А как туда проникнуть?..

Я иду по лесной тропинке. Сквозь деревья  на нее падают лучи  теплого весеннего солнца. Эта теплота как будто проникает внутрь, отчего становится хорошо и весело на душе. Еще не растаявший снег по обе стороны дорожки чист и слегка искрится.

Я приехала на несколько дней отдохнуть за город к своей родственнице. В планах  – дальние пешие прогулки по лесу. Не менее чем по  два часа в день.

Моя родственница постоянно живет  за городом. Во время прогулки она рассказывает и показывает мне места, где летом собирает подосиновики, а где – малину; полянки, на которых водится земляника, первая летняя ягода, где  весной рвет медуницу для первого весеннего  салата.

На мгновение останавливается и показывает мне следы. «Вот,  - говорит, - зайцы бегали» Я говорю: « А почему именно зайцы? Может, это какой – то другой зверь»  Она показывает  на следы рядом. «Нет, - говорит, - видишь, – лисий след. А заяц, когда скачет,у него четыре лапки вместе. Две впереди рядышком. Две сзади тоже рядышком, но чуть врозь. А  лиса ходит веревочкой, как модели по подиуму. А вот белочка -  не прыгнула с дерева на дерево, как чаще всего делает, а спрыгнула на землю, перебежала через дорогу по земле и поднялась на дерево на противоположной стороне дороги, а тут, видишь, следы – копытца. Это лось ходил. Интересно, туда следы есть, а обратно – нет. Следы теряются в приозерной траве. Наверное, он шел попить, или решил перейти  на другой берег по льду»

Через некоторое время я тоже стала различать следы разных лесных зверей, голоса птиц, замечать разрытые медведем муравьиные кучи  и даже находить дятла среди веток  деревьев. Какое же это чудо! Я узнала, что  дятлы тоже бывают разные по окраске!

…И тут я  вспомнила Темочку. Он давно пошел в детский садик. Но неожиданно город «накрыла» эпидемия гриппа и детский сад закрыли на  карантин. Родители попросили меня снова приезжать к нему. Нам было запрещено ездить общественным транспортом, ходить в места большого скопления людей, поэтому мы гуляли на площадках возле дома.

В моих мыслях дети занимают  много места. О некоторых я переживаю, не сплю ночами, думаю о них. О некоторых вспоминаю с восхищением. К последним  относится Тема. Я перебираю в уме каждое мгновение нашего общения с ним и удивляюсь. Он взрослеет.

С радостью я наблюдаю, как  у него появляются новые интересы, и складываются новые представления о различных аспектах жизни, которые он пытается осмыслить. Ведь ему скоро пять лет! Ему нравится, когда кто – то напоминает ему об этом. Наверное, это стимулирует его к мечтам о том, каким он будет, и кем он будет, когда вырастет.

Жизнь в потоке, где мгновения сменяют друг друга, которая свойственна детям помладше,  у Темы перешла на  осознанную жизнь в каждое мгновенье.

Я пришла в семью после долгого перерыва. Его лицо приближается ко мне, и его глаза, пристально смотрящие в мои глаза, как бы спрашивают: « Ты все такая же веселая? Мне будет хорошо с тобой?». Я улыбаюсь, и от этого мои глаза сужаются и делаются как бы  хитрыми. Теме нравится, когда я так делаю. Тоже глазами  я отвечаю ему : «А вот посмотрим на твое поведение!» А  носы уже играют в «поцелуйчики», а мои руки уже тянутся к специально купленным для этой встречи шарикам и сладостям. И он, удовлетворенный, отбегает от меня с  видом:«  Баба Валя такая же , она любит меня ! »  И уже закручивается  вихрь чередующих друг друга  игр, беготни и смеха.

Часы пролетают, как минуты. Минуты, как секунды. И вот – время расставания. И снова глаза в глаза. А в них – протест и отчаяние, что время прошло. А вокруг глаз - краснота. Такая у Темы физиология. Я смотрю в эти глаза, и сердце мое сжимается. Голова его медленно поворачивается вправо, влево, а губы чуть слышно, но твердо  произносят: « Я не хочу, чтобы ты уходила». Слова вонзаются в мое сердце.

