Поток сознания и кирпич в окно

                Многие сейчас пишут таким вот странным, но и весьма эффективным способом, который даже и называется как-то странно - "поток сознания". Это когда автор сразу и, практически не правя текст, записывает всё на бумагу или предварительно на диктофон. А потом правит лишь грамматические ошибки и опечатки. После чего считает текст полностью готовым к публикации или даже к изданию.
                Быстро ли так получается? Да. Эффективно? Тоже. Так в чём же дело, почему не все так поступают, а всё ещё продолжают по старинке долго мучиться и корректировать текст, правя его то так, то эдак, пока наконец не достигают нужного результата. Глупые ли они, а может просто мало знают и не владеют современной техникой письма? А может проявляют тупое упрямство и боятся сойти с проторенной уже дороги? Трудно сказать. Но если разобраться и попробовать почитать тексты написанные этими двумя, фундаментально разными способами, то что мы увидим?
                Текст написанный по-старинке кажется нам вполне солидным, глубоким и законченным. Лёгкости вот только ему не достаёт. А так, - вполне себе читабельный литературный текст. А что же с "потоковым" текстом? Берём его, смотрим. И что видим? Лёгкость, красоту, непосредственность. Всё выглядит очень заманчиво и ободряюще. Кажется, что автор буквально воспарил над тем, что написал сам, причём сделал это изящно и непринуждённо. И это чувство длится долго, пока не происходит... катастрофа. Без преувеличения: настоящая, основательная, непоправимая. Потому что в один момент, то ли это автор так срывается, то ли какие-то глубинные и не вполне понятные процессы находят отражение в его письме, но вы чувствуете, что дальше вы просто не можете. Не можете читать. Все лёгкость и непосредственность (не искусственные ли) мгновенно растворяются в воздухе. И прямо из этого "воздуха" возникает "кирпич". Тяжёлый, грубый. И он влетает к вам в "окно", через которое вы наблюдали за динамичным развитием прекрасного сюжета. И всё погибло, и поправить ничего нельзя. И это конец.
                Безусловно, многие из тех, кто пишет таким, "потоковым" способом, возразят, что так ведь не всегда случается. А кто-то и, напротив, скажет, что сразу и набело мог писать лишь Достоевский. Но он, как известно, был гений. И мало кто смог до сего времени дотянутся до уровня его мастерства. И в результате неизбежно возникает новый вопрос: этот "кирпич" - не проявление ли глубинного и неискоренимого недостатка "потокового" письма? Может быть все те достоинства последнего, только лишь игра изощрённого ума. А вовсе не истинные лёгкость и непосредственность. И автор теперь невольно восстановил нарушенный на время баланс сил? Потому как, - что уж говорить, - написанное, это ведь совсем не то, что сказанное. И являет собой процесс сознательный, которому лишь упорным трудом можно придать некое подобие простой человеческой речи.   


Рецензии
Интересные и довольно глубокие размышления.

Почему Вам нравится Достоевский?
Ведь его читать невозможно.

Моё мнение - талант и ум.
Если это есть , то будет хороший текст.
Хоть потоком, хоть размышлением и правкой.

Мой добрый привет!

Юрий Атман 3   25.11.2016 06:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.