Буэнос Айрес
Утром католического Рождества город пуст. Вяло бредут туристы, щелкают айфонами и фотоаппаратами и тщательно обходят басуры- мусорные контейнеры, еще издалека мучающими нос приторным запахом гниющего на январской жаре мусора. Январского, потому, что Буэнос Айрес в южном полушарии и, как в детском анекдоте, "когда у нас лето, у них-зима: так им, буржуям, и надо." И еще полно бездомных в декорациях из полиэтилена, сломанной мебели, палок и ящиков.
Столичный театр оперы и балета сообщает об открытии сезона 2016 года премьерой Евгения Онегина местного розлива. С огромного портрета на центральной площади смотрит Эва Перрон, полная немолодая женщина совсем не похожая на играющую ее в кино Мадонну. У здания парламента клубится перманентная демонстрация престарелых призывников, которые должны были служить на Фольклендских островах, но не успели, и вот уже 40 лет требуют получения ветеранских льгот.
Местные называют себя портеньо, рожденные в порту. Они полны презрения к окружающему миру, у них особый путь, их литература-самая литература, их история полна страданий и трагизма, их интеллектуалы -соль земли. Ну, не Россия ли, черт возьми! И как же все-таки одинаков мир; когда экономика была в загоне, интеллектуальное превосходство было единственной возможностью выделиться. У нас- самиздат, Мандельштам и Цветаева по талонам за макулатуру или втридорога из под полы. У них- чтение Лорки и Борхеса в задних комнатах кафе, вход по паролю.
В милонге, театре-ресторане, по архитектуре- точному близнецу кинотеатра Победа, такому, с колоннами, - главной достопримечательности каждого российского провинциального города-, танцуют танго. Точнее, танцоры дают представление о танго. Но сначалa вино без границ, огромный аргентинский стейк, и километры видео, где все жарче, все ближе, все острее, и ... "Танго, маэстро!"
Со стен смотрят многочисленные портреты романтичного мужчины, напоминающего Есенина. Презрение, которое у официантки вызывает мой вопрос, переполнено тысячью оттенков. Это же Карлос Гардель! Великий, великий, великий создатель и танцор танго! Гардель погиб в авио катастрофе в Колумбии в 1935; в тот же день множество женщин и мужчин Южной Америки посчитали бессмысленным жить дальше и покончили с собой. Сегодня, почти 80 лет спустя, в Аргентине день гибели Гарделя- день величайшей утраты. Параллели, параллели: Пушкин-это наше все, а Гардель- их.
А танцуют действительно потрясающе. Особенно пожилая пара. Длинная юбка драпирует жестокость времени, но каждый поворот, каждый взгляд, движение головы, шеи- пронзает напоминанием о прошедшей страсти.
И еще в Буэнос Айресе мистически пропали практически все фотографии, так что Гардель ниже,- дар Интернета.
Свидетельство о публикации №216110500465
смотрит Эва Перрон
Ну, положим, Эва Перон
Они полны презрения к окружающему миру, у них особый путь, их литература-самая литература, их история полна страданий и трагизма, их интеллектуалы -соль земли. Ну, не Россия ли, черт возьми!
Или США, город Желтого Дьявола, с его хвастливой самооценкой “the best in the world”
У них- чтение Лорки и Борхеса в задних комнатах кафе, вход по паролю
А что такого запретного в творчестве Лорки и Борхеса для аргентинцев, что чтение произведений этих авторов достойно секретных комнат?
У нас- самиздат, Мандельштам и Цветаева по талонам за макулатуру или втридорога из под полы.
Увы, теперь и даром не берут.
В милонге, театре-ресторане, по архитектуре- точному близнецу кинотеатра Победа
Следовало бы для колорита добавить: «…что на Абельмановской улице…»
Алексей Аксельрод 30.11.2016 15:33 Заявить о нарушении
Спасибо большое за Ваше внимание к деталям. Это очень помогает. А насчет Борхеса и Лорке, как ни странно, читать их в Буенос Айресе запрещали и единственная возможность ознакомиться с их творчеством была подпольной. Согласна с вашей оценкой сегодняшнего отношения к классике, как Пастернак и Мандельштам: просто была параллель с их и нашем временем застоя.
Еще раз благодарю за детальной разбор.
Наталия
Наталия Рехтер 30.11.2016 17:08 Заявить о нарушении