Как я носила сапоги разного размера

В ЦУМе в обувной, женский отдел «выкинули» очередную импортную обувь. Именно «выкинули» то, что осталось после директора ЦУМа, от заведующих всех отделов, продавцов и иногда, доставалось уборщице и грузчика – если им везло. Конечно, ни для кого не секрет, так как живем уже в другое время и в другом веке то, что в СССР не было модной, качественной одежды и особенно обуви, хотя может и шили качественную одежду из натуральных тканей, но они не доходили до рядовых покупателей или были не модными. И поэтому, например, я в основном себе модную одежду заказывала в ателье. А модные тенденции находила в модных журналах или из французских фильмов. Конечно, кроме верхней одежды и обуви, мне такая роскошь была не по карману, так как была студенткой. Благо натуральные ткани поступали в магазины городов и поселков, а вот сельских магазинах можно было купить только ситец, штапель, байку и на худой конец бязь. Зато в село приезжали спекулянты из города с рулонами бархат, вельвет, плюша, атласа, крепдешина и всякими дефицитами. Очень трудно было найти шифон и велюр.  Импортную одежду, обувь и не только это, можно было купить на барахолке, или в «Березке» за чеки («Берёзка» — в СССР — сеть фирменных розничных магазинов, реализовывавших пищевые продукты и потребительские товары за иностранную валюту (иностранцам) либо за сертификаты…), говорили, что там можно найти все, что душа пожелает, кроме птичьего молока…. Не знаю, не бывала….  Хочу сказать в сельском магазине – сельпо, купила я свои первые джинсы – тогда в совхозе никто не знал, что это самая популярная и модная вещь.  В ту пору я еще училась в школе, а стоили джинсы 8 рублей. Деньги были мной накоплены мелочью в сумме 4 рублей, недостающую сумму дала мама – уговорила.  Правда я тогда еще не знала, что они супермодные, а купила только потому, что они были импортные – производство то ли Румынии, то ли Венгрии и были красивые – темно синие, карманы сзади были на золотой, металлической молнии, на поясе была пришита кожаная бирка с надписью «Wrangell» и с фирменной красивой этикеткой. Как сейчас помню джинсы были плотные, если их поставить, то они стояли. Но носила я не долго, шиковала буквально неделю до приезда в гости мой тети – студентки университета из города. Она меня уговорила, чтобы я ей джинсы подарила, спорить было бесполезно, как попросила померить – так и больше не снимала, хотя еле их на себя натянула. Да и мама меня убедила, о том, что джинсы более нужны, все же студентке – как никак учиться в большом городе и вообще такие вещи в совхозе никто не носит. В то время в нашей стране больше было развито коллективное мышление и не приветствовалось индивидуальность даже в одежде. А я не хотела быть как все и старалась, как могла сопротивляться социально приемлемым способом.
В те годы - наша большая страна находилась в стадии развитого социализма. Во время летних каникул – училась в техникуме - подрабатывая, заработала N –yю сумму денег. И вот приехала в нашу любимую и солнечную столицу. А остановилась, как все у нашего многоуважаемого дяди Алетай. У дяди Алетай останавливались все, кто, только приезжал в столицу – все из Баянаул и даже весь район. Как многие приезжие, а также как все алмаатинцы зашла в ЦУМ, где в обувном отделе, а точнее в отделе женской обуви образовалось довольно большое столпотворение. Подойдя, поближе я пыталась выяснить что дают, но мои попытки были тщетны. Не одна из женщин, а толпились только женщины, не то, что ответить, но и даже в мою сторону не посмотрели - их внимание, и все мысли были устремлены далеко, и головы подняты высоко над толпой - все пытались попасть в отдел, так как пускали ограниченное количество покупателей. При данных обстоятельствах мне пришлось поменять тактику – направилась в сторону выходящих уже с покупкой из отдела счастливых обладательниц пока еще не известного мне товара.
- Скажите, пожалуйста, а что дают? – спросила я одну из женщин счастливо улыбающуюся и раскрасневшуюся от давки, и толкотни.
Она крепко прижимала к своей груди большую коробку, где с боку на коробке я увидела рисунок женских сапог.
- Сапоги! – не скрывая свою радость воскликнула женщина.
- Импортные? Зимние? – продолжала расспрашивать я.
- Демисезонные! Импортные! И только одну пару в одни руки!
Что сапоги демисезонные было резонно – на дворе еще стоял август.
- Спасибо, – сказала я.
Получив необходимую информацию, направилась к входу в обувной отдел, попытать   свое счастья. Это сделать было конечно нелегко, но я постаралась. Пристроилась к двум женщинам корпулентного телосложения – встала между ними – прижав, меня с двух сторон они внесли в отдел женской обуви. Оказавшись в отделе, свободно вздохнув, пошла, искать нужный мне размер. А оказывается, мерить обувь не следовало бы – пока ты меришь и сапог то вовсе в отделе не останется. Как только я возьмусь за коробку с сапогами, как тут за другой конец хватается другая женщина. И вот, так я упустила несколько своих возможностей, стать обладательницей импортных сапог, а их становилось на прилавке все меньше и меньше – я все бегала без результата от одной коробки до другой. Самые дерзкие женщины умудрялись, отхватить две пары сапог, несмотря на предупреждение продавцов, о том, что отпускают только одну пару сапог в одни руки. Эти как настоящие советские женщины думали «авось пронесет» … Или возьму нахрапом…  Все это меня так разозлило – подлетела к прилавку схватила предпоследнюю коробку. На коробке был указан размер 36 – достала один сапог - на подошве увидела цифру 36.  Все в порядке – как раз мой размер – подумала я.