Внутренне я испытываю те же чувства, но я должна уйти. В данном случае обстоятельства сильнее чувств. Я, тоже  шепотом, смотря ему  в глаза, обещаю: «Я приду к тебе еще. Это может быть пятого или шестого, когда я вернусь из поездки. Ты позвонишь мне, и я приду». « Пятого или шестого?»- переспрашивает он меня с надеждой в голосе. «Да»- отвечаю я ему. Тема, начинающий осознавать себя, как будущего мужчину, смахивает слезинку с глаз и бежит к своим младшим сестре и брату, демонстрируя мне, что он - сильный.  Я иду одеваться.

Перед моим выходом, уже включенный в новую игру, он выбегает в прихожую, и снова, пристально глядя   в мои глаза, переспрашивает: « Пятого или шестого?». Я киваю головой. Он убегает. Я ухожу.

Я ухожу до следующего счастливого общения с этим удивительным ребенком.

В этот раз Теме очень хотелось  разнообразить наши  встречи  новыми впечатлениями. Тогда  он просил родителей разрешить нам совместную поездку на выставку, или в цирк, или ко мне домой, чтобы погладить котика. Мама говорила: « Нет, Темочка, пока нельзя. Грипп ходит». Тема в задумчивости спрашивал: « А  как он ходит?»

Однажды после очередного его вопроса я ответила Теме: « Грипп хитрый, сначала его не видно.  Его приход мы узнаем по  особым следам» « По следам? – переспросил Тема. «Да, - ответила я. Поскольку он замолчал, я решила, что ответ вполне удовлетворил его.

После этого наши прогулки с Темой превратились в исследовательские экспедиции. Тема стал внимательно разглядывать все следы, которые нам попадались на прогулках. «Это чьи следы?- спрашивал он. Я внимательно разглядывала след и отвечала: «Это птички гуляли.».   «А это? – снова спрашивал он. «Это  собака пробежала».

Тема уточнял: « Это не грипп прошел?» После очередного такого вопроса я вынуждена была вернуться к объяснениям:« Грипп не такие следы оставляет. Он оставляет след в организме человека. Что он пришел, можно узнать по внезапно появившемуся кашлю, или по чиханию, или по тому, что у человека появился  насморк».

Тема успокаивался, но, когда видел новые следы, снова спрашивал: « Это чьи следы? Это грипп прошел?». Я снова вглядывалась, и, разобравшись в следах, отвечала ему. Желая  отвлечь его от беспокоящих  мыслей о гриппе, я предлагала ему поиграть, сравнивая мои большие и его маленькие следы, оставляемые на обильно выпавшем в эту зиму снегу.

Постепенно Тема  научился с легкостью различать  следы птиц, собак, кошек, людей, машин. Так эпидемия гриппа расширила знания  Темы об окружающем его мире.


Однажды мама Темы попросила меня приехать к ним вечером, так как  родители  запланировали  поход в театр. В такие дни у нас с Темой появлялась возможность разговаривать  «по душам». Дело в том, что братика и сестричку Темы укладывали спать гораздо раньше того времени, когда ложился спать Тема, и поэтому  нам  нельзя было шуметь.

Это время для нас обоих было особенным.  Оно согревало нас теплом близости, и не только физической. Обычно мы садились близко друг к другу, так, чтобы, разговаривая, видеть глаза друг друга.

Вот мы сидим в его комнате и беседуем. Тема разговора – профессии. Я спросила у Темы, какие профессии он знает. Он назвал довольно много, чему я  удивилась и порадовалась. Тогда я спросила - кем бы он хотел стать? Тема ответил вопросом: « А есть такие профессии, чтобы я был начальником, и чтобы я был военным?» Я ответила: «Конечно, много». Он внимательно посмотрел  на меня и, слегка сузив глаза, задал следующий вопрос: « А как туда проникнуть?».

