А как туда проникнуть?..
Я приехала на несколько дней отдохнуть за город к своей родственнице. В планах – дальние пешие прогулки по лесу. Не менее чем по два часа в день.
Моя родственница постоянно живет за городом. Во время прогулки она рассказывает и показывает мне места, где летом собирает подосиновики, а где – малину; полянки, на которых водится земляника, первая летняя ягода, где весной рвет медуницу для первого весеннего салата.
На мгновение останавливается и показывает мне следы. «Вот, - говорит, - зайцы бегали» Я говорю: « А почему именно зайцы? Может, это какой – то другой зверь» Она показывает на следы рядом. «Нет, - говорит, - видишь, – лисий след. А заяц, когда скачет,у него четыре лапки вместе. Две впереди рядышком. Две сзади тоже рядышком, но чуть врозь. А лиса ходит веревочкой, как модели по подиуму. А вот белочка - не прыгнула с дерева на дерево, как чаще всего делает, а спрыгнула на землю, перебежала через дорогу по земле и поднялась на дерево на противоположной стороне дороги, а тут, видишь, следы – копытца. Это лось ходил. Интересно, туда следы есть, а обратно – нет. Следы теряются в приозерной траве. Наверное, он шел попить, или решил перейти на другой берег по льду»
Через некоторое время я тоже стала различать следы разных лесных зверей, голоса птиц, замечать разрытые медведем муравьиные кучи и даже находить дятла среди веток деревьев. Какое же это чудо! Я узнала, что дятлы тоже бывают разные по окраске!
…И тут я вспомнила Темочку. Он давно пошел в детский садик. Но неожиданно город «накрыла» эпидемия гриппа и детский сад закрыли на карантин. Родители попросили меня снова приезжать к нему. Нам было запрещено ездить общественным транспортом, ходить в места большого скопления людей, поэтому мы гуляли на площадках возле дома.
В моих мыслях дети занимают много места. О некоторых я переживаю, не сплю ночами, думаю о них. О некоторых вспоминаю с восхищением. К последним относится Тема. Я перебираю в уме каждое мгновение нашего общения с ним и удивляюсь. Он взрослеет.
С радостью я наблюдаю, как у него появляются новые интересы, и складываются новые представления о различных аспектах жизни, которые он пытается осмыслить. Ведь ему скоро пять лет! Ему нравится, когда кто – то напоминает ему об этом. Наверное, это стимулирует его к мечтам о том, каким он будет, и кем он будет, когда вырастет.
Жизнь в потоке, где мгновения сменяют друг друга, которая свойственна детям помладше, у Темы перешла на осознанную жизнь в каждое мгновенье.
Я пришла в семью после долгого перерыва. Его лицо приближается ко мне, и его глаза, пристально смотрящие в мои глаза, как бы спрашивают: « Ты все такая же веселая? Мне будет хорошо с тобой?». Я улыбаюсь, и от этого мои глаза сужаются и делаются как бы хитрыми. Теме нравится, когда я так делаю. Тоже глазами я отвечаю ему : «А вот посмотрим на твое поведение!» А носы уже играют в «поцелуйчики», а мои руки уже тянутся к специально купленным для этой встречи шарикам и сладостям. И он, удовлетворенный, отбегает от меня с видом:« Баба Валя такая же , она любит меня ! » И уже закручивается вихрь чередующих друг друга игр, беготни и смеха.
Часы пролетают, как минуты. Минуты, как секунды. И вот – время расставания. И снова глаза в глаза. А в них – протест и отчаяние, что время прошло. А вокруг глаз - краснота. Такая у Темы физиология. Я смотрю в эти глаза, и сердце мое сжимается. Голова его медленно поворачивается вправо, влево, а губы чуть слышно, но твердо произносят: « Я не хочу, чтобы ты уходила». Слова вонзаются в мое сердце.
Внутренне я испытываю те же чувства, но я должна уйти. В данном случае обстоятельства сильнее чувств. Я, тоже шепотом, смотря ему в глаза, обещаю: «Я приду к тебе еще. Это может быть пятого или шестого, когда я вернусь из поездки. Ты позвонишь мне, и я приду». « Пятого или шестого?»- переспрашивает он меня с надеждой в голосе. «Да»- отвечаю я ему. Тема, начинающий осознавать себя, как будущего мужчину, смахивает слезинку с глаз и бежит к своим младшим сестре и брату, демонстрируя мне, что он - сильный. Я иду одеваться.
Перед моим выходом, уже включенный в новую игру, он выбегает в прихожую, и снова, пристально глядя в мои глаза, переспрашивает: « Пятого или шестого?». Я киваю головой. Он убегает. Я ухожу.
Я ухожу до следующего счастливого общения с этим удивительным ребенком.
В этот раз Теме очень хотелось разнообразить наши встречи новыми впечатлениями. Тогда он просил родителей разрешить нам совместную поездку на выставку, или в цирк, или ко мне домой, чтобы погладить котика. Мама говорила: « Нет, Темочка, пока нельзя. Грипп ходит». Тема в задумчивости спрашивал: « А как он ходит?»
Однажды после очередного его вопроса я ответила Теме: « Грипп хитрый, сначала его не видно. Его приход мы узнаем по особым следам» « По следам? – переспросил Тема. «Да, - ответила я. Поскольку он замолчал, я решила, что ответ вполне удовлетворил его.
После этого наши прогулки с Темой превратились в исследовательские экспедиции. Тема стал внимательно разглядывать все следы, которые нам попадались на прогулках. «Это чьи следы?- спрашивал он. Я внимательно разглядывала след и отвечала: «Это птички гуляли.». «А это? – снова спрашивал он. «Это собака пробежала».
Тема уточнял: « Это не грипп прошел?» После очередного такого вопроса я вынуждена была вернуться к объяснениям:« Грипп не такие следы оставляет. Он оставляет след в организме человека. Что он пришел, можно узнать по внезапно появившемуся кашлю, или по чиханию, или по тому, что у человека появился насморк».
Тема успокаивался, но, когда видел новые следы, снова спрашивал: « Это чьи следы? Это грипп прошел?». Я снова вглядывалась, и, разобравшись в следах, отвечала ему. Желая отвлечь его от беспокоящих мыслей о гриппе, я предлагала ему поиграть, сравнивая мои большие и его маленькие следы, оставляемые на обильно выпавшем в эту зиму снегу.
Постепенно Тема научился с легкостью различать следы птиц, собак, кошек, людей, машин. Так эпидемия гриппа расширила знания Темы об окружающем его мире.
Однажды мама Темы попросила меня приехать к ним вечером, так как родители запланировали поход в театр. В такие дни у нас с Темой появлялась возможность разговаривать «по душам». Дело в том, что братика и сестричку Темы укладывали спать гораздо раньше того времени, когда ложился спать Тема, и поэтому нам нельзя было шуметь.
Это время для нас обоих было особенным. Оно согревало нас теплом близости, и не только физической. Обычно мы садились близко друг к другу, так, чтобы, разговаривая, видеть глаза друг друга.
Вот мы сидим в его комнате и беседуем. Тема разговора – профессии. Я спросила у Темы, какие профессии он знает. Он назвал довольно много, чему я удивилась и порадовалась. Тогда я спросила - кем бы он хотел стать? Тема ответил вопросом: « А есть такие профессии, чтобы я был начальником, и чтобы я был военным?» Я ответила: «Конечно, много». Он внимательно посмотрел на меня и, слегка сузив глаза, задал следующий вопрос: « А как туда проникнуть?».
Я сказала: « Это не просто. Надо долго учиться. А потом сдать экзамены». «А что такое экзамены?» - спросил Тема. Я сказала: « Это вот как ты учишь счет, или буквы. Учишься читать. Так и там тебе дадут задание, а тебе нужно будет выполнить. И выполнить на отлично». Тема оживленно заговорил: « А я уже знаю много цифр и считаю до двадцати, - он начал считать, - и буквы знаю». Я говорю: « Ты молодец. Вот только читать еще не умеешь. Но, не беда. Научишься».
Тема опустил голову на грудь и глаза его покраснели от наворачивающихся на них слез. « Я никогда не научусь читать!»- всхлипнув, сказал он. Я постаралась успокоить его: « Ты зря расстраиваешься. Я не встречала за всю свою жизнь ни одного человека, который не умел бы читать. Всему можно научиться». Тема с надеждой посмотрел на меня: «Правда?» «Конечно, - ответила я, - Вспомни, когда ты был маленьким, ты не умел говорить, есть, ходить. Но ты же научился?! Так и читать ты научишься. Со временем, постепенно».
Тогда Тема продолжил: « Вот сдам я экзамены, и кем я стану?» Я говорю: « Рядом с вашим домом есть Высшее военное пожарное училище. После его окончания ты можешь стать пожарным» «Начальником?- спросил Тема. «Да» - сказала я. Тема задумался. Я вспомнила, что Тема особенно любил играть с тремя машинками: пожарной машиной, полицейской и скорой помощью. Я сказала: « Но если тебе нравятся экстремальные профессии, может, ты бы хотел стать доктором на скорой помощи или полицейским?»
Тема повторил свой недавний вопрос: « А как туда проникнуть?» Я сказала, что для получения любой профессии нужно проделать тот же путь, то есть хорошо учиться и успешно сдать экзамены. Он вздохнул, потом сказал: « А есть училище, где готовят начальников полицейских?» Я ответила: « Конечно, есть. А профессия доктора на скорой помощи тебе не нравится?» Тема посмотрел мне в глаза и сказал: «Нравится». Но как – то неуверенно. Затем наклонил голову, как бы размышляя. И вдруг отчетливо, как что – то абсолютно достоверное, что он только что открыл о себе, произнес: « А давай я не пойду в доктора!» Удивленная его таким скорым решением, я спросила: « Почему?».
Проведя рукой вдоль своего тела сверху вниз, Тема, с убежденностью человека, только что получившего откровение о себе свыше, произнес: « Ну не подходит мне как-то белый халат!», сделав особенное ударение на слове «белый». И было видно, что этот вывод сделал его свободным. Он облегченно выдохнул, и сказал: « Пусть туда идут другие. Их много» И показал рукой куда – то в сторону. Я удивилась его ответу.
После этого разговора у Темы стало проявляться большое стремление к чтению. Он старался понять соединение букв, спрашивал на улице – что написано на домах, рекламе, просил читать надписи на этикетках игрушек и инструкции, повторяя губами читаемое, снова и снова переспрашивал - что на них написано.
Через несколько недель я увидела у Темы явный прогресс в освоении логики построения слов. В свои не полных пять лет Тема начал сам писать буквы, стремился их соединить для получения нужного слога, делая попытки читать.
Некоторое время я опять не ездила к Темочке. И вот, мы снова идем вместе гулять.Я снова восторгаюсь им. Мы гуляем на площадке, но накануне нашли новую замечательную площадку, куда он предлагает повести мальчика, с которым только что познакомился. Тот подбежал к своей маме, чтобы спросить, можно ли пойти вместе с нами. Мама взглянула на меня и переспросила, далеко ли идти. Я ответила, что площадка рядом, и мы все вместе двинулись по тротуару в нужную сторону.
Тема взял своего нового друга за руку. Они шли впереди меня, и я услышала, как Тема объяснял малышу, что площадка рядом, что там интересно, и чтобы мальчик не волновался. Я отметила у него новое качество – проявляемую им нежную заботу о не знакомом ребенке! Теперь, когда подросли его младшие сестричка и братик, он научился общаться и с другими детьми младше себя.
На обратном пути он, как всегда, болтал. « Ты знаешь, я – король. Потому что я – мальчик. А девочки не бывают королевами. Они бывают только принцессами. Потому что они не взрослые. Они - девочки. Я люблю девочек. Я люблю принцесс».
В этот раз у нас появилось новое увлечение – ходить в магазин по продаже аквариумов и смотреть рыб. У Темы появилась знакомая черепаха, на встречу к которой он не просто шел, а бежал. А дружба началась случайно.
Черепаха содержалась в самом нижнем аквариуме. Тема, сколько раз мы ни приходили, никогда ее не замечал. И вот однажды я обратила его внимание на нее. Он опустился на колени, и стал рассматривать – как она передвигается по аквариуму. Оказывается, в воде было несколько черепах. Но только одна подползла к стеклу и стала в упор смотреть на Тему. Когда Тема, радостный, заговорил, размахивая рукой, она стала крутить своей головой, следя за движениями его руки. Это очень удивило и обрадовало Тему. Они общаются! И каждый раз, когда мы приходили с Темой в магазин, и он опускался на колени, чтобы посмотреть на нее, она приползала к стеклу. Черепаха явно узнавала ребенка, которому была не безразлична.
Теперь уговорить Тему пойти на прогулку не составляло труда. Предложение сходить к знакомой черепашке тут же принималось, и время одевания сокращалось во много раз.
В магазине содержалась в отдельном аквариуме удивительная рыба - большая, тонкая, в перламутровой чешуе. У нее был страшный рот. Тема боялся этой рыбы. Пока я не спросила - что это за рыба у продавцов. Мне ответили : «Варана». Я никогда не слышала название такой рыбы и переспросила, где она водится. Мне ответили - в Южной Америке.
После моего разговора с продавцом, Тема стал меньше бояться этой рыбы, и стал подходить к аквариуму ближе. Жаль, что магазин весной переехал, и встречи Темочки с любимой черепахой прекратились.
Приближался его день рождения. Посоветовавшись со своими детьми, я приняла решение подарить ему набор конструктора Лего. Мама Темы принимала активное участие в покупке. Радость Темы от подарка была безгранична!
Полицейский трейлер собирался нами два дня. И потом еще долго мы играли в него, придумывая разные сюжеты с побегом преступников и гонками за ними.
В магазине Лего игрушек нам дали каталог. Оказалось, что на его страницах есть знак, скачав который из Интернета, можно оживлять картинки. Мини – мультики обогатили наши знания о играх, в которые можно играть с конструктором. В последующие мои приезды в семью, Тема в первую очередь предлагал мне поиграть с ним, начиная свою просьбу словами: «Баба Валя, а малыши опять сломали трейлер. Давай с тобой соберем!». И, наконец, наступило время, когда он сам научился прекрасно его собирать.
Прошло время, и Тема снова пошел в садик. Придя к нему в очередной раз, я узнала, что он стал посещать театральную студию, и заниматься шахматами. Я сказала: « Это здорово. Актерские способности в нем явно присутствуют, а шахматы развивают стратегическое мышление. В жизни это ему пригодится - умение просчитать свои действия наперед».
Каково же было мое изумление, когда я узнала, что Тема играет в сказке роль Зайчика.Я переспросила: «Зайчика?» Тема гордо ответил: « Да. Я работаю Зайчиком». Я сказала: «Это как – то не похоже на тебя. Может, по ходу сказки ты превращаешься в Тигра, или Льва?» Тема убежденно ответил: «Работа Зайчиком простая и интересная». И начал декламировать стихи из сказки, исполняя роли всех персонажей сказки подряд.
А я вспомнила, как он когда – то воскликнул: «Ну, не подходит мне как – то белый халат!» Значит, все – таки подходит?
Свидетельство о публикации №216110601118