Мелкие пакости

Крайне сложно вкратце объяснить, что такое украинское местечко образца начала 90-х тому, кто там не жил. Можно долго описывать быт и привычки его обитателей, архитектуру и ландшафт, попробовать расставить слова в предложениях так чтобы точнее передать говор, но как быть с запахом штруделя? Всё же попытаюсь.
В Н-В я прожила семнадцать спокойных лет, там же родилась моя мама, там же обитала солидная община евреев. Все евреи не просто знали друг друга по именам, каждый мог вспомнить родословную соседа до двадцать восьмого колена. Уважение и неприязнь там передавались по наследству, как и бытовой уклад и даже школьные учителя. Складывалось такое впечатление, что если ты родился в "неправильной" семье шансов у тебя в жизни никаких нет и быть не может. А если же кому то удавалось разрушить стереотип про него удивлённо говорили : "Надо же, он таки сумел выбиться в люди , не то что его отец/дед/прадед". Справедливо опасаясь за свою репутацию и будущее своих детей евреи города Н-В рьяно охраняли свои секреты. И хорошо если дело ограничивалось только неписаным правилом выбрасывать апельсиновые корки в общую мусорку исключительно ночью (не дай б-г соседи подумают что тут шикуют!), печальнее, когда скелеты прятали в шкафу за семью замками не взяв в расчёт что дубликат ключа имеется у половины жителей города. Так развод моих родителей, какое- то время занимал верхние строчки хит парада местных сплетен. Директор продуктового магазина и фармацевт были людьми, прежде всего нужными, а потому очень многих интересовало их грязное бельё - цвет, фасон, степень загрязнённости и перспективы хоть когда нибудь удалить с него пятна.
Эта история произошла зимой 1994 года. Я ещё не знала что это была моя последняя зима в городе где я родилась и выросла, что через полгода я на автопилоте полечу в совершенно незнакомую страну, уверенная что это на время, не подозревая что окажусь там ДОМА и навсегда. Я только начала привыкать к тому, что нас с мусей осталось двое, телефон стал звонить реже по вечерам избавляя её от необходимости делать вид что ей интересны "вести с полей", появилось радио "Проминь" где часами крутили зарубежную музыку вперемешку с песнями современных украинских талантов, как всегда были книги, школа, сумасбродный роман соседки Наташки с Хулