Ч. 58 Победы и потери

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2016/11/05/1706

Всего немецко-румынские войска за время боёв в Крыму потеряли около 111 500 солдат и офицеров погибшими и пленными, 299 танков и штурмовых орудий, 578 самолетов, 3079 орудий, 7036 автомобилей и большое количество другой техники.

Боеспособность сохраняли остатки немецких войск, румынские соединения  были дезорганизованы. По плану эвакуации «Гляйтбоот» в первую очередь эвакуировали раненых, тыловые части, власовцев, военнопленных и гражданских служащих.

К 20 апреля немецкое командование эвакуировало 67 000 человек. После чего, как было сказано выше, вывозили раненых, румынские войска и часть гражданского населения.

 История повторилась. Советские полководцы действовали по очень похожему плану, по которому штурмовали Севастополь войска Манштейна в 1942 году.

Но была и разница. У немцев был составлен план эвакуации войск, которые, как писал, ставший после войны военным историком, генерал Курт фон Типпельскирх, обороняли подступы к Херсонесу с «отчаяньем обреченных».

«Во главе боевых групп, сформированных из остатков различных родов войск и служб, были поставлены опытные офицеры.

 В секторе обороны 98-й пехотной дивизии генерала Рейнгардта, позади траншей и дотов, в которых находились пехотинцы, всех других военнослужащих, имевших боевой опыт, объединили в готовый для контратаки тактический резерв 250 человек…». 

В ночь на 11 мая эвакуировали штаб и командование 17 армии, но были оставлены два генерала и командование частей для организации обороны. Как проходила эвакуация можно судить по отрывку из допроса лейтенанта Алоиса Виммера:

«…я получил из штаба, занимающегося погрузкой, приказ присоединиться к группе капитана фон Берга, чтобы между 00.00 часов и 01.00 погрузиться вместе с другими (300 чел.) на противолодочный корабль № 110. Но, ни противолодочный корабль, ни плавсредства для перевозки людей на этот корабль не появились.

 Мы ждали там до 6.00 утра, подвергаясь сильному артобстрелу и ударам авиации противника, которые выводили людей из строя. Наконец, появились две самоходные баржи. Первая баржа простояла только несколько минут, загрузилась наполовину и немедленно отошла.

На вторую баржу я погрузился с моими людьми. Эта баржа тоже наполовину загрузилась и тоже хотела немедленно отойти. Я выхватил свой пистолет, подошел к командиру баржи и пригрозил его расстрелять, если он отойдет от пристани.

В этот момент и арт-огонь противника уменьшился. Командир баржи увидел большой поток тяжело раненных и уже не сопротивлялся, помог вместе с матросами погрузить их всех на баржу.

Он, действительно, теперь загрузился достаточно. Затем мы кружились возле берега с 7.00 до 12.00, чтобы пересадить людей на другой пароход. После того как этот пароход не появился, собрался караван в составе одного минного тральщика и четырех самоходных барж и взял курс на Констанцу…».

Чтобы эвакуировать оставшиеся войска,  в море вышли 190 немецких и румынских военных катеров, транспортов, буксиров, тральщиков и самоходных барж, но им помешал начавшийся шторм.

 Тем не менее, некоторые суда подошли к Херсонесу. Капитан Г. Конради, начальник штаба немецких ВМС на Чёрном море, вспоминал: "Большое скопление людей на тесном пространстве мыса Херсонес и наплыв новых войсковых частей все больше затрудняли погрузку на суда.

В ночь на 11 мая на причалах началась паника. Места на судах брались с боя. Суда были вынуждены отваливать, не закончив погрузки, так как в противном случае они могли затонуть".

 И всё же, если верить гросс адмиралу Денницу: «20 апреля 1944 года в Крыму находилось 125 тысяч немецких и румынских солдат. До 12 мая 116 тысяч из них были вывезены морем или по воздуху».

Мощный артиллерийский удар по позициям немецкого арьергарда на Херсонесе, их бомбардировка авиацией, сломили сопротивление немецких войск. Оставшееся командование отдало приказ о сдаче в плен.

По советским сведениям  были взяты в плен 24 361 солдат и офицеров. Генерал-лейтенант авиации М.В.Авдеев, бывший командир истребительного полка, в своих мемуарах написал:

«…С высоты птичьего полета Херсонес походил на гигантское кладбище техники, словно перемолотой в каких-то чудовищных жерновах огромной мельницы. Казалось, со всех полей великой войны свалили сюда искореженные танки и орудия, разбитые автомашины, трупы солдат и офицеров в мундирах мышиного цвета…".

Подводя итоги, можно сказать, что попавшие в плен немецкие солдаты и офицеры, сохраняли организацию и командование боевыми группами, обеспечили задачу прикрытия посадки на корабли около ста тысяч человек, в том числе всех раненых.

Сравнение с эвакуацией и организацией обороны при оставлении Севастополя советскими войсками и немецкими вызывает горечь.

Можно утверждать, что во многом вина за поражения на море и на суше лежит на командовании Черноморского флота и армии. При этом рядовые красноармейцы, краснофлотцы и офицеры проявляли массовый героизм и стойко переносили ужасающие условия, в каких им приходилось находиться.

Цифры безвозвратных потерь советской армии самые лживые. Каких только цифр нам не называли с высоких трибун. Что ни комиссия военных историков, то новые цифры.

 Трудно найти землю, более обильно политую кровью, чем крымская земля. По разным оценкам в Крыму погибло полмиллиона советских солдат, матросов и офицеров.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/11/09/1580

Фотография явно постановочная, вряд ли эти два солдата собирались вплавь добраться до Румынии.


Рецензии
"Трудно найти землю, более обильно политую кровью..." С уважением, Борис

Борис Готман   24.12.2016 23:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Борис!
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   25.12.2016 02:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.