егоркина- Кизилова была ассистенткой на Рублёве". АТ общался с ней на “Вы”. Первую любовь мальчика в “Зеркале» сыграла дочь Кизиловой Ольга.. Кавказские корни АТ – миф. Только польские.

Находясь в Европе,АТ просил, чтобы вернули сына Андрея, Олю Кизилову.Сестра Марина пишет, что Лариса написала безграмотную надпись на памятнике : Человеку, который  увидел ангела.

Бергман: новый киноязык АТ – жизнь как сновидение, медленное действие – сначала утомляет, потом завораживает и возникает новое ощущение. Так долго длинными планами никто не снимал. Настоящая жизнь камуфлируется под сны. Мышкина хотел сыграть сам наряду с Солоницыным.”Сталкер” получил в Италии приз Давида Донателло 1980, “Ностальгия “ в 82м получила премию за режиссуру наряду с его кумиром Брессоном.(А на вручении премии в Каннах, не самой главной,Андрей так волновался, что уронил это свидетельство на пол).

Сестра: "Как можно на такой мещанке жениться ?”.Её муж Гордон :он был в клетке 30 лет  в своей стране и у второй жены.(Это мнение самых близких. Не слабая оппозиция, чтобы Лариса защищалась, как тигрица).

“Сны Сталкера” Евгения Цымбала, “Чтобы помнили”Ал.Кайдановский, “Обратная сторона Сталкера “ Игоря Майбороды
 
Запад расширяет сознание.
А.Т.думал о фильме про Св. Антония, но заказа Запада не получил.
 
Чёрно-белые кусты в “Зеркале” – образ полуголодного детства. Кайдановский был похож на Ван-Гога, написал сценарий, мечтал его сыграть. Писал песни на стихи Гумилёва”Завещание”.
 
 Все избранницы Тарковского похожи на его мать Марию Ивановну Вишнякову – красавица Ирма, нежная Терехова, и более простонародная Кизилова, ставшая точной копией  его матери  в своём и её позднем возрасте.

Западные избранницы увлечений режиссёра тоже их этой категории. За три месяца до смерти Андрею показали фотографии его сына, родившегося  от романа с норвежской художницей по костюмам Ингер Персон, - её после смерти брата приветила благородная сестра  Андрея Марина, и  поддерживает   с ней семейные отношения.
Арсений(1962), Андрей(7.8.70) и Александр (1986) – красивые, статные, похожие на отца. Сын Андрей, оставшийся на Западе, стал режиссёром-документалистом, руководит фондом и архивом  Андрея Тарковского во Флоренции.

На съёмках “Сталкера” новая жена режиссёра-постановщика  Лариса рассорила всех со всеми. Отвадила друзей, отдалила мужа от родных. Держала его в своих крепких объятиях до самой смерти. Но астролог знает как трудно ей с мужем было в бурных невыносимых событиях своих судеб в годы испытаний, которые шли чередой. Два Овна. 4.4.32 и.15.4.38

В год Сатурна в Овне(68й) я  тоже Овн , работала ассистенткой  на летней экспедиции у Шукшина. Теперь понимаю, почему меня испытывали на студии “странные люди”.Гнобили и побаивались. Думали,  что я  -  Егоркина-Кизилова, а я по сути была Рауш. Я укрылась на студии  от преследования КГБ, заманивавших меня переводчицу в свои сети. Выстояла. Но уроки кинематографа стали для меня  памятными на всю жизнь. Снимали мы те два месяца экспедиции на свежем деревенском воздухе, окружение актёрское было отличное. Климат зловония создавала одна баба  в  пенсионном возрасте, с мужской фамилией Николаевич, помощница Шукшина. Она дико ревновала влюблённого в меня В.М.

События “Сталкера” развиваются в “Зоне”, в её смертельных испарениях. Искали местечко чем гнилее, тем вернее и загадочнее. На нас смотрят страдающие лица актёров, поклонявшиеся режиссёрской славе и таланту Андрея. Терпели, несмотря на адовы муки, опасность  своему здоровью...

“Сталкера”  сначала хотели снимать на заброшенных  китайцами средневековых шахтах в Таджикистане. Жуткий инопланетный пейзаж. Там случилось землятресение и съёмочной группе негде было жить. Потом нашли в Запорожье заброшенный завод и вокруг последствия индустриального катаклизма и зловония. Затем открыли местечко  “получше” недалеко от Таллина. В первом варианте картины от  помойки шёл пар – его  красиво запечатлел гениальный оператор Рерберг. Этот первый “Сталкер” погиб при проявке плёнки. Последовавшие со временем смерти оператора, Андрея, Ларисы  и Солоницына от рака лёгких – вписываются в любование этими «красивостями». ”Зона” пришельцев не отпустила.

