Бессмертный архитектор

   Германия, середина 13 века.

   В день вознесения Богородицы архиепископ Конрад собрал верующих на центральной площади Кёльна и торжественно заложил камень в основание будущего собора святого Петра. За работу всем строителям было обещано отпустить грехи.

   Жил в те времена искусный архитектор по имени Герхард фон Риле. Бурно провёл он молодость и, чтобы искупить прошлые заблуждения, решил построить храм красоты невиданной во славу Божью. Чувствуя гордыню мастера Герхарда, приступил к нему лукавый и пообещал свою помощь в обмен на душу. Жена архитектора подслушала разговор и, тревожась за мужа, не дала совершиться сделке. Поняв, что его обманули, дьявол разозлился и пообещал, что погубит Герхарда, а собор будут строить более шести веков.

   Огорчился мастер, но виду не подал и принялся за работу. Сделал чертежи и каждый день отправлялся на стройку. Рабочие слушались Герхарда, но его авторитет держался на страхе. Был он человеком нелюдимым, фанатичным, и ещё при жизни ходили о нём недобрые слухи. А смерть мастера была столь же таинственной, как и его жизнь. Как-то вечером полез он на колокольню и сорвался вниз. Последователи архитектора Герхарда не смогли завершить дело его жизни. Так и стоял собор недостроенным несколько веков, пока король Пруссии Фридрих Вильгельм не велел завершить готический шедевр.


   Россия, середина 19 века.

   Царь Николай Палкин был взбешён. Строительство храма Христа Спасителя в честь победы над французами сопровождалось огромными растратами казённых средств. Молодой и талантливый архитектор Карл Витберг был осуждён и отправлен в ссылку. Главным архитектором назначили Константина Тона. Этот человек помимо таланта обладал деловой хваткой, не свойственной его предшественнику. Набивший руку на проверке смет, он на корню пресекал недобросовестность подрядчиков и имел авторитет у простых рабочих. Но, несмотря на это, строительство шло очень медленно. Многие вспоминали пророческие слова игуменьи Алексеевского монастыря.

   Когда настоятельнице женской обители было предложено убираться вон, она прокляла место постройки будущего храма.
– Вот увидите, долго ваш собор не простоит.
   Игуменья как в воду глядела. Летом 1883 года храм Христа Спасителя освятили, а в конце 1931 года взорвали. Много лет на его месте был бассейн «Москва». И только в 1994 году началось восстановление храма. Но это уже новая история и другие имена.

   Константина Тона модно было ругать. Даже его приятель Карл Брюллов не признавал его талантов. При том, что Тон был человеком удивительной честности и обладал способностями первоклассного инженера. Крепостных мастеров он ценил больше, чем утонченных коллег-архитекторов. Это был грубоватый деловой человек, чувствующий своё призвание. Он дожил до преклонных лет, но так и не увидел, как освящали его главное детище.


   СССР, середина 20 века.

   Когда зимой 1931 года Москва содрогнулась от взрывов, никто не заметил человека средних лет, который некоторое время молча смотрел, как уничтожали святыню, а потом торопливо зашагал прочь. Он работал в одном из конструкторских бюро и умер незадолго до Второй Мировой войны. В его шкафу обнаружили проект взорванного храма и письмо к сыну:

   «Мой дорогой! Прости меня за то, что не могу передать тебе всего, чем владею. Прости, что оставляю твоей матери только горькую память обо мне. Прости, что был не слишком хорошим отцом и мужем, а только по мере сил старался исполнять свой долг. Если бы я знал, что моё лучшее творение взорвут, я бы хотел прожить жизнь иначе. Но теперь это невозможно. Перед лицом смерти я завещаю тебе восстановить храм Христа Спасителя, не думая о проклятии, которое довлеет над ним».


Рецензии