Времена одобрям прошли

10 декабря прошлого года Б. Ельцин, раздосадованный отказом депутатов утвердить премьерство Е. Гайдара, напрямую предложил 24 января всероссийский референдум по доверию ему и всему депутатскому корпусу. Если народ Российской Федерации сказал бы «нет», то уже в марте (вот в этом текущем, а не далекого 94 - го года) провести выборы нового президента РФ или депутатов. Минул январь, февраль. Опросы показали чрезвычайно низкий рейтинг не только съезда (здесь средства массовой информации расстарались на всю катушку), но и самого президента. Коммунисты оценили рейтинг президента в 9 процентов, независимые - в 27 процентов, пропрезидентские службы добились шаткого большинства. Короче, прямой вопрос о доверии президенту однозначно провалился, поэтому пошла, игра. Президент предложил отменить им же навязанный дорогостоящий референдум, заменив его соглашением с депутатами о разделении полномочий. Читатель уже видит расклад сил на съезде, мои же сомнения по горячим следам после сообщения о четырех вопросах президента.
На какие же ответы рассчитывает Ельцин? Понятно, на положительные. Ведь он однозначно за президентскую форму правления, частную собственность на землю, устранение как высшего органа народовластия съезда народных депутатов, отказа доверия ему, съезду, утвердить новую конституцию.
Я столь же однозначно готов сказать «нет» всем президентским вопросам, однако и у меня возникли встречные вопросы.
Хорошо, не будет у нас президентства. А что будет? Парламентаризм (ведь даже в Магнитке все до единого депутаты будут освобожденные, то есть оторванные от реальной жизни), власть номенклатуры (порядочные кадры скоро сойдут с арены и уступят места бессовестным нуворишам), не видящих дальше собственного носа многочисленных «партийцев» всякого сорта и, наконец, забастовщиков. Пусть будут варианты о желанной гражданами власти в России.
По земле. Имею родных и знакомых и среди колхозников-совхозников, и среди фермеров. Увы, частной собственности на землю они страшатся больше нашего: ведь имеют шанс остаться без работы или превратиться в батраков. О старой шефской помощи селу речи нет, но не лучше ли строить отношения на договорной современной основе, а не отдаваться на произвол стихии рынка, как это уже наблюдали в торговле.
Советская власть, по президенту, отодвигается, еще не начавшись толком, на задворки политической жизни. Шумите, обсуждайте, но не лезьте в главное - вот однозначный ответ президента на хасбулатовские требования подчинения правительства депутатам (читай-народу!).
Ну, и вовсе ни в какие рамки демократии не вмещается просьба Ельцина отдать судьбу Конституции неизвестному органу - «учредилке» или «ассамблее». Чем это лучше прежних партактивов при генсеках, когда люди поднимали руки за все? Времена «одобрям» миновали, господин президент.


Рецензии