Андрей не  сразу продумал сюжет – нервничал и злословил, не без участия жены. Сломал карьеру оператору  Георгию  Рербергу. В альтернативе – кого снимать: актрису или Ларису, выбрал Фрейндлих, но супруги затаились против оператора, в окончательном варианте фильма, используя его кадры, имени в титрах не оставили. Юсов и Лебешев снимать отказались, Калашников на 9м варианте ушёл – режиссёр бился впустую, умучивая артистов и помощников(Цымбал и Чугунова).Оператор Княжинский справился, но к этому времени третий вариант был продуман, и козни звёзд поутихли. Мосфильм Хотел полмиллиона рублей  загубленных  в проявке   двух тысяч  метров Кодака на Рерберга повесить.

Некоторые считают, что виноват был инженер Коноплёв, купивший  через посредников плёнку подешевле в Японии, на грани истечения сроков годности, получив за это премиальные. Нужны были дополнительные химикаты, а их заменили на советские. Изображение получалось без чёрного цвета.

Гонимый Сатурном  Тарковский щедро поделился с Рербергом своими невзгодами.
Тому и дальше не везло –сохранённые монтажёром Фейгиной срезки с первого варианта картины сгорели вместе с ней при пожаре в её квартире.

Существуют и другие версии  злоключений с плёнкой. Есть утверждение, что Тарковскому намеренно вредили, другое – что плёнку поставила немецкая фирма. Анатолий Петрицкий, работавший с Лотяну в те же годы, свидетельствует в видеоинтервью, что Эмилю немцы подарили в обход отдела труда “Мосфильма” 20!тысяч метров Кодака и они снимали фильм “Мой ласковый и нежный зверь”  без экономии на дубли.

О проблемах с плёнкой не упоминает. Делиться  подаренной плёнкой с “Мосфильмом” они не стали. Там скаредно на картину отпускали 5 тысяч метров Кодака. А все 80е годы, когда печатали на Агфе, практически загубили работу съёмочных групп – на почти бесцветные, едва тонированные кадры смотреть невозможно. Чёрно-белые картины выглядят современнее.

ГОРОСКОП АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

Пора сказать  о характере Андрея, во многом зависящего от астральных составляющих.Он родился в ночь на 4 апреля  1932 года в Юрьевце Ивановской области и сразу был записан отцом в реестре.

Почти весь спектр планет в созвездии Овна, парад планет  в их  конфликтной близости - планеты блага и испытаний вперемежку. Перечислю выводы, опустив названия планетных сцепок натальной карты Тарковского :
их часто называют гениями, властны, неистовы, уверены в себе, их поэтическая душа отзывчива музыке, успешны у женщин, чувства превалируют над волей. Эмоционально связаны с домом и семьёй, верны в любви. По часу рождения в 2.10, родился в Юрьевце, точка известности в 13.гр Скорпиона – Королевском градусе. Славе соответствует тригон его парада планет Юпитеру в 13гр. Льва.
 
Самоуглублённость и самомучительство, погружение в бездны и предопределённость сложного пути в жизни и искусстве от квадратуры Плутона в Раке и Точки Фортуны в Козероге, охватывающих его основной узел планет в Овне. Лилит в соединении с Марсом, -  непрязнь и гнев человека непереносим окружению.  Самоеды.

Весь перечисленный коктейль идёт во славу, притягивая интерес, выделяя из среды.
Звёзды звёздами, но и приличия надо соблюдать. Он их соблюдал, пока натиск планетный был переносим. Когда проходящие по небу планеты испытаний жалят поочерёдно его сложные планетные узлы натальной карты – тогда всё рушится и идёт наперекосяк.

Но время всё расставит по своим местам. Молодой кинорежиссёр Игорь Майборода создал фильм”Обратная сторона Сталкера”, проясняющий конфликты съёмок  многострадального фильма. Работу художников(Бойма и Абдусаламова) Андрей заначил, объявив себя в титрах художником. Отметил только молодого оператора Княжинского. По поводу инцидента с испорченой при проявке плёнки Юсов не поддержал наезд режиссёра на Рерберга, не усомнился в его профессионализме.

Тарковский бросил Георгию в лицо: руки не подам, вон!(тут подтекстом шёл спор о том, кто из них  гениальнее). На той же плёнке ранее Рерберг снял фильм в Японии с Соловьёвым, но японцы при проявке подбирали режим.

На побоище “Мосфильма”, где всё хотели списать на Рерберга, его спас оператор Нахабцев, работавший с Лотяну в конце 70х . Плёнку из Таллинна перевезли  всю отснятую разом, продержали в лаборатории в очереди на проявку, не подобрав нужный режим, и угробили цветовой баланс. Бойм, Калашников и Абдусаламов ушли со второго Сталкера. Все дошли до шизофренического состояния, не могли больше переснимать. Полный абсурд.

