Речной круиз на Украине. 1984 год

В июле 2011 года информагентства сообщили о чрезвычайном происшествии. Десятого июля на Волге в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана затонул теплоход «Булгария», совершавший круиз по маршруту Казань – Болгар – Казань. У нас в тот год почему-то много всего падало и тонуло, и особого внимания я на это сообщение не обратил. Потом сказали о многочисленных жертвах, о вопиющей халатности владельцев и команды. И наконец, сообщили, что до января 2010 года теплоход носил название «Украина», под которым и был построен в 1955 году в Чехословакии». Тут я вспомнил, что мне довелось плавать именно на этом теплоходе в 1984 году в качестве туриста. Об этом плавании я и хочу рассказать.

Омск – Свердловск – Пермь.

Путешествие начиналось в Перми, плыли мы по Каме, Волге, Волго-Донскому каналу и по Дону до Ростова-на-Дону, а потом обратно. Весь круиз занимал восемнадцать дней. От Омска до Перми добирались на поезде. В Свердловске была пересадка, ждать следующего поезда нужно было около восьми часов. Зато Омские туристы узнали, что в этом уральском городе продают апельсины. Очередей почти не было, всего-то человек восемь. Нужно учесть, что в Омске их продавали очень редко, и до простых покупателей они никогда не доходили, всё расходилось из-под прилавка А Свердловской областью тогда командовал первый секретарь обкома КПСС Ельцин Борис Николаевич. Это я узнал уже позже А в Москве в этот год «на 74 году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни, не приходя в сознание, Константин Устинович Черненко …приступил к руководству страной».
Чем запомнились пейзажи за окном купе поезда? Прежде всего, разрушенными храмами. От некоторых остались только кирпичные стены. В остальном пейзаж почти такой же, как в Омской области. Такие же деревеньки, посёлки и городки, однотипные станции, а вот местность всхолмлённая. Это не то что у нас на юге области – ровные как стол пространства, разграниченные лесополосами.
В Перми нам показывали места, связанные с историей города и области. Мы задавали вопросы про Кунгур, знали, что там есть знаменитые пещеры. Мои однокурсники были в Пермской области на практике, я знал, что здесь лёссовые грунты, поэтому бывают не только пещеры, но и провалы грунта в самых неожиданных местах.

В плавание!

