Суть японской поэзии

Рассматривая техническую сторону японской поэзии,  невозможно понять, в чём же заключается суть поэтических жанров.
И только прослушав танка, понимаешь, что это -  молитва.

Япония -  страна традиционной религии, название которой - синтоизм. Синто - путь богов.
Японцы одушевляют природные явления, животных, птиц. В религии присутствуют магические ритуалы.
Истоки синтоизма восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы верований и культов – тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей и т.п.
Объектами почитания были божества земли и полей, дождя и ветра, лесов и гор. Как и другие древние народы, земледельцы Японии торжественно, с обрядами и жертвоприношениями, отмечали осенний праздник урожая, и весенний – пробуждение природы. К умиравшим своим соплеменникам они относились как к уходившим в какой-то иной мир, куда для сопровождения умерших должны были следовать окружавшие их люди и предметы. Те и другие изготовлялись из глины и в обилии погребались в месте с покойными (эти керамические изделия называются ханива)
Со временем на смену первобытным шаманам и главам родов, отправлявшим культы и обряды, пришли специальные жрецы, каннуси («ведающие духами», «хозяева ками»), должности которых были, как правило, наследственными.

Под «домашним синтоизмом» понимают постоянную практику совершения человеком синтоистских обрядов дома, у домашнего алтаря камидана. Существует несколько храмов, имеющих всеяпонское значение, их приходом является, фактически, вся Япония. Это, прежде всего, Великий Храм в Исэ, Мэйдзи и Ясукуни в Токио, Хэйан в Киото и Дадзайфу в Фукуоке. Также всеяпонскими, не имеющими прихода, считаются местные храмы, если они посвящены какой-либо исторической личности, знаменитости или воинам, павшим на войне.
Для домашнего вознесения молитвы верующий, при наличии места и желания, может устроить маленький личный храм (в виде отдельного строения рядом с домом), но гораздо чаще для домашнего богослужения устраивается камидана — домашний алтарь. Камидана представляет собой небольшую полочку, украшенную ветками сосны или священного дерева сакаки, в доме помещаемую обычно над дверью комнаты для гостей. Если позволяет расположение, напротив камидана может помещаться зеркало.

Существует процедура массового очищения, а также очищения места или предмета. Во время такого обряда священник вращает специальной тростью около очищаемого предмета или людей. Также может использоваться обрызгивание верующих солёной водой и обсыпание их солью.

В нашей стране подобное вероисповедание присуще анимистам:
нанайцы, живущие на Дальнем востоке в бассейне Амура и на Сахалине;
негидальцы, живущие на Дальнем Востоке, в низовье рек Амгунь и Амур;
орочи, Дальний восток, Хабаровский край;
саамы , Кольский полуостров;
тофалары, к северу от Монголии, вдоль верхнего течения реки Енисей;
удегейцы, Дальний Восток между рекой Амур и Японским морем;
ульчи, Ульчинский район Дальнего Востока;
хакасы, Республика Хакасия;
ханты, Ханты-Мансийский автономный округ;
шорцы, живущие на Юге Кемеровской области и по отрогам Кузнецкого Алатау;
эвенки (тунгусы), Эвенкийский автономный округ, Сибирь;
юкагиры живущие на Северо-Восточной Сибири, в низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки;
якуты, Якутия;
буряты (частично, большинство бурят придерживаются Буддизма) Бурятия, район озера Байкал;
кеты, Сибирь, таёжная часть бассейна реки Енисей;
коряки, Камчатский край, полуостров Камчатский;
манси (вогулы,), Ханты-Мансийский автономный округ.
ненцы, живущие на северо-западе Сибири и на полуострове Таймыр;
нивхи, живущие на Дальнем Востоке и острове Сахалин.
Для самобытной религии саамов характерны три её признака: магия, фетишизм, анимизм.
Племена адиваси являются меньшинством в современной Индии, сохраняющие этническую обособленность, социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные верования, обрядность. Согласно переписи населения 2001 года, к племенному населению Индии относится 8,1 %.

В настоящее время наиболее распространённые религии среди японцев - синтоизм, буддизм и христианство.

Японцы не любят чётких определений и граней.
Например, в храме синтоизма можно получить благословение для новорождённого. Очень странный обычай — пуповину заворачивают в тряпочку и кладут в коробочку из дерева. Теперь это реликвия. Тот же самый японец может устроить пышные похороны по буддийскому обряду. И тут же японцы могут венчать свой брак в католической церкви.
Японцы могут совершенно не знать христианской религии, но на Рождество отправиться в храм и отстоять там Всенощную или распевать рождественские гимны и украшать свою ёлку фигурками ангелов и херувимов. Когда же наступит новый год, японцы будут веселиться согласно традиции синтоизма.

Поэтому все наши попытки  каким-либо образом втиснуть хайку  в определённые рамки потерпели крах.

Япония - страна предрассудков и правил.

Кроме почитания животных, на территории Японии распространяется поклонение горным источникам, горам, деревьям, камням и так далее. С давних времен природа служила для крестьянина отличным источником жизненных сил, поэтому они обожествили ее в своих верованиях. Отдельные деревья, камни и тому подобное способны вызвать у японцев священный трепет. Среди деревьев таким божеством считается ива.
Японцы неимоверно боготворят янаги — плакучую иву. Ее тонкие изящные ветви, которые колышутся от малейшего порыва ветра, вызывают у них возвышенные чувства. Множество художников изображали это дерево на свитках и гравюрах, а поэты воспевали в своих творениях. Все изящное и грациозное японцы приравнивают к ветвям янаги.
Местные жители относят иву к деревьям, которые приносят удачу и счастье. Веточки ивы идут на изготовление палочек для еды, применяют которые для принятия пищи только в Новогодние праздники. Очень нравится японцам, что веточка ивы быстро распускается в сосуде с водой, они утверждают, что янаги может предсказывать дождь – поднимающиеся к небу листья ивы вроде как приветствуют капли благотворной влаги, которые скоро упадут на землю.

Можно рассматривать Японию страной, сохранившей традиции землян. В России Ива (Жива) так же являлась предметом поклонения. Но бездуховное и зомбированное поколение пьяниц и проституток никого и ничего
не обожествляет - не уважает и уничтожает. К сожалению, современные японцы жрут живых лягушек. Поэтому в каждом народе спасается каждый, как может.

Как люди относятся к силам природы, представленных в разных формах, так и природа относится к ним.



Использованный материал:
1."Верование и предрассудки японцев" Сайт "Современная Япония" -
 http://japanmodern.ru/verovaniya-i-predrassudki-ya...
2. Синтоизм - http://www.studfiles.ru/preview/2568293/
3. Синтоизм. Википедия.


Рецензии