Мои горки пригорки по Памирскому тракту
Глава восьмая сборника "Через пустыню и в буран пробьётся к дому караван".
"Мои горки – пригорки по Памирскому тракту".
"Дорог на свете много, но выше не найдешь
От города Хорога в далекий город Ош.
По кручам каменистым смотри не оборвись!
Машины-альпинисты карабкаются ввысь...."
"...И мерзли мы, бывало, и ветер нас сгибал,
И много перевалов дарила нам судьба.
Ну что ж, приятель, трогай! Костер наш был хорош.
В Хорог твоя дорога, а наша в город Ош.
Из песни Юрия Визбора "Репортаж с трассы Хорог-Ош."
Ремарка к рассказу Бландова от Жгутова А.
"Этот «бросок» через среднеазиатские пустыни и буранные степи Бландов с друзьями «по несчастью» совершали по направлениям дороги М-32. На мою долю,«по самое горлышко», выпало «счастье» проверить себя на «вшивость» скитальцем по самой высокогорной трассе СССР,Памирскому тракту,дороге М-41. Правда,я был лишь пассажиром газика-козла,но мне ничто не мешало в полной мере разделить с водителем «все прелести" зимнего пути от города Ош через горные перевалы Талдык, Сары-Таш, Кызал-Арт,все высотой от 3 до 4,5 тысяч метров над уровнем моря. Ак-Байтал, вообще, самый высокий среди всех перевалов на дорогах СССР - 4635 метров.
"...Здесь вам не равнина, здесь климат иной,
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревёт камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа..."
Из песни В.С. Высоцкого
Без остановки машины на этом перевале,из-за разреженности воздуха и острой нехватки кислорода,проехать было невозможно. Среди водителей Памирского автотреста и по сей день бытует присказка: - "От города Оша до города Хорога,ой х…вая дорога, а от города Хорога до Оша вся дорога хороша.»
А ещё на камнях у некоторых крайне обрывистых и коварных поворотов на бесконечных серпантинах встречались и такие предупреждения,как:- «Осторожно ,брат!!! Здесь Вася Лыков уехал прямо…»(в пропасть)
"...Нет алых роз и траурных лент,
И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил...".
Из песни В. Высоцкого.
Это действительно настораживало шоферов...минут на пять,а потом опять неприступные скалы, камнепады, лавины с ледяным дождем или снегом. Так и ехали по трое-четверо суток в холоде,с короткими ночёвками на постоялых дворах,сооруженных для путников в самом конце 19 или в первые годы 2о-го века. В этих хибарках-юртах,к утру замерзала вода в чайнике, позвоночник примерзал к панцирным сеткам колченогих кроватей. Состояние водителя и пассажира в высокогорной местности иногда становилось подобным анабиозу….Во время движения постоянно наблюдали друг за другом: подталкивали друг друга в бок или громко рассказывали анекдоты,травили дорожные байки-байбайки".
А о том, что русский солдат способен во все времена одолеть самые высокие горы, выдержать любые испытания и тяготы службы, говорит такой удивительный факт, имеющий прямое отношение к Памирскому тракту.
В историческом музее города Хорога стоит потёртое временем пианино "Беккер" 1875 года выпуска.
На "крыше мира" этот тяжеленный музыкальный инструмент зазвучал в конце XIX века, когда русские казаки встали на охрану памирских рубежей Российской империи от посягательств Британской империи. Это пианино в Хорогскую крепость тащили из Оша через все перевалы более 20 носильщиков. По относительно ровным тропам его везли на повозках,в которые впрягались яки- кутасы. А по горным кручам инструмент приходилось нести на руках. Вот таким образом первое европейское пианино "Беккер" оказался на Памире.
Я это пианино не только видел, но и лично попытался извлечь из него звуки «Не слышны в саду даже шорохи…» Получилась,однако.
http://www.proza.ru/2016/11/04/1895
Свидетельство о публикации №216110600917
Всё так знакомо в этом очерке!
Приходилось проехаться по этой трассе из Оша в Хорог.
И сейчас часто там бываю. В следующую свою поездку постараюсь посетить музей и посмотреть на ту историческую реликвию, на пианино "Беккер", который звучал там в далёкие времена.
С теплом и симпатией,
Джурахон Маматов 02.12.2017 19:54 Заявить о нарушении
С уважением Александр.
Александр Жгутов 02.12.2017 21:16 Заявить о нарушении