Погрузка на теплоход была назначена на вторую половину дня. Нас разметили по каютам. Были на теплоходе двухместные каюты на верхней палубе, но билеты в них было не достать. На средней палубе были восьмиместные каюты и одна из них – шестиместная. Там и поселили три семейных пары. Проблемы уединения у пар, конечно, возникали, но разрешались. В трюме размещались четырёхместные каюты. Мы их звали «дети подземелья», им разрешали открывать иллюминаторы только во время хорошей погоды, когда не было волны. Уходя из каюты, все должны были всегда закрывать иллюминаторы. Технику безопасности нам читали около часа, рассказывали о том, как в предыдущем 1983 году круизный теплоход пошёл не в судоходный пролёт моста, а тот, который был ниже. Во время ночной дискотеки бетонные балки моста начали соскребать рубку капитана, шлюпки на прогулочной палубе. Дискотека была уровнем ниже, на палубе, называвшейся верхней, тут же был буфет. Поднялась паника, многие зря попрыгали за борт. Во время инструктажа нам показали, где лежат спасательные жилеты, рассказали, как ими пользоваться. Один турист с удивлением узнал, что Волга впадает в Каспийское море. Раньше он думал, что в Чёрное. Нас предупредили, что есть немытые фрукты очень опасно, как будто мы не знали. Но предупреждение было подкреплено специальной раковиной с кипятком в кране и дуршлагом на металлической цепочке. Ни одного случая инфекционного заболевания за время круиза не было. Нам постоянно перед выходом в город и перед зелёной стоянкой напоминали об опасностях, подстерегающих нас в путешествии и на берегу. Был случай, когда одна туристка отстала в Куйбышеве (теперь это Самара) и догнала нас в следующем порту на автобусе.
Путешествие по Каме началось интересно. По берегам – хвойные леса, чистый воздух, очень красивые закаты и рассветы. А по Каме сплавляют лес в плотах. У нас на Иртыше так не делают. Иртыш течёт не в сторону промышленных центров и степей, а наоборот. А тут плоты гоняют даже по Волге, тянут теплоходами. Удивительно, но попадались ещё и колёсные пароходы в качестве буксиров.
Туристы набраны из разных концов СССР. Естественно, пермяки, так же были архангелогородцы, мы – из Омской области, а ещё были из Курганской области и Узбекистана. Набережные Челны в 1984 году – это город Брежнев, здесь мы были на экскурсии, завод «Камаз» видели только издалека, останавливались ненадолго в Сарапуле, покупали вяленую рыбу, в городе Чайковский была экскурсия на Меланжевый комбинат. На берегах Камы и Волги тоже встречались многочисленные остовы храмов. Стояли одни стены, без крестов и часто без куполов, точь-в-точь, как и вдоль железной дороги по пути из Омска в Пермь. На водохранилищах – обилие рыбаков. Их резиновые лодки стоят на якорях посреди водохранилища чуть в стороне от фарватера, с них они и рыбачат. Каждое утро нас поднимали перед завтраком на зарядку. Разрешалось бегать по кругу вдоль бортов теплохода, дистанция была приличной, особенно, если бежишь не один круг. Завтракали в ресторане. Можно сказать, что время от времени нам давали бутерброды с красной икрой. И можно уточнить, что давали два раза очень маленькие бутерброды, икринок было точно шестнадцать штук.
По вечерам были танцы на кормовой палубе, около ресторана. Один из популярных коктейлей назывался «Улыбка». Выражение «Пойдём, улыбнёмся» было приглашением в ресторан. В носовом отсеке на средней палубе был музыкальный зал, там стояло пианино, ряды кресел для зрителей и там всегда проходили культурные мероприятия. Досуг тратился и на игру в подкидного, проигравшему нужно было показать остальным, что он съел довольно большую порцию фруктов, которых было полно на каждом импровизированном рынке во время стоянок. Ещё продавали в большом количестве вяленную рыбу, из вещей - шали, шарфы, вязанные шапки и рукавицы из козьего пуха. В те времена не было у пенсионеров колясок-сумок, как сейчас, старушки навешивали сумки с фруктами и пуховыми изделиями на велосипед и шли на рынок, ведя его в руках.
В один из дней было объявлено «космическое путешествие». Объявляли о космическом завтраке, о «приземлении» нашего корабля в городе Саратове, где «огней так много золотых». Вечером был конкурс эрудитов по космической тематике. Главный приз достался мне. Ночные чтения книг по астрономии в школьные годы с фонариком под одеялом дали практические результаты.


Ночное происшествие.

