Записки немолодого педагога. Ч. 1

   Педагогического образования у меня нет. Как и у всех тех, кто преподавал в медицинском институте. Достаточно было того, что мы знали свой предмет. Или нет, не достаточно?

   Когда я начинала преподавать, передо мной положили так называемые "методички", где по минутам было расписано, сколько минут надо уделять опросу, объяснению нового материала и саму его суть. Я сразу поняла, что это чушь собачья: и слушать студенты не будут то, что потом можно будет прочесть в любом учебнике или переписать конспект у товарища. А сегодня и тем более, все нужные теоретические сведения можно просто почерпнуть из Интернета.

   В мои студенческие годы мы сразу и быстро вычленяли тех педагогов, чьи лекции были неинтересными и не содержали ничего нового. Посещение лекций было строго обязательным, списки прогульщиков подавались в деканат, переклички, хождение ассистентов лектора между рядами, чтобы студенты не спали, не вязали, не играли в "морской бой", ведь смартфонов и айфонов тогда не было.

   Можно смотреть на лектора преданными глазами, периодически кивать и что-то черкать в тетради ( называется на языке педагогов "письмо на Родину") ,  можно и спать с открытыми глазами : есть специалисты. Но опытный лектор сразу заметит "стеклянный взгляд".

    Что прикажете делать? Да ничего, скажут некоторые, студенты люди взрослые, не хотят учиться и не надо, я свою лекцию отчитал, галочку поставил, а дальше, хоть трава не расти. Так, кстати, и делают в ВУЗах Германии, а также и в школах. Пусть не учат, знания-то с них спросят.

   У нас был заведующий кафедрой инфекционных болезней, фамилии не помню: она мне больше никогда не понадобится, а человеческий  мозг стремится очистить  "чердак" от хлама, освобождая место для новых знаний. Симпатичный немолодой дядечка, который просто не отрывался от конспекта лекции, причем ему было абсолютно все равно, слушают ли его и слышат ли.  Под окном работал экскаватор, его тихой монотонной речи  никто и не пытался услышать. Доходило до смешного.

 - Это, товарищи студенты, необходимо знать для того..., - он медленно переворачивает страницу, откашливается и продолжает, - чтобы...

   На кафедре  философии в первую очередь требовали конспекты лекций и конспекты первоисточников - классиков марксизма-ленинизма.

   Знаю я одну даму. Немка по национальности, чьи родители были  переселены во время войны из Поволжья в Сибирь, где она и родилась после войны. Дома говорили по-немецки. Зная язык, она поступила в педагогический институт, впоследствии преподавала немецкий в школе. И только сейчас, освоив сама язык, я понимаю, что педагогическое образование ей ничего не дало, язык она знает на том уровне, что выучила дома. И на мою просьбу объяснить мне что-то из грамматики, она мне предложила почитать учебник. Но и это не главное.

   Я абсолютно убеждена, что хорошим педагогом можно стать только в том случае, если есть желание передать свои знания кому-то. Я знаю прекрасных  хирургов, можно сказать от Бога, ювелиров, но при этом абсолютно непедагогов, не имеющих желания делиться знаниями и навыками. У нас в роддоме был хирург Владимир Трофимович, пусть земля ему будет пухом. Педагогом он не был, оперировал, как Бог, да и человеком он был хорошим. Ему было легче прооперировать самому, но он ставил нас, молодых врачей к операционному столу, а сам ассистировал. Но как! Он так умел показать и помочь, даже и не говоря при этом ничего, и никогда не ругался на нас. Я сохранила самые наилучшие воспоминания о нем.

   Надеюсь, его жена и дети прочтут эти строки.
Продолжение следует.


Рецензии
Елена, спасибо большущее за воспоминания! Прочитала на одном дыхании.
Всё-таки жизнь намного интереснее надуманных историй!
С уважением,

Алёна Сергиенко   16.02.2017 18:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Алена, за внимание, да, Вы правы, жизнь иногда такие коллизии подкидывает, нарочно не придумаешь.

Елена Ахмедова   16.02.2017 21:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.