Я сказала: « Это не просто. Надо долго учиться. А потом  сдать экзамены». «А что такое экзамены?» - спросил Тема. Я сказала: « Это вот как ты учишь счет, или буквы. Учишься читать. Так и там тебе дадут задание, а тебе нужно будет выполнить. И выполнить на отлично». Тема  оживленно заговорил: « А я уже знаю  много цифр и считаю до двадцати, - он начал считать, - и буквы знаю». Я говорю: « Ты молодец. Вот  только читать еще не умеешь. Но, не беда. Научишься».

 Тема опустил голову на грудь и глаза его покраснели от наворачивающихся на них слез. « Я никогда не научусь читать!»- всхлипнув, сказал он. Я постаралась успокоить его: « Ты зря расстраиваешься. Я не встречала за всю свою жизнь ни одного человека, который не умел бы читать. Всему можно научиться». Тема с надеждой посмотрел на меня: «Правда?» «Конечно, - ответила я, - Вспомни, когда ты был маленьким, ты не умел говорить, есть, ходить. Но ты же научился?! Так и читать ты научишься. Со временем, постепенно».

Тогда Тема продолжил: « Вот сдам я экзамены, и кем я стану?» Я говорю: « Рядом с вашим домом есть Высшее военное  пожарное  училище. После его окончания ты можешь стать пожарным» «Начальником?- спросил Тема. «Да» - сказала я. Тема задумался. Я вспомнила, что Тема особенно любил играть с тремя машинками: пожарной машиной, полицейской и скорой помощью. Я сказала: « Но если тебе нравятся  экстремальные профессии, может, ты бы хотел стать доктором на скорой помощи или полицейским?»

Тема повторил свой недавний вопрос: « А как туда проникнуть?» Я сказала, что для получения любой профессии нужно проделать тот же путь, то есть хорошо учиться и успешно сдать экзамены. Он вздохнул, потом сказал: « А есть училище, где готовят начальников полицейских?» Я ответила: « Конечно, есть. А профессия доктора на скорой помощи тебе не нравится?»  Тема посмотрел мне в глаза и сказал: «Нравится».  Но как – то неуверенно. Затем наклонил голову,  как бы размышляя. И вдруг отчетливо, как что – то абсолютно достоверное, что он только что открыл  о себе,  произнес: « А давай я не пойду в доктора!» Удивленная его таким скорым решением, я  спросила: « Почему?».

Проведя  рукой вдоль  своего тела  сверху вниз, Тема, с убежденностью человека, только что получившего откровение о себе свыше, произнес: « Ну не подходит мне как-то белый халат!», сделав особенное ударение на слове «белый». И было видно, что этот вывод сделал его  свободным. Он облегченно  выдохнул, и сказал: « Пусть туда идут другие. Их много» И показал рукой куда – то в сторону. Я  удивилась его ответу.

После этого разговора  у Темы стало проявляться большое стремление к чтению. Он старался понять  соединение букв, спрашивал на улице – что написано на домах, рекламе, просил  читать надписи на этикетках игрушек и инструкции, повторяя губами читаемое, снова и снова переспрашивал - что на них написано.

Через несколько недель  я увидела  у Темы явный прогресс в освоении логики построения слов. В свои не полных пять лет Тема  начал сам писать буквы, стремился их соединить для получения нужного слога, делая попытки читать.

Некоторое время я опять не ездила к Темочке. И вот, мы снова идем вместе гулять.Я снова восторгаюсь им. Мы гуляем на площадке, но накануне нашли новую замечательную площадку, куда он предлагает повести  мальчика, с которым  только что познакомился. Тот подбежал к своей маме, чтобы  спросить, можно ли пойти вместе с нами.  Мама взглянула на меня и  переспросила, далеко ли идти. Я ответила, что площадка  рядом, и мы все вместе двинулись по тротуару в нужную сторону.

