За державу обидно

Записано со слов одного из полярников

– В первую свою Антарктиду я улетал самолетом. Оформлялись через «Зарубежгеологию», была в Москве такая контора.
– Это в каком году было?
– Сейчас я тебе скажу… В 1984-м году это было.
 
Утром в день отлета мы в ту контору приехали, а наши паспорта еще не были готовы. К обеду, не очень торопясь, эти конторские нам их выписали. Потом один из них поехал сначала в МИД, чтобы паспорта заверить, а потом в Мозамбикское посольство за визами.
– Ничего себе!
– Да, черт знает, как они работали! Документы на выезд мы начали оформлять еще в январе. И в райком партии ходили, и в Смольный, некоторых даже в ЦК вызывали.  Наконец, приезжаем в  контору, а зарубежные паспорта не готовы. Да они при нас чистые бланки заполняли!
В общем, выдали нам паспорта только в три часа дня. А самолет вылетает в шесть. И за час до отлета заканчивается регистрация.
– Успели?
– Слушай дальше. Посадили нас в специальный автобус и повезли. Выезжаем из центра – то пробки, то улицы перекрыты.

В аэропорт мы приехали ровно в шесть. Думали, что самолет уже улетел, но рейс задержали, так как было нас все-таки человек 30-ть, почти треть самолета. Ладно, оформляем декларации, закрываем границу,  все как положено.

 Тогда багаж, кстати, не просвечивали, а вручную досматривали. Стоит передо мной в очереди авиатор с двумя чемоданами. Таможенник ему: «Открывайте!» Он открывает первый – все в порядке. – «Открывайте второй!» Он открывает второй, – сверху газета «Правда» лежит, аккуратно расстеленная. Таможенник газетку поднимает, а там весь чемодан водкой набит! Бутылок 20-ть, наверное, шмотками переложены. Таможенник ему: «Да вы что? Не знаете, что норма – две бутылки?» А тот в ответ: «Товарищ, я же в Антарктиду лечу. На полтора года!» Таможенник на него посмотрел, потом на чемоданы,  потом опять на него: – «Ладно, – говорит, – закрывай!» Так он и прошел.

В общем, взлетели мы с опозданием на два часа.
– А летели вы как?
– Летели мы по такому маршруту: Москва – Симферополь – Каир – Джибути – Дар-эс-Салам – Мапуту.
Особенно запомнился Дар-эс-Салам – это столица Танзании, считай – в самом центре Африки. 
Какой там аэровокзал, ребята! В современном таком тропическом стиле. Белоснежные стены, ажурная крыша и темные зеркальные окна. В первый раз я увидел, что современная архитектура может быть такой красивой. А то мы привыкли к нашим коробкам, и казалось, что ничего другого и придумать нельзя.
Внутри прохладно, и классическая музыка негромко играет. Полированный мрамор, чистота идеальная, но тут же черные женщины что-то еще притирают и моют. Аэровокзал пустой, только наш рейс, то есть мы, полярники, да еще рыбаки, летящие на суда.
 
Специально для нас открыли шикарный бар, отделанный черным деревом. Мы туда все набились и разглядываем всякие там «Уолкеры» и «Мартели», а денег ни у кого нет. Ну, может один или два человека купили что-нибудь по мелочи. Тогда же ввозить, а главное вывозить валюту почти невозможно было. Все что получали за рубежом, старались там же и тратить. За перелет нам должны были платить по 22 доллара суточных. Однако выдали деньги только в Мапуту.

И вот, представьте картинку: сгрудилась у стойки толпа из белых здоровых мужиков, а напротив стоит бармен – лощеный такой негр в белой жилетке. Все жадно разглядывают бутылки, втихую матерятся, но ничего не покупают. Потом кто-то вызнал, что в баре есть холодная вода, и что она – бесплатно. А пить тогда действительно хотелось, так как в самолете больше кормили, чем поили. И вот этот негр наливает в стаканы воду и с таким презрением, с таким высокомерием швыряет эти стаканы на стойку, что они, скользя, слетали бы на пол, если бы их не подхватывали наши, страдающие от жажды и унижения.
 
Нам с Колей стыдно стало, и мы отошли. Решили потом подойти, когда толпа рассосется.
– Подошли?
– Да, но лучше бы не подходили! Я знаками показываю бармену, чтобы воды нам налил, а он делает вид, что не понимает. Разговаривает с подошедшим негром и на нас демонстративно не смотрит. Мы ушли оттуда, как оплеванные!
А когда уже шли к самолету, вдруг разразился настоящий тропический ливень! Поливало, как из ведра, и мы в одну минуту вымокли до нитки. Дождь, правда, был очень теплым, и вода под ногами парила, как в бане. Карабкаемся мы с  Колей по трапу: внутри жажда мучит, а снаружи мы до трусов мокрые!

В Мапуту прилетели в середине дня. Жара под 30-ть или даже больше. На аэродроме стоит уже ИЛ-18-ый, на котором нам в Антарктиду лететь. Получили мы багаж, и нам говорят: загружайте его сразу в тот самолет. Пока загрузили – опять вымокли, но уже от пота.


Рецензии
Здравствуйте, Анатолий!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2017/01/31/679 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   20.02.2017 11:24     Заявить о нарушении