Встречи с музыкой. Пауль Хиндемит

1. Идеологическая подкладка

Пауль Хиндемит – выразитель идеологии немецкого бюргерства в музыке.

Хиндемит в музыке – добропорядочный бюргер, весёлый и радостный, сентиментальный или философствующий об основах бытия. Нет, он – не холодный композитор доктор Ливеркюн, прототип додекафонного Шёнберга, а скорее гуманист Цейтблом из «Доктора Фаустуса» Томаса Манна.

Музыка Хиндемита отличается здоровым, бюргерским оптимизмом.

На талантливой музыке Хиндемита лежит печать бюргерской ограниченности.

2. Образная сфера

В музыке Хиндемита находит отражение средневековое тевтонство. Оно проявляется в сознании национал-социалистов 30-х годов XX века.

Музыка Хиндемита имеет два полюса: тевтонское глубокомыслие и уленшпигелевская жизнерадостность.

Иной раз Хиндемит предстаёт Тилем Уленгшпигелем в музыке.

Герои опер Хиндемита – творческие люди, в частности – ювелир, художник, астроном. Нередко эти персонажи – исторические лица.

3. Экспрессионизм

Музыканты вспоминают, что у Хиндемита-дирижёра был «холодный», «колючий» взгляд. Такая же его музыка – раздирающий душу экспрессионизм.

У Хиндемита острый ум и истекающее кровью сердце: его мрачный экспрессионизм трудно переносим!

Своё резкое неприятие мира Хиндемит утрамбовывает камнедробительным интеллектом. Такого рода музыка выматывает нервы!

4. Неоклассицизм

Хиндемит – композитор неопределённых эмоций. Выраженные им чувства неконкретны, трудно определяемы словами. Его лирика – нелирична, экспрессия – неэкспрессивна, сарказм – несаркастичен, если это механическое движение, то не понятно чего – времени, прогресса, машины. Кажется, что Хиндемит взирает на предметы сквозь мутное стекло, их контуры расплывчаты.

В музыке Хиндемита есть интонации ,но нет мелодий,  неотчётливые эмоции, но нет конкретных чувств. Он создаёт музыку общих мест и неясных ощущений.

Хиндемит – выдающийся композитор с широким взглядом на мир и потоками тусклых эмоций. Перед нами - «разбалансированный» гений, вполне сопоставимый с писателем Джеймсом Джойсом!

Хиндемит – композитор-мудрец. Он воссоздаёт в звуках жизнь во всей её полноте и безграничности: от пошлого шлягера до музыки сфер!

Хиндемит – и философ, и обыватель в музыкальном искусстве.

5. Мастерство

Музыка в понимании Хиндемита – добротно сделанная вещь. Творчество для него – повседневная работа.

Хиндемит – гениальный ремесленник: он превосходно «делает» музыку.

«Чистая музыка» Хиндемита не имеет конкретных чувств и переживаний. Порой творческий процесс у него оборачивается композиторским мудрствованием.

Иногда Хиндемит выглядит, как учёная посредственность в созданной им музыке.

6. Параллели

Нити предельно напряжжённого экспрессионизма соединяют Хиндемита с Рихардом Вагнером, Густавом Малером, Арнольдом Шёнбергом.

У Хиндемита заземлённая музыка, у Артюра Онеггера – приподнятая, возвышенная.

В фортепианной полифонии Хиндемит – солнечный, живой, образный, Родион Щедрин – звёздный, неподвижный, абстрактный.


Рецензии