Тема взял своего нового друга  за руку. Они шли  впереди меня, и я услышала, как Тема объяснял малышу, что площадка рядом, что там интересно, и чтобы мальчик не волновался. Я отметила у него новое качество – проявляемую им нежную заботу о не знакомом  ребенке! Теперь, когда подросли его младшие сестричка и братик, он научился общаться и с другими  детьми младше себя.

На обратном пути он, как всегда,  болтал. « Ты знаешь, я – король. Потому что я – мальчик. А девочки не бывают королевами. Они бывают только принцессами. Потому что они не взрослые. Они - девочки. Я  люблю девочек. Я  люблю принцесс».

В этот раз у нас появилось новое увлечение – ходить в магазин по продаже аквариумов и смотреть рыб. У Темы появилась знакомая черепаха, на встречу к которой он не просто шел, а бежал. А дружба началась случайно.

 Черепаха содержалась в самом нижнем аквариуме. Тема, сколько раз мы ни приходили, никогда ее не замечал. И вот однажды я обратила его внимание на нее. Он опустился на колени, и стал рассматривать – как она передвигается по аквариуму. Оказывается, в воде было несколько черепах. Но только одна подползла к стеклу и стала в упор смотреть на Тему. Когда Тема, радостный, заговорил, размахивая рукой, она стала крутить своей головой, следя за движениями его руки. Это очень удивило и обрадовало Тему. Они общаются!  И каждый раз, когда мы приходили с Темой в магазин, и он опускался на колени, чтобы посмотреть на нее, она приползала к стеклу. Черепаха явно узнавала ребенка, которому была не безразлична.

Теперь уговорить Тему пойти на прогулку не составляло труда. Предложение сходить к знакомой черепашке тут же принималось, и время одевания сокращалось во много раз.

В магазине содержалась в отдельном аквариуме удивительная рыба - большая, тонкая, в перламутровой чешуе. У нее  был страшный рот.  Тема боялся этой рыбы. Пока я не спросила - что это за рыба у продавцов. Мне ответили : «Варана». Я никогда не слышала название такой рыбы и переспросила, где она водится. Мне ответили - в Южной Америке.

После моего разговора с продавцом, Тема стал меньше бояться этой рыбы, и стал подходить к аквариуму ближе. Жаль, что магазин весной переехал, и встречи Темочки с любимой черепахой прекратились.

Приближался его день рождения. Посоветовавшись со своими детьми, я приняла решение подарить ему набор конструктора Лего. Мама Темы принимала активное участие в покупке. Радость Темы от подарка была безгранична!

Полицейский трейлер собирался  нами  два дня. И потом еще долго мы играли в него, придумывая разные сюжеты с побегом преступников и гонками за ними.

В магазине Лего игрушек нам дали каталог. Оказалось, что на его страницах есть знак, скачав который из Интернета, можно оживлять картинки. Мини – мультики обогатили наши знания о играх, в которые можно играть с конструктором. В последующие мои приезды в семью, Тема в первую очередь предлагал мне поиграть с ним,  начиная свою просьбу словами: «Баба Валя, а малыши опять сломали трейлер. Давай с тобой соберем!». И, наконец, наступило время, когда он сам научился  прекрасно его собирать.

Прошло время, и Тема снова пошел в садик. Придя  к нему в очередной раз, я узнала, что он стал посещать театральную студию, и заниматься  шахматами. Я сказала: « Это здорово. Актерские способности в нем явно присутствуют, а шахматы развивают стратегическое мышление. В жизни это ему пригодится - умение просчитать свои действия  наперед».

Каково же было мое изумление, когда я узнала, что Тема играет в сказке роль Зайчика.Я переспросила: «Зайчика?» Тема гордо ответил: « Да. Я работаю  Зайчиком». Я сказала: «Это как – то не похоже на тебя. Может, по ходу сказки ты превращаешься в Тигра, или Льва?» Тема убежденно ответил: «Работа Зайчиком простая и интересная». И начал декламировать стихи из сказки, исполняя роли всех персонажей сказки подряд.

А я вспомнила, как он когда – то  воскликнул: «Ну, не подходит мне как – то белый халат!» Значит, все – таки подходит?


Рецензии