Голь на выдумки хитра-10. Боярин

ГЛАВА 10


БОЯРИН


Несколько часов, проведённых в одиночестве, запомнятся мне надолго. Я металась от окна к двери, ложилась на лавки в надежде уснуть, вскакивала и вновь металась. Моя деятельная натура требовала продолжения банкета, то есть, движения вперёд. Хотелось забыться, включить телевизор пусть даже с надоевшей до чёртиков рекламой, хотелось окунуться во всемирную сеть с её ненавистными хакерами, только бы медленно не сходить  с ума. Бесцельно проведённое время в средневековом каземате открыло простую истину – мне опостылели прожекты, бушующие в голове уже третий день. Даже долг перед детьми отступил на второй план.

Как назло после часовой тряски интенсивно заработали почки, я взяла с деревянного пола глиняный кувшин с широким горлом и убедилась, что он совершенно новый, а потому предназначение предмета осталось загадкой.
 
- Боярыня, боярин кличет вас вечерять, - я резко обернулась, кувшин выскользнул из рук и разбился, возле двери стояла девушка в карнавальном костюме из грубой ткани. У неё были светлые волосы, светлые глаза и белое с ярким румянцем на щеках лицо.

- Где у вас туалет? – осознавая, что передо мной дворовая девка, холодно осведомилась я, но вежливое обращение холопки вселило надежду.
-Чё?
«Как бы объяснить доходчивее»?

Девица оказалась смышленой, она метнула красноречивый взгляд на черепки от горшка и кивком позвала за собой:
- Айда, боярыня, в подклеть.
Я повиновалась.

Минуя по потайной лестнице второй этаж, мы спустились на первый. Я огляделась. По обе стороны две большие печи, трубы которых уходили наверх, по коридору клетушки без дверей с лавками и сундуками, скорее всего, для челяди, кладовые с провизией – вот и всё. А где сортир?

- Нужник тама, - девушка показала пальцем на небольшую комнатушку в дальнем углу, отгороженную массивной дверцей.
«Надо же! – усмехнулась я. – Во времена царя Гороха отхожее место находится в доме».
- А где ещё есть нужник? – уже потом поинтересовалась я. Спускаться с мансарды  сюда было далековато.

- В клети исчо, - отозвалась девушка и красноречиво посмотрела на потолок, а потом спохватилась. – Рукомойник, щёлок и утиральник подле печи, боярыня.
Я с удовольствием умылась, от холодной воды появились энергия и голод.

-Айда, - скомандовала холопка, и я заподозрила, что крепостные у бояр не такие забитые, как нам представляли их на уроках истории.

Мы поднялись наверх в ту самую увешенную иконами горницу, которую я увидела первой. От запаха вкусностей закружилась голова, и я буквально впилась глазами в стол, заваленный яствами. Холодец, чёрная и красная икра, жареная рыба, гусь, поросёнок, блины, караваи и кувшины с напитками украшали белую скатерть с бахромой.

-Садись, Мария Васильевна, - я вздрогнула и обернулась, в дверях, ведущих в неизвестную комнату, стоял Григорий Михайлович. На нём был алый атласный кафтан с собранными впереди в складки рукавами до пят, мягкие красные сапожки украшали ноги.

- Зачем вы меня похитили? – еле сдерживая ярость, медленно проговорила я.
- Пожелал, штобы погостевала в моём терему, - беспечно отозвался лихой наездник. – Погостюешь и выпущу, коли захочешь. 

-  Почему помимо моей воли? – я неблагоразумно повысила голос, но тут же смягчила интонацию.
- Ты сомлела, не бросать же одну на забаву волкам, - Оболенский умел расставлять акценты.

- Так значит, я свободна? – оживилась я.
- Свободна, - хитро улыбнулся боярин.

Я тоже попыталась улыбнуться, но улыбка получилась жалкой. Как по мановению волшебной палочки тут же появились два холопа, они раскланялись, пристроили к кушаньям небольшие серебряные предметы и исчезли. Позже я узнала, что в предметах находятся хрен, уксус, соль, перец и горчица.

Когда мы остались одни, хозяин взял меня под локоток и усадил на лавку. Серебряная тарелка с позолоченной ложкой и неизвестного металла бокалом на самом краю стола из-за тесноты грозили упасть на пол, но подвинуть их было некуда.

Оболенский разлил в кубки неизвестный напиток и предложил  выпить за знакомство. Я поморщилась, но на еду набросилась с жадностью. Всё было изумительно вкусным, и я с содроганием вспомнила о наших синтетических продуктах питания. После холодных закусок, убрав со стола почти нетронутые, ибо едоков было только двое, блюда, слуги принесли лапшу с курицей, от которой по причине насыщения я отказалась, за курицей последовали блины и сырники с медовым киселём, леденцы и цукаты.

- Как же вы много едите! – откинувшись к стене, укоризненно покачала головой я и про себя отметила, что откровенно толстых в восемнадцатом веке ещё не видела.