Андрей боялся, что  картину после провала 1го варианта не запустят, но денег дали как бы для досъёмки второй серии, потому что картина уже была продана немцам. Евгений Цимбал с ассистенткой Мариной Чугуновой выстояли все три Сталкера, а постановочные как второй режиссёр получила Лариса.

Для углубления теней  освещения по замыслу оператора Цимбал пробивал отверстие в метровой кирпичной стене, разбив руки, нырял в ледяную воду, вылавливал и закапывал протухшую форель.Георгий Рерберг: Кровь лилась, а результатов не было. В  августе после разрыва с оператором и порчи плёнки пришёл оператор Калашников. Снимали по 8му, 9му разу одно и то же. В 1978м году на третий Сталкер пришёл Княжинский.

Но тогда режиссёр уже продумал и изменил концепцию фильма. Над 9м вариантом сценария работал художник Абдусаламов. Он вслед за Калашниковым ушёл, не выдержав давления Ларисы. Рерберг: "Андрей не был актёрским режиссёром, у него  были другие средства".Георгий Рерберг оправился  от  шока не сразу, снимал клипы  гениально, как всегда.

К себе Андрей культивировал отношение с колен. Есть режиссёры, работающие в режиме психической атаки –крик, истерика, гром. Таким эмоциональным был Лотяну. Рерберг: "Тарковский не кричал, но мог обидеть сильнее".

Андрей, западник и эстет, нашёл восторженного покровителя в Италии –поэта и сценариста  Тонино Гуэрра, недавно почившего в возрасте 92х лет. Эта дружба подтверждает поэтическую основу творчества режиссёра. Лотяну  тоже был поэтом, в прямом и кинематографическом смысле. Но вот где эти стилисты не  сошлись, так это в смертельной надобе самовыражения у Тарковского, и в яркой стилизации  на основе фольклора в почерке Лотяну.

Андрей без России жить не мог, но не смог простить своих мучений в зависимости от чиновников, издевательств и нужды. В июле 84го в Генуе я смотрела его пресс-конференцию,  где он заявил, что остаётся на Западе. В Москве оставался в заложниках сын Андрей. Поспешил, со времени всё бы уладилось?  Ему оставались два года жизни и последний снятый в Швеции фильм “Жертвоприношение”.

Он понял, что и на Западе  тоже всё шатко-валко. Купил в Италии скромный сельский домик, квартиру во Флоренции ему  дали в наём. Премии специальные, не всегда самые главные, как  хотелось. Лариса раздувала его тщеславие  до немыслимых пределов -он и без того в своей  гениальности не сомневался. Умер в 54, 29.12.86. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де Буа под Парижем. Памятник на могиле работы Эрнста Неизвестного – семь ступенек, символизирующих картины режиссёра, расписной мраморный Крест, скамеечка и плита. Работы стоили  Ларисе сто тысяч долларов. Оплатила она  и стоимость земли захоронения в течение 200лет. И в 98м была похоронена здесь сама.

Бергман: Новый киноязык АТ – жизнь как сновидение, медленное действие – сначала утомляет, потом завораживает и возникает новое ощущение. Так долго длинными планами никто не снимал. Настоящая жизнь камуфлируется под сны. Мышкина хотел сыграть сам наряду с Солоницыным и Тереховой.”Сталкер” получил в Италии премию Давида Донателло 1980, “Ностальгия “ в 82м - премию за режиссуру наряду с его кумиром Брессоном.(А на вручении премии в Каннах, не самой главной, так разнервничался, что уронил это свидетельство на пол).

Свой архив Тарковский поручил ассистентке Ольге Сурковой. Она по замужеству жила в Норвегии. Сохранила и  года три назад предложила  в Москве купить архив за небольшие деньги. Не купили. В Сотби  в Лондоне поняли ценность документов,
дневников,фотографий.Тогда же была послана делегация из Иваново Михаилом Менем. Удалось отбить конкурентов за два с половиной миллиона долларов...

Архив хранится в Юрьевце, в музее-особняке с толстыми кирпичными стенами, при соблюдении всех мер безопасности. Ирма Рауш,первая жена Тарковского, отдала свою часть архива дому-музею В Москве,где в детстве жил Андрей,безвозмездно.

Четверть века со дня смерти упрочили всемирную славу великого режиссёра. Только что отмечалось 80летие Андрея Тарковского. На входе во ВГИК поставлены памятники трём выдающимся выпускникам -Геннадию Шпаликову,Андрею Тарковскому и  Василию Шукшину.6.04.12

Людмила Корина    5.11.16 Генуя


Рецензии