Максимум через сорок минут наступила полная тишина в обувном отделе – только, что гудящая как пчелы в улее толпа женщин переместилась к кассе. Я встала предпоследней в очередь - за мной была девушка. Очередь потихоньку двигалась, но споры между покупательницами продолжались.
- А почему вы взяли две пары сапог?! Женщина, я вам, говоря! – одна из покупательниц другой.
- Вам какое дело!
- Интересно, все взяли по одной паре ... А вы, что особенная!?
- Да!
- Вы, что завидуете?! Чего вы не взяли себе еще одну пару? – тут в разговор вступила другая покупательница, тоже с двумя парами сапог.
- Прекратите, базар! Мешаете работать! - сказала женщина, которая стояла поближе к кассе.  Более ли менее наступила тишина – женщины снизили свой тон.
- Женщина, только одна пара сапог в одни руки. Вы же слышали! Какой размер берете? – спрашивает продавец, обращаясь к покупательнице с двумя парами сапог.
- Ну, почему одна пара! Что за дела? Я беру себе и дочери!
- Женщина, не задерживайте очередь! Одна пара — значит одна пара! – женщина из очереди.
- У всех по одной паре! – еще голос из очереди.
Нахрапом купить две пары сапог у женщины не получилось. Вторую пару сапог продавцы отложили под прилавок.
— Вот какая хитрая! Умнее всех что ли? – злорадствовала очередь.
- А еще одна прикинулась многодетной! Как – будто для меня рожала… говорит поймите!
- В СОБЕСе им все бесплатно дают… Ну конечно, не импортные… отечественные…

Вот и я у кассы –
- С вас 87 рублей – сказала кассир.
Только теперь оплатив, свою покупку я могла свободно вздохнуть. Отойдя, в сторону раскрыв, коробку с каким чувством стала рассматривать уже мои сапоги – демисезонные на байке – байка мягкая, приятная на ощупь, как велюр, из натуральной кожи, лоснящиеся, цвет шоколада, высокие голенища с зауженной щиколоткой, на молнии – молния пластмассовая, каблук невысокий, удобный, производство Польша. У меня было прекрасное настроение и время на моих электронных часах показывали 16.00 часов, поэтому я решила еще погулять. Доехала на автобусе до цирка – где был большой, красивый фонтан и вокруг него стояли удобные скамейки.  В автобусе пока ехала мою грудь переполняла радость – моя гордость – мое приобретение! Оно лежало коленях, согревая меня своим присутствием. Позже рядом на лавочке со мной и я ни на секунду отводила взгляда, любуясь им несмотря на то, что он лежал в коробке. Сегодня, как и всегда здесь было много народа. Я сидела на скамейке, расслабленная, наслаждаясь последними летними солнечными лучами и одновременно прохладными брызгами фонтана, которые долетали до меня как брызги шампанского, когда я услышала:
- Привет! Это ты? Айсулу! – передо мной стояла моя одноклассница Шолпан. Она здесь училась в медицинском институте.
- Привет! Шолпан!? – не веря своим глазам. Шолпан присела рядом со мной. Говорили об одноклассниках и о многом другом.
- Что ты купила? – спросила Шолпан, показывая на мою коробку – можно посмотреть?
- Сапоги. Можно…
- Ничего себе, какие модные! В ЦУМе купила? Сколько стоит? – взяла в руки сапоги и с нескрываем восхищением, рассматривая их. - Я сегодня не была в ЦУМе. Дела в деканате нерешенные есть… Все в институте пропадаю.
- Да. 87…
Когда я уже засобиралась уходить:
- Айсулу, можешь мне продать сапоги? За сто … Ты завтра еще сходишь в ЦУМ… Мне просто, правда, некогда – предложила Шолпан.
- Да я бы с радостью, Шолпан! Да тебе не подойдут – 36 размер.
- А! У тебя маленький размер ноги, - с досадой сказала Шолпан.
Попрощавшись, с одноклассницей поехала к дяде Алетай.
Ехала вся счастливая и вдохновленная, тем, что купила сапоги стильные, импортные, каким трудом мне они достались и что даже готовы были перекупить. Дома, увидев мой счастливый вид, расспрашивали - где была и чего купила… И мои сапоги пошли по рукам – рассматривали все – я мерила – демонстрировала. После гладила лоснящуюся, мягкую уже теплую от соприкосновений кожу, внутрь к носкам вставила его же пергаментные бумаги, картоны для голенищ, чтобы сохранить первозданность, девственность.
Вот с такой покупкой я поехала к себе домой – правда, ненадолго, через неделю ехать в Экибазтуз, в училище.