- Много? – поднял брови боярин. -  Желаешь изведать какие яства подают в празднования? – И он, загибая пальцы, начал перечислять: кура во щах богатых, в лапше или в калье с лимоны, папорок лебедин под шафранным взваром, ряб окрашиван под лимоны или со сливами; тетерева с шафранами, утки с огурцами, гуси с пшеном сарацинским, журавли с пряным зельем, петухи разсольные с инбирем, курицы безкостные, мозги лосьи, караси с бараниною, жареный гусь, порося и жаворонки; перепеча крупичатая, курник подсыпан яицы; пироги с бараниною, кислые с сыром, разсольные, жареные, подовые; блины, сырники, разные караваи,

– Оболенский перевёл дух, немного подумал и продолжил, - а в посты разная уха из живой рыбы, лимонная калья с огурцами; топаная холодная капуста, холодный горшок зобанец, свежая осетрина; паровые лещ, щука, стерлядь и тешка белой рыбицы; тельные оладьи, тертая каша с маковым соком, папошники, сладкий взвар с пшеном, ягодами, перцем и шафраном, клюковный кисель с медом и прочие.

Я поблагодарила хлебосольного хозяина, а потом взглянула в его непроницаемые очи, так впечатлившие меня пару дней назад там, в Кирилловке. Всего лишь пару дней назад я попала в прошлое, сегодня понедельник, а кажется, прошла вечность! 

-Не буду у тебя покамест ни о чём справляться, отдыхай,  Мария Васильевна, - пряча взгляд под длинными ресницами, мягко произнёс Григорий Михайлович, а затем встал и удалился.

- Боярыня, - тотчас появилась приставленная ко мне служанка, -  Чаво изволите, боярыня?
- Гулять хочу! – повысила голос я. 

Отвесив поклон, крепостная повела меня на крыльцо, с которого мы спустились во двор.  Последние лучики уставшего за день светила ласково гладили планету, пока ещё не знающую страшных проблем цивилизации двадцать первого века. Я прошлась по ухоженному саду, посидела на лавочке под яблонькой, побродила по участку. Дворовые низко кланялись, не обращая внимания на мою одежду. Видимо, привыкли встречать иностранных гостей.

«Что-то не верится в свободу, - наблюдая за улыбающимися жмуриками, напряжённо размышляла я, - но выбраться отсюда вполне возможно. Хорошо, что мы не сворачивали с главной дороги, так что если завтра с утра отправлюсь домой, за день дойду до дуба. А сейчас спать, надо хорошенько отдохнуть».

Я вздохнула, поднялась в свою комнату, умылась, натерла зубы мелом, ополоснула рот и завалилась на жёсткую лавку, покрытую какой-то дерюгой, на которой красовалось настоящее льняное постельное бельё, только вместо пододеяльника под домотканое одеяло была просунута простыня.

Сон не шёл, я встала и вновь подошла к окну. На дворе смеркалось. В избах исчез свет лучин, то крепостные легли спать. Зажглись звёзды, надула отъевшиеся щёки полная луна. Они были точно такими же, как в моем далёком будущем. В груди заныло, комок отчаяния застрял в горле, я закашлялась. Вспомнились Яночка, Стасик, Никита. Как они там без меня? А как без любимой воспитательницы ребятишки из моей группы? И руководство детского сада меня потеряло. Наверное, уволят или объявят в розыск.

Чем бы сейчас заняться? Телевизора нет, книг нет, света нет, компьютера нет. Что есть? Лавка с постелью и дворовая девка, имени которой до сих пор не знаю. Кстати, где она?
Захотелось пить, я подошла к двери, изготовленной из обструганных досок, и несколько раз постучала.
 
- Чаво изволите? – сию минуту появилась прислуга и я подумала о том, что она в позе часового стояла в коридоре.
- Пить изволю, - пробурчала я.
- Погодите чуток, - девушка исчезла и через мгновение притащила горшок с квасом.
- Бар у неё в коридоре, что ли? – усмехнулась я.- Как тебя звать - то?

- Акулиною, - доложила служанка и скромно опустила глазки.
- Расскажи о себе, Акулина, - я уселась на лавку и приготовилась слушать.
- Стало быть, тута жительствую, - затараторила она. - А тятя с маманей в Селезнёвке в крепости.
- Плохо живут? – ожидая услышать ужастики, поинтересовалась я.

- Справно, - махнула рукой Акулина. – Младой боярин у нас добрый, куды мы без него.
- А старый? – насторожилась я.
- Аки померла боярыня, старый в Москве вблизи царицы служит, -  устав стоять, холопка уселась на пол и зевнула.
«Бедняжке лет пятнадцать, не больше! – потрясённо воскликнуло моё второе «я». – Ей бы ещё в школе учиться»!

- Иди отдыхать, милая, - во мне наконец-то проснулась жалость. – Я тоже лягу.
Она ушла, а я почувствовала сильнейшую слабость.

«Пьёшь что ни попадя, - проворчало эго, укладываясь поудобнее на ночлег в моей голове. – Разве не понятно, что хозяин на тебя запал и просто так не отпустит»?

- Если не отпустит, убью, - громко проговорила я и, уже проваливаясь в сон,  почувствовала, как кто-то открыл дверь. Вздрогнув, я распахнула глаза   

Продолжение:http://www.proza.ru/2016/11/08/428


Рецензии
Привидение в древнем "замке"... Как запал, ох не пропал бы?!

Елена Шихова-Карпова   09.02.2024 12:03     Заявить о нарушении
Так и есть

Лариса Малмыгина   09.02.2024 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 43 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.