Домашние животные. Бараны

Из серии «Познание мира»

                БАРАНЫ

Наш сын родился на берегах Ангары, в Центральном роддоме города Иркутска. До его полутора лет мы  жили в Агинской степи в Забайкалье – в селе и на чабанских стоянках. У прабабушки,  дедушек, бабушек с обеих сторон, среди многочисленных родственников – тетушек, дядюшек, двоюродных-троюродных братьев и сестер, не считая совсем уж дальних родственников. А когда настала пора выходить  мне на работу по окончании декретного отпуска,  мы переехали в Подмосковье.

До полутора лет наш  Димчиг рос как маленький степняк. Обе бабушки нашили ему маленькие дыгылы – детскую бурятскую национальную одежду. Дыгыл из стеганной далембы подпоясывался шелковым кушаком, в холодное время бабушка одевала внуку шапочку, сшитую из кусочков меха с лапок бурундуков, сохранившуюся со времен моего детства. Как только сын научился ходить - по весне, в девять-десять месяцев, так и норовил за всеми увязаться,  поучаствовать во всех делах старших.  Весь день, с самого раннего утра он был занят – ходил вместе со мной и бабушкой доить коров, кормить свиней и кур, с дедушкой - осматривать стадо баран. Временами от усталости он моментально засыпал, упав на палас, свернувшись калачиком, как только удавалось его завести в дом. Даже не успев поесть.  Но тут же просыпался от любого шороха и устремлялся то за дедушкой Садой, то за бабушкой Сымжидмой. Летом он уже важно ходил со специально сделанным для него моим отцом ташуром (кожаной плеткой всадника) и за ручку с дедом, когда тот осматривал во вверенном ему совхозном стаде каждого из племенных баран-производителей, по-бурятски хусэ. На предмет состояния их здоровья. Большинство баран были огромными и  имели  устрашающего вида огромные  рога:  направленные в стороны массивные завитые спирально рога с мелкими поперечными насечками, у молодых покороче, а у баран постарше - почти до полуметра длиной. Только несколько голов были комолыми. Но зато они были самыми зловредными в стаде, так и пытались кого-нибудь забодать.
Внук быстро понял смысл ежедневных осмотров стада и часто раньше деда  все замечал и кричал: «А вот этот баран с соплями! Деда,  он простудился? Надо ему лекарства дать? А у этого хвост в какашках - ему забыли попу вытереть!». Дед безмерно радовался и говорил, что вот, ему старому, тяжело наклоняться и заглядывать под носы и  хвосты каждому барану, а внучку-то снизу сразу все видать.

     Это были всё понятные для маленького мальчика явления. Единственное, чего Димчиг в том возрасте не мог понять и  плакал от жалости, когда обнаруживались бараны, у которых были  расчесанные ранки и в них копошились черви-опарыши. Мы,  трое взрослых, часто с  трудом, ловили и, свалив на траву  такого барана, обрабатывали им раны - обстригали, расчищали деревянными палочками и заливали-засыпали разными медикаментами – вонючим черным маслянистым креолином, дустом (на самом деле - реально ядами) и чем-то еще, полученными у ветврача совхоза. Чтобы раны быстрее заживали и на них не садились бы зловредные синие мухи, сбрасывавшие личинки, из которых образовывались опарыши и заживо подъедали барана, заставляя их неистово расчесывать такие места то об заборы, то ногами, и они переставали есть-пить. Иногда на такие мероприятия  свекор просил приехать и помочь кого-нибудь из своих взрослых семейных детей, проживавших в селе. Маленький Димчиг быстро понял,  что именно «синие» мухи виновники таких мучений баран и, завидев таких около туалета или на ошметках свежего коровяка, с ужасом звал взрослых. Некоторые бараны, особенно комолые,  обычно бодались, но, увидев маленького человечка,  буквально остолбеневали, и с любопытством смотрели на него, пока кто-то из нас, взрослых, спохватившись, быстренько не уводил  подальше от стада не в меру любознательного мальца. В жаркую солнечную погоду Димчиг вместе с дедом напускал воду для баран из крана огромной цистерны в поилки - огромные корыта. В первое время, если его оставляли  хоть на минутку одного около корыт, он успевал туда забраться, чтобы искупаться. Но потом понял, что эта вода предназначена для питья страдающим от жажды в жару баранам. Еще мы все время старались вовремя убрать лестницу, приставленную к цистерне, чтобы он не забрался по ней до огромного люка, куда через день наливал воду дядя Валера из чрева своей водовозки. Сколько я себя помнила, со времен своего детства,  именно дядя Валера на своей водовозке на базе ГАЗ-51 был всегда желанным гостем на каждой отаре, привозя всем живительную воду то с водокачки в селе, то с рек Онон или Ага.

                ***

         Через несколько лет мы всей семьей весной гуляли  на ВДНХ и посетили еще работавший тогда павильон «Овцеводство». Я отпустила руку сына, т.к. он рвался поближе рассмотреть овец. Не успела осознать, как сын тут же, пользуясь своим маленьким росточком,  пролез через толпу поближе к загородке, где находились овцы, и забрался на него.  Буквально тут же услышала звонкий голосок сына: «Деда, деда, ты где? А деда где, почему он не приехал? Это наши бараны!» и крики взрослых: «Чей это ребенок?». Оказалось, наш маленький степняк моментально залез на загородку, осмотрелся, увидел баран-производителей – точь-в-точь как у деда!  Таких же огромных, рогатых, и стал допытываться у работников, принесших для кормежки в этот момент  баранам сено и воду, где же его дед! Когда посетители поняли ситуацию – все весело  рассмеялись, а некоторые, явно приезжие из сельской местности,  стали его расхваливать,  пытаться угостить нашего сына, кто яблоком, кто конфетами, но он их тут же «передаривал» баранам, предварительно развернув.

                ***

Прошло с тех пор всего-то около трех десятилетий, наступило новое тысячелетие. Нет уже в живых в моей семье старшего поколения, участвовавшего-пережившего войны - Великую Отечественную и предыдущие. А в том хозяйстве,  реорганизованном из военного конезавода в Забайкальском крае, существовавшего лет 30 и богатого как строевыми лошадьми для кавалерии,  так и овцами, имевшего еще и подсобные хозяйства – свиноферму, молочно-товарную ферму, свои хлебопекарню, маслобойню, пасеку, в овцесовхоз лет 60 назад,  ныне вновь проведена реорганизация  - в агрофирму. Количество овец уменьшилось с 65 тысяч всего-то до пяти тысяч. Так и хочется сказать - все беднее и беднее. Всем. Все, кто может уезжают всей семьей или отправляют детей в дальние края.


Рецензии
Уважаемая Дарима! Очень трогательно Вы написали свой рассказ о родных местах. Прочитала с удовольствием. Спасибо! С Наступающим Новым годом! Здоровья, радости, благополучия и счастья Вам и всей вашей семье. С уважением, Елена:)

Артемидия   30.12.2019 11:55     Заявить о нарушении
Спасибо! С Наступающим Новым Годом! Здоровья хорошего, удачи в делах!
Дарима.

Дарима Базарсадаева   30.12.2019 13:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.