Возвышайте меня, возвышайте

"...Даже, если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже, если бы не было Панфилова, даже, если бы не было ничего - это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться..." - Владимир Мединский, министр культуры РФ.

Свистнуто...

"Мама, мама, это я дежурю, я дежурный по апрелю"; а также: "И в суете тебя сняли с креста, и воскресенья не будет"; и ещё: "Боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает". Это всё он написал: Булат Шалвович Окуджава. Последний романтик века советов, я считаю. А ведь этот романтизм, это детское расширенное зрение - удивлённое, недвойственное - не на пустом месте. Воевал, был ранен. Вчерашний московский мальчик. И отступать было некуда, от себя отступить - лучше смерть ("Будьте высокими"). Мало кто вернулся из них, вот из этих "рабочих войны". Окуджава вернулся. И писал о голубом шарике, добром троллейбусе - но и о тех, что "стояли у военкомата, с бритыми навечно головами", тоже... А ведь мог бы "Чонкина" сочинить. Или даже чего похлеще.

Вот они имеют право говорить о войне. Те, кто там был. А нам помолчать бы, и мифотворцам, и мифоборцам. Пусть спит спокойно тот, кто уже не скажет ничего. Где лёг, там и спит. Настанет день, море вернёт своих мёртвых.

"...Нас возвышающий обман". Возвышающий. Наши 28 панфиловцев - это, по большому счёту, те же 300 спартанцев, или защитники Масады. Спартанцы тоже не одни обороняли Фермопилы, там были и воины из других греческих городов-государств. Но в мифе памяти их навечно - триста. И защитники гордой крепости на скале не все погибли, убили себя сами, лишь бы не сдаться, - бежали, спаслись некоторые... Но "Масада больше не падёт", и это миф, и он работает. Пусть панфиловцы окажутся виртуальными героями, сродни покемонам, я выбираю героев. И, смею предположить, все выберут героев. Почти все.

Министр погорячился, это факт, но - выплёскивать с водой ребёнка... Дети - наше будущее, но они - продукт прошлых усилий.

В 1977 году я приобрёл радиоприёмник VEF-202. До этого у нас был советский "Рекорд", который ловил весь мир, но то был домашний агрегат. А с "ВЭФом" уже можно было выйти, скажем, на крыльцо. Как-то попал на северокорейское радио. Шла передача о вожде. Жизнь вождя, как я понял, была задокументирована пытливыми историографами буквально по минутам. Такого-то числа такого-то года, в (точное время) товарищ Ким Ир Сен перешёл реку. Я слушал и удивлялся. Было в этом что-то такое... из времён патриархов в шатрах. Перешёл реку... съел яйцо... открыл и закрыл книгу...

Абсурд же. Но, если бы Северная Корея угрожала своими ракетами не США, а России, думается, никого бы так не беспокоил этот Гондурас. В Саудовской Аравии руки-ноги отрубают за воровство, плетьми наказывают публично за пьянство - и ничего, никто вроде бы не горит желанием направить туда спецназ. Или вбомбить саудитов в демократию, как это сделали с Югославией. Полтора месяца бомбили сербов, используя запрещённые кассетные бомбы. Милошевича потянули в трибунал, почему же никто из натовских вояк не сел рядом на скамью подсудимых?

Миф - это воля к истории. Какую поволим - такую имеем.

"Генералиссимус" отыщется в любой стране мира, если поискать незашоренным оком. Детским, так сказать, зрением. Если отложить на время гитару, романтику, мифотворчество и пр. Но ведь тогда "воскресенья не будет"?!

Нет уж, возвышайте меня, возвышайте.

PS. Факт эмпирической реальности проходит переозначивание в рамках той культурной среды, в которой он воспринят. Разные знаки в разных культурах будут обозначать один и тот же факт. В процессе переозначивания происходит подмена причинно-следственных связей события его мотивацией, истинной или ложной. Одно и то же событие будет иметь разные оценки в разных культурах. Процесс переозначивания приводит к замещению реального факта его символическим субститутом.

Факт реальности доступен исключительно как факт языка и в форме речевого акта. Эксплицитное речевое высказывание отличает наличие диктума (термин введён Шарлем Балли) и модуса. В случае сомнительности самого исторического события, дискурс оперирует категориями преимущественно модального плана.


1 ноября 2016 г.


Рецензии