Анютино детство

Западная Украина… 1955-1956 годы… На границе с Польшей в бывшем польском поместье - большой интернат для детей, оставшихся без родителей или потерявшихся во время войны. Обстановка неспокойная: в лесу, который находится рядом со школой,  «шалят» бандиты-бандеровцы. Их вылавливают военные… Кругом разруха, голод…
Девочка Аня учится в 3-м классе, она озорная, любопытная, с белыми волосами и большими глазами, всегда в окружении друзей, всегда там, где происходит что-то интересное.
Однажды она видит страшных мужиков, обросших бородами, в оборванной одежде и с автоматами. «Зачем они пришли? Что им надо в интернате?» - думает девочка и вместе с другими наблюдает за страшными мужиками. Один из них подхватывает её на руки, бросает вверх, а потом спрашивает: «Что, не боишься?» «Нет», - отвечает смелая девочка, потому что не понимает, чего ей надо бояться. А после того, как мужики зашли на кухню и оттуда раздались автоматные очереди и крики поваров, она и другие дети пугаются и бегут ближе к дверям интерната... Но не прячутся в него. Любопытство побеждает: что будет дальше? И они видят, как выходят эти самые страшные мужики с мешками картошки за плечами и быстро идут к лесу. А один из них на ходу неловко распихивает картошку по карманам и за пазуху… Повара остались живы: бандеровцы стреляли в воздух.
Лесные люди, как их ещё называли, пугали интернатовских детей, но не трогали. Однако воспитатели старались уберечь детей, часто загоняли в помещения и не разрешали выходить на улицу. Дети слышали где-то невдалеке автоматные очереди и взрывы гранат. Им объясняли: это военные ловят бандеровцев. Однажды даже в интернате прятались страшные мужики, но потом, когда всё стихло, они ушли.
Интернат стоял на горе, а внизу был большой луг и по нему тёк ручей. Дети часто ходили туда и собирали металлолом, но это были не обычные железки, а оставшиеся после сражений осколки снарядов, гильзы, траки от танков… Дети собирали их в кучи, потом приезжали военные и забирали всё это «добро». Однажды кто-то из друзей Ани нашёл в ручье неразорвавшуюся бомбу. Мальчишки выкатили её из воды, отмыли от грязи, сели вокруг неё и стали думать: почему она не разорвалась? В это время одна девочка увидела их и побежала к учительнице, чтобы сообщить о бомбе. Приехали военные, они прошлись с миноискателями по этому месту, нашли ещё две бомбы, осторожно сложили их в грузовую машину - в кузов с песком, и уехали.
Летом местные жители косили траву на этом лугу и складывали её в высокие стога, которые со всех сторон подпирались жердями, чтобы ветер не разметал их. Около ручья росло одно-единственное дерево: могучий старый дуб, о котором ходили легенды. Дуб был прожжён молнией в нескольких местах, корни его разрослись и торчали из земли как толстые змеи, рядом было много камней и тёк ручей. Дети очень любили летом играть около него. Говорили, что во время войны партизаны использовали его как почту: передавали военные сведения друг другу…
Однажды Аня и её друзья придумали игру: сделать около дуба озеро. Стоя по колено в воде, они руками углубили дно ручья, сделали небольшое озерцо в виде круга, обложили этот круг камнями… Вдруг один мальчик закричал: «Я нашёл какую-то круглую железяку! Идите скорей сюда!» Они вытащили на берег железный блин, вытерли травой, отмыли… И тут до них дошло, что это мина, но никто не испугался. Наоборот, мальчишки стали думать о том, как бы её взорвать. И придумали: бросать в неё камнями из-за стога сена, который был неподалёку. Сначала бросали мелкими камешками, потом стали бросать покрупнее. Аня всё это время лежала за стогом сена и наблюдала оттуда за «боевыми» действиями друзей. Через некоторое время мальчишкам надоело бросать камни и ждать, когда мина взорвётся. Тогда один из них взял большой камень и пошёл к железяке… Раздался сильный взрыв… Всех засыпало землёй вперемешку с сеном… Двое мальчишек погибли на месте, одному оторвало ухо, остальных оглушило. Прибежали взрослые, отрыли детей, потом приехали военные, снова начали обходить поле с миноискателями, но ничего не нашли. Останки детей собрали и захоронили…
Много народу собралось в этот день на лугу. Детей вызывали на допросы, спрашивали, как это произошло. Этим всё и закончилось. Правда, после этого случая бандеровцы долго не появлялись около интерната.