На Волжском водохранилище был шторм. Волны свинцового цвета достигали высоты трёх метров. Они накатывались на теплоход спереди, раскачивая его. Но длина теплохода была значительно больше расстояния между их гребнями больше чем в два раза, и «Украину» не бросало как щепку, но была сильная качка, вызывающая у некоторых туристов сонную болезнь. После отбоя всем полагалось находиться в своих каютах, но в туалет выходить разрешалось. Поэтому даже в шторм, встреченный в дальнем конце верхний палубы турист мог сказать представителю команды, что он не гуляет, а направляется в туалет.
Так было и в этот раз. Яркая блондинка Алёна Петрова из Перми около полуночи прогуливалась Восточным Гостем по верхней палубе. Это был самый высокий парень в этом круизе, и свой псевдоним получил за удачно сооружённый на одном из многочисленных конкурсов костюм. Когда Высокий Гость попытался поцеловать прислонённую к ограждению палубы девушку, она отвернула лицо к корме теплохода и в это время увидела за бортом со стороны кормы человека, делающего взмах обеими руками, как в стиле баттерфляй. Парень ей не сразу поверил, но всё же, они быстро сообщили обо всём увиденном на капитанский мостик. Седой капитан корабля отнёсся к сообщению всерьёз. В шторм, ночное дежурство нёс именно он. Беспрецедентные меры предосторожности были приняты ещё с вечера. Все нижние иллюминаторы были не только задраены, но и тщательно проверены командой. Туристам средней пассажирской палубы было рекомендовано не опускать стёкла окон, чтобы случайные брызги не залетали в каюту. Капитан после сообщения сразу остановил теплоход, развернув его носом против течения.
Поступило распоряжение пересчитать всех туристов. По радио стали делать объявления: «Туристка Ольга Станиславовна Копотилова из Перми, пройдите, пожалуйста, в свою каюту», а через некоторое время: «Турист Кадамбай Аллабергенович Султанназиржуманазаров из Ташкента, вернитесь в свою каюту». Наконец все находящиеся не в своих каютах туристы были водворены в свои постели. Посчитали команду. Не нашли практиканта из речного училища Василия, который проходил на теплоходе летнюю практику в качестве матроса. Теплоход приблизился к левому берегу, поскольку волна шла не точно в направлении течения, а немного накатывалась на восточный берег. Когда ветер и течение направлены в противоположные стороны, вал на реках более пологий, длина волны больше, когда же вал идёт в направлении течения, то волна бывает с гребешком, который заворачивается, опрокидывает волну. В такой вал хоть на лодке, хоть вплавь всегда опаснее, даже если волна не превышает в высоту и полметра. А в ту ночь высота была сразу три метра. Фарватер пролегал от берега на расстоянии километра, теплоход медленно приближался к берегу, почти вся команда стояла на верхней палубе, непрерывно всматриваясь вдаль. Мощные прожекторы шарили по воде, цепляясь за случайный предмет – бревно или даже бутылку. Теплоход приближался к берегу, и наконец, прожекторы начали обшаривать его, упираясь лучами в обрывистые берега и пологие пляжи. Наконец, прожектор выхватил из темноты фигуру человека, который стоял у кромки воды, широко расставив ноги, и махал двумя руками, опять как в стиле баттерфляй.
Вася был жив. Он проплыл один километр в сильный даже для этого водохранилища шторм и сейчас в мокрой одежде и босиком подпрыгивал в луче прожектора, размахивая руками, крича при этом «Я здесь». Невероятно, но в монотонном шуме волн и урчании двигателей его голос бы слышан на борту теплохода. Тембр голоса отличался по тональности от фона шумов. Команда профессионально спустила шлюпку с подветренного борта, что сделать в шторм было весьма трудно, Вася был доставлен на корабль. Туристы бурно обсуждали это происшествие глубокой ночью, пока сон не прекратил все прения по этому вопросу.
Утром мы узнали, что Вася вечером немного выпил, и поскольку дежурства у него в этот вечер не было, он пошёл спать, спрятавшись на верхней палубе около какого-то служебного помещения, куда туристы не ходили, а члены команды заглядывали очень редко. Девятый вал качнул судно, или Вася сам ворочался во сне, но проснулся он быстро, уже в воде. Видимо, плавать его научили в речном училище, поскольку рос он в детдоме, там вряд ли их часто водили купаться. Мы все восхищались его умением плавать, его твёрдым характером, который в безнадёжной, казалось бы, ситуации проплыл дистанцию в километр по бурлящему водохранилищу до берега. Простой русский парень, умеющий противостоять стихиям, но не могущий устоять от соблазна выпить. Жаль, что у нас таких – сплошь и рядом, и их пристрастие, развившись, ослабляет их волю, снижает сопротивляемость стихиям. Сколько потом таких смелых, отважных, упрямых гибнет, замёрзнув в сугробе, при купании в водоёмах, заснув с сигаретой в постели. Куда же мы катимся, мужики? Почему ослабляем свою страну? Васю оставили в команде: детдомовец, куда же его выгонять? Теплоход продолжал своё движение на юг.

«Есть на Волге утёс».

Во время всего путешествия по Волге я спрашивал у экскурсоводов, где же находится утёс Степана Разина, но так и не добился от них никакой информации. Одни обещали уточнить и рассказать, другие заявляли, что мы будем проплывать мимо него позже. Я подумал, что они не знают, или всё время проплывают мимо него ночью. С детства мне помнились строки народной песни, её часто передавали по радио. Слова и музыку к этой народной песни написал Александр Навроцкий. Вот её текст:
«Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края;
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.
На вершине его не растет ничего,
Только ветер свободный гуляет,
Да могучий орел свой притон там завел
И на нем свои жертвы терзает.
Из людей лишь один на утесе том был,
Лишь один до вершины добрался,
И утес человека того не забыл,
И с тех пор его именем звался.
И хотя каждый год по церквам на Руси
Человека того проклинают,
Но приволжский народ о нем песни поет
И с почетом его вспоминает.
Раз, ночною порой, возвращаясь домой,
Он один на утес тот взобрался
И в полуночной мгле на высокой скале
Там всю ночь до зари оставался.
Много дум в голове родилось у него,
Много дум он в ту ночь передумал.
И под говор волны, средь ночной тишины
Он великое дело задумал.
Но свершить не успел он того, что хотел,
И не то ему пало на долю;
И расправой крутой да кровавой рукой
Не помог он народному горю.
Не владыкою был он в Москву привезен,
Не почетным пожаловал гостем,
И не ратным вождем, на коне и с мечом,
Он сложил свои буйные кости…
И Степан, будто знал, никому не сказал,
Никому своих дум не поведал,
Лишь утесу тому, где он был, одному
Он те думы хранить заповедал.
И поныне стоит тот утес, и хранит
Он заветные думы Степана;
И лишь с Волгой одной вспоминает порой
Удалое житье атамана.
Но зато, если есть на Руси хоть один,
Кто с корыстью житейской не знался,
Кто свободу, как мать дорогую, любил
И во имя её подвизался, -
Пусть тот смело идет, на утес тот взойдет,
Чутким ухом к вершине приляжет,
И утес-великан всё, что думал Степан,
Все тому смельчаку перескажет»».
Только много позже мне удалось узнать, что утёс Степана Разина разобран на щебень. Утёса нет. Была ещё одна народная песня на этот мотив и похожими словами. «Есть на Волге утёс, он бронёю оброс, он у нас Сталинградом зовётся…». Я видел текст в сборнике «Русские народные песни», выпущенном в конце 50-х или в начале 60-х годов.

