Встречи с музыкой. Пауль Хиндемит
Пауль Хиндемит – выразитель идеологии немецкого бюргерства в музыке.
Хиндемит в музыке – добропорядочный бюргер, весёлый и радостный, сентиментальный или философствующий об основах бытия. Нет, он – не холодный композитор доктор Ливеркюн, прототип додекафонного Шёнберга, а скорее гуманист Цейтблом из «Доктора Фаустуса» Томаса Манна.
Музыка Хиндемита отличается здоровым, бюргерским оптимизмом.
На талантливой музыке Хиндемита лежит печать бюргерской ограниченности.
2. Образная сфера
В музыке Хиндемита находит отражение средневековое тевтонство. Оно проявляется в сознании национал-социалистов 30-х годов XX века.
Музыка Хиндемита имеет два полюса: тевтонское глубокомыслие и уленшпигелевская жизнерадостность.
Иной раз Хиндемит предстаёт Тилем Уленгшпигелем в музыке.
Герои опер Хиндемита – творческие люди, в частности – ювелир, художник, астроном. Нередко эти персонажи – исторические лица.
3. Экспрессионизм
Музыканты вспоминают, что у Хиндемита-дирижёра был «холодный», «колючий» взгляд. Такая же его музыка – раздирающий душу экспрессионизм.
У Хиндемита острый ум и истекающее кровью сердце: его мрачный экспрессионизм трудно переносим!
Своё резкое неприятие мира Хиндемит утрамбовывает камнедробительным интеллектом. Такого рода музыка выматывает нервы!
4. Неоклассицизм
Хиндемит – композитор неопределённых эмоций. Выраженные им чувства неконкретны, трудно определяемы словами. Его лирика – нелирична, экспрессия – неэкспрессивна, сарказм – несаркастичен, если это механическое движение, то не понятно чего – времени, прогресса, машины. Кажется, что Хиндемит взирает на предметы сквозь мутное стекло, их контуры расплывчаты.
В музыке Хиндемита есть интонации ,но нет мелодий, неотчётливые эмоции, но нет конкретных чувств. Он создаёт музыку общих мест и неясных ощущений.
Хиндемит – выдающийся композитор с широким взглядом на мир и потоками тусклых эмоций. Перед нами - «разбалансированный» гений, вполне сопоставимый с писателем Джеймсом Джойсом!
Хиндемит – композитор-мудрец. Он воссоздаёт в звуках жизнь во всей её полноте и безграничности: от пошлого шлягера до музыки сфер!
Хиндемит – и философ, и обыватель в музыкальном искусстве.
5. Мастерство
Музыка в понимании Хиндемита – добротно сделанная вещь. Творчество для него – повседневная работа.
Хиндемит – гениальный ремесленник: он превосходно «делает» музыку.
«Чистая музыка» Хиндемита не имеет конкретных чувств и переживаний. Порой творческий процесс у него оборачивается композиторским мудрствованием.
Иногда Хиндемит выглядит, как учёная посредственность в созданной им музыке.
6. Параллели
Нити предельно напряжжённого экспрессионизма соединяют Хиндемита с Рихардом Вагнером, Густавом Малером, Арнольдом Шёнбергом.
У Хиндемита заземлённая музыка, у Артюра Онеггера – приподнятая, возвышенная.
В фортепианной полифонии Хиндемит – солнечный, живой, образный, Родион Щедрин – звёздный, неподвижный, абстрактный.
Свидетельство о публикации №216110601108