Был и такой случай. Однажды около интерната оказались два парня лет по 17-18. Они долго стояли у забора и о чём-то разговарили, поглядывая на сарай. Около сарая лежали дрова и уголь, рядом стояли бочки с каким-то горючим. Недалеко был стог соломы для матрацев: раз в год старую трухлявую солому меняли на новую. Наконец, парни подозвали к себе одного из мальчишек – Тимошку - и стали что-то ему говорить. Мальчишка этот был очень скромный и застенчивый, часто одиноко стоял в стороне от ребят или сам потихонечку чем-то играл. Они дали ему пучок соломы и спички, а сами опрокинули одну из бочек. Из неё вылилась какая-то жидкость и потекла как ручеёк. Видимо, парни велели Тимошке бросать солому по всему этому ручейку, а потом поджечь ей. Он так и сделал. Солома загорелась, пламя побежало к бочке и потухло, он вновь зажёг солому… Огонь подбежал дальше, а глупый мальчишка стоял и смотрел на это, ничего не подозревая… Раздался оглушительный взрыв, в небо поднялся горящий столб, игравших недалеко детей обдало таким жаром, что у многих опалились брови и ресницы, а у Ани ещё и чёлка. Глупый Тимошка катался по земле и страшно кричал… Прибежавшие взрослые стали тушить его каким-то старым пальто, а потом его увезли в больницу. Вскоре дети узнали, что он чудом остался жив, а учителя и воспитатели сдавали для него свою кожу. Когда Тимошка вернулся, его лицо было очень страшное, но все были рады, что он остался жив, и очень его жалели.
Однажды Аня и её сосед по парте играли около сарая, где была циркулярная пила. Анин друг захотел сделать скворечник. Для этого нужны были доски, и он попросил Аню помочь ему распилить небольшое бревно. Она должна была вручную раскрутить ремень мотора. И Аня с радостью помогла ему, да только не успела вовремя остановить мотор. В результате мальчишка лишился пальца правой руки. Он очень сильно кричал, потом оторвал окровавленный палец, который висел на кожице, и замотал рану носовым платком. Аня сильно испугалась, побежала за ним к стогу сена, куда он почему-то спрятался, и попыталась его успокоить, но он кричал на неё и отгонял прочь. Потом Аня узнала, что он похоронил свой палец в земле… А мальчишка этот очень любил рисовать, из-за этого случая он мог бы бросить это занятие, но он поступил по-другому: научился держать кисточку или карандаш четырьмя пальцами. Со временем он стал известным на Украине художником.
Но не всё было так страшно в то далёкое и тревожное время для подрастающих детей. Они жили своей детской жизнью, в какой-то мере были защищены от холода, голода и бандитизма, который царил вокруг. Их неплохо кормили, и они даже умудрялись потихоньку выносить хлеб и картошку в своих карманах для других детей, которые приходили к забору и голодными глазами смотрели на них. Воспитатели не разрешали выносить продукты и общаться с этими детьми. Но разве остановишь ребятню и уследишь за ней?! Хотя сами взрослые рассказывали, как умирают от голода люди, иногда даже целыми  семьями. И детские души по-своему, но откликались на беду голодающего народа.
Были и весёлые случаи в их жизни детей. Например, во время каждой грозы прорывалась запруда колхозного озера, где было много рыбы, и вода разливалась по лугу. После грозы ребятишки с весёлыми криками разбирали огромные кастрюли на кухне и бежали ловить рыбу. Стоя где-то по колено, а где-то по пояс в воде, они вылавливали рыбу, которая сновала между их ног, щекотала и никак не давалась в руки. Но всё же без улова в этот день никто не возвращался. Дети приносили кастрюли, полные рыбы, на кухню, а потом с удовольствием ели её несколько дней.
Аня очень любила рисовать, и это у неё хорошо получалось. Старенькая учительница хорошо относилась к ней и к её соседу по парте и часто приносила им краски, карандаши и кисточки, учила рисовать красивые цветы, иногда брала их к себе домой и показывала красивые рисунки своего сына-инвалида. Будучи семиклассницей, Аня оформила альбом для школы с портретами известных украинских писателей и поэтов и с картинами из их произведений. Для этого учительница литературы давала возможность Ане вместо уроков рисовать в каком-нибудь свободном помещении. Аня была очень горда порученным делом и рада, потому что литературу не очень любила. Она любила математику и рисование и достигла в этих предметах лучших успехов. Почти весь учебный год ушёл у девочки на этот альбом. Однажды на торжественной линейке учительница показала его всей школе и сказала про Аню, что она - будущий художник, на что учительница математики возразила, что Аня - будущий математик. Аня была счастлива в этот день как никогда.
Вот так и прошло детство Ани в окружении боли, страданий и страха, под взрывы бомб и автоматные очереди. Но это не помешало ей вырасти настоящим человеком и найти свой путь в жизни.


Рецензии