Зелёные стоянки.

Время от времени теплоход приставал к заранее выбранному по программе путешествия месту для отдыха и купания туристов. Здесь же проводился праздник Нептуна, проходили шуточные конкурсы. Нептуна сопровождала не русалка, а Снегурочка. На эту тему было много шуток. Здесь же уединялись пары в густых зарослях. На одной из стоянок от меня шарахнулась в траву маленькая зелёная змейка. Мне сказали, что она кусается, и зовут её стрелка.

Конкурсы.

Какие круизы без конкурсов? Прежде всего песенные, танцевальные. Так же изделия из природных материалов, где первое место заняла «Бяка-закаляка кусачая». Одна студентка иняза пела про Калифорнию на английском. Был конкурс на первого парня, и на первую красавицу. Совершенно случайно в них победили пермяки. Был ещё конкурс по русским шашкам. Я занял второе место, проиграв пермяку только в дополнительной партии.
Гидротехнические сооружения.

Мне, как инженеру-гидротехнику было интересно посмотреть водохранилища, плотины, шлюзы, берегоукрепления, волнорезы. Но самым впечатляющим сооружением был, конечно, канал «Волга-Дон». Шлюзы мы проходили на каждом водохранилище. В оформлении сооружений канала использовано много архитектурных излишеств.

Ростов.

В Ростове-на-Дону запомнился памятник тачанке, памятник лётчикам, уведшим самолёт от жилых кварталов. Мы тогда часто слушали строки песни «Подальше от города смерть унесём, пускай мы погибнем, пускай мы погибнем, но город спасём». Оказалось, что пилоты были ростовчанами, а их полёт проходил над Берлином. Это сейчас катапультирование может проходить с любой высоты, даже со взлётной полосы, а тогда ниже определённой высоты катапульты не срабатывали. Лётчики знали, на что шли. Вечная им память. На берегу Дона скульптурные изображения героев произведений Шолохова: Григорий Мелехов на коне, Аксинья Астахова с вёдрами на коромысле, дед Щукарь, Нахалёнок. И есть в Ростове улица Вити Черевичкина. Этого школьника убили фашисты во время оккупации. Он не отдал им своих голубей, «и убит был Витя наповал». Ещё экскурсовод рассказывает о политруке, Герое Советского Союза, который был одним из трёх, поднимавших Знамя Победы над Рейхстагом. Но в официальных сообщениях упоминались только рядовые, а лейтенанту места не нашлось.Он погиб на работе, спасая кого-то. Только после смерти товарищи по работе узнали, что он Герой Советского Союза. В Ростове покупаем вино «Цимлянское», игристое, им восхищался Пушкин. Бутылка и пробка как у шампанских вин.

Волгоград.

В этом городе много грандиозных памятников. Показывают универмаг, в подвале которого был штаб Паулюса, Дом Павлова, Мамаев Курган, полуразрушенную мельницу и другие. Фигура Родины-Матери видна далеко, это сооружение вместе с мечом в три раза выше Статуи Свободы в Нью-Йорке. Внутри меча есть тоннель, как и во всей фигуре. Когда её сооружали, все бетонные заводы работали только на неё. Бетон укладывали непрерывно, не давая образоваться швам и позволяя набрать прочности для удерживания вышерасположенных новых слоёв.

Ульяновск.