Лето красное пролетело, не успела я моргнуть как, и осень наступила - а за ней и холода. Наступила не только осень с ее холодами, но и настала пора моих стильных сапог. Я как никогда ждала в том году осень! С такой нежностью беру свои сапоги - любовью рассматриваю – готовлю к завтрашнему выходу в люди. О! Ужас! Что я вижу! Разного цвета каблуки! Один каблук светло – коричневый, а другой темно – коричневый! Это еще хорошо только каблуки разного цвета! Сами сапоги одного цвета. Еще старательнее стала рассматривать их – вертеть крутить в руке - искала причину разных цветов каблуков и нашла к своему ужасу. Мои стильные сапоги оказались разных размеров!  На одной подошве написана цифра 36, а на другой 37! Мерю сапоги, кручусь перед зеркалом – ищу визуальную разницу. К моему счастью или несчастью визуальной разницы сильно бросающуюся в глаза не нахожу. Когда приложила один сапог к другому подошвами то увидала, что левый больше на полсантиметра. Но и голенище на толщину мизинца шире. А в размере не чувствовала разницу в ногах, так как мою левая нога больше, чем правая. Так уж случилось, как раз что левый сапог оказался 37 размера.
Меня взяла такая досада – это был такой облом с сапогами. Решила надо покрасить каблуки в один цвет. Это можно сделать в ремонте обуви и это дешевле или в Доме быта – там дороже. Чего бы там, не было решила надеть сапоги в училище. Никто ничего не заметил. Более того, подруги даже восхищались – «О, какие, красивые! Где купила?»  Не знала даже радоваться этому или огорчаться. И все-таки боязнь оставалась - вдруг кто - нибудь обнаружит несоответствие размера сапог и поэтому мне в начале приходилось контролировать положение моих ног. Я старалась никогда не ставить свои стопы параллельно. Скорее ставила свои стопы в третьей позиции как в танце - притом сапог с размером 36 ставила перпендикулярно размеру 37 - визуально его уменьшая. Или отводила ноги с размером сапог 37 назад и ставила на носок. Это было не так долго буквально пару месяцем, а может быть и меньше.
Так как, сапоги все - таки объемные, чтобы с собой их носить, решила в них же искать, где можно покрасить. В ремонте обуви оказывается, не красят обувь. Пришлось не раз побегать по городу пока не вспомнила про Дом Быта, где успешно покрасила каблуки. Но все же оставался осадок неудачной покупки. Тем не менее, другие продолжали восхищаться моими сапогами.
Обратила внимание как женщина, с которой стояли в очереди в гастрономе смотрит на моими ноги, мало того, старается рассмотреть. Я старалась так стоять чтобы как можно меньше было видно моих ног - уходила в глубь очереди. Вдруг женщина тихо извиняясь:
- Извините, пожалуйста, а ваши сап...
- Ой, очень заметно да? - вся совсем растерявшись.
- Конешно!
От этих слов стало стыдно, подумала не уйти ли мне...
- Да вы не смущайтесь! По блату доставать сейчас не стыдно. Сразу видно, что ваши сапоги импортные! - заметив, как я слегка покраснела - Модные!
"Пронесло" подумала, глубоко вдохнула, стало легче.
На осенние каникулы приехали дочери студентки хозяина, у которого я снимала комнату с подругой из Целинограда. Как это принято снимали обувь и оставляли в прихожей, и как обычно в ряд. Так поступили дочери хозяина и конечно обратили внимание на импортные стильные сапоги, но они не знали они чьи. Только слышала, как старшая дочь комментировала:
- Смотри, как шикарные сапоги! Импортные! Интересно, они чьи?
- Да, слушай такие стильные! Наверное, Сауле (это их мачеха) – ответила младшая сестра.
Конечно, это меня польстило. Через месяц все проблемы с разницей в размерах забылись, как страшный сон. С тех пор эти сапоги стали самыми любимыми и носила их 3 года.
И никто не знал, что я носила сапоги с размером на разные ноги.
К сожалению, моя история с обувью размером на разные ноги повторилась через 25 лет. И я извлекла поучительный опыт - не комплексовать!
А история такова - позвонили из СОБЕСа - приходите к нам - привезли гуманитарные вещи в виде одежды и обуви. Получите - вы же мать одиночка. Выдача с 10 до 12 часов" Так как меня с работы не отпустили, то я поехала к 16.00. Все более - менее хорошие вещи уже были разобраны. Единственное что приличное — это были мокасины, даже новые! Такие шикарные,легкие!Так удивилась - каким чудом их никто не взял! Дома стала рассматривать мокасины - действительно новые из натуральной замши цвета морской волны. Я пришла в восторг - как же мне повезло. Продолжая крутить - вертеть решила посмотреть размер мокасин — вот! вот! почему никто не взял. На левой подошве стоит цифра 37 - а на правой 36. Я так разозлилась, что пришла к выводу - буду носить. Да! Да! До сих пор ношу. Они такие удобные и не убиваемые.
. Если увидите человека в мокасинах из замши цвета морской волны и покажется вам – что один мокасин больше, чем другого, то это я – будем знакомы.


Рецензии