Туристам показывают ленинские места. Экскурсия начинается с квартиры Ульяновых. В музее запомнились шахматы для игры вчетвером. С каждой стороны площадки 8х8 клеток сделаны ещё добавки размерами 2х8 клеток. Доска похожа на крест с короткими концами. На них стоят шахматы – четыре комплекта разных цветов. Как уж в них играли, экскурсовод не рассказывает. Логика подсказывает, что ходили по очереди, по часовой стрелке.
Разрешалось ли договариваться и создавать военные блоки, неизвестно, но опять же логика подсказывает, что играли молча. Итогом игры был, видимо, всё-таки мат трём участникам из четырёх. Куда девались фигуры того, кто уже проиграл, можно только догадываться. Наверное, проигравших королей срубали. Узбекская группа заявила, что по Ленинским местам не поедет, потребовала отвести их к универмагу. До перестройки оставалось чуть меньше года. Саратов и Куйбышев (теперь Самара) ярких воспоминаний не оставили. Было жарко, около 35 градусов. В Куйбышеве, один из ветеранов, участвующий в программе экскурсии, узнав, что мы из Омска, стал называть наш город столицей Колчака, я же ему сказал, что этот город – место рождения их Куйбышева Валериана Владимировича.
Во время плавания я обратил внимание на психологические особенности пребывания в относительно закрытом пространстве.
Примерно за неделю запоминаешь в лицо всех участников круиза. Встречая кого-то, отмечаешь, что видел этого там-то и там-то, за таким-то занятием. Появись на теплоходе кто-то незнакомый, это сразу же стало бы заметно. Потом, когда вернулся домой в Большеречье, ловил себя на мысли, что в десятитысячном посёлке так же как на теплоходе пытаюсь «опознать» каждого встречного. Со временем это прошло.

Заключение комиссии.

Почему же затонула «Булгария», она же «Украина»?
Вот заключение комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: «Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.
Непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению судна вследствие дальнейшего поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу.
В ходе расследования было установлено, что 10 июля 2011 г. в 11:15 капитан д/э «Булгария», несмотря на действовавшее штормовое предупреждение по силе ветра и видимости на Куйбышевском водохранилище (порывы ветра до 20 м/с,), не поставив в известность ближайшего диспетчера о предстоящем рейсе, принял решение на переход судна от причала н.п. Болгары в Казань. Перед выходом в водохранилища на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах. Однако экипаж судна «Булгария» проигнорировал это требование безопасности, а также не обеспечил контроль за его выполнением в пассажирских каютах. В ходе осмотра затонувшего судна водолазами было зафиксировано, что на левом борту дизель-электрохода было открыто 27 иллюминаторов, на правом - 11 иллюминаторов.
При движении судна наблюдался крен на правый борт около 4 градусов. В ходе последующего осмотра аварийного судна в доке обнаружены четыре отверстия в корпусе судна с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 кв. см.
Около 12:25 10 июля 2011 г. судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент д/э «Булгария» входил в левый поворот у осевого поворотного буя № 82, для чего рули судна были положены влево на 5 градусов. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт. Комиссия предполагает, что после начала поворота в левый борт судна ударил ветровой шквал под углом, близким к прямому. Из-за воздействия шквалистого ветра на площадь всего левого борта судно еще более накренилось на правый борт. Угол крена на правый борт составил 9 градусов. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Для уменьшения площади воздействия ветра на левый борт капитан принял решение лечь курсом «на ветер», для чего рули были положены на 15° влево, в результате
чего судно еще больше накренилось на правый борт. В результате сложения имевшегося статического крена на правый борт, инерционных сил, возникающих при выполнении судном поворота, давления, вызванного действием ветра на левый борт, а также влияния волнения и качки судна, возник дополнительный кренящий момент, который образовал крен 13° на правый борт. При этом суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. В результате все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки главной палубы стала интенсивно поступать во внутренние помещения судна. За последующие 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло» Конец цитаты.

PS.

Что же погубило «Булгарию»? Жажда сверхприбылей. Очень из многого, доставшегося почти даром, в постсоветское время «хозяева» старались выжать, не вкладывая денег: из заводов, фабрик, сельскохозяйственных предприятий, кораблей, теплоходов и даже моногородов. Вот и довыжимали. Теплоход был назван в честь одной из процветающих (тогда, в СССР) союзных республик, в которой была развита наука, промышленность, туризм, сельское хозяйство. Всё это в девяностых годах было приватизировано, то есть досталась спекулянтам, которые тоже хотели выжать из республики всё, не вкладывая ничего. Не обошла Украину и волна переименований. На её «капитанском мостике» оказались люди, далёкие от искусства управления. Боюсь, что катастрофа бывшей «Украины» - знаковое событие для Украины. В 1984 году была популярна фраза: «Всё в порядке! Идём ко дну!»
Февраль 2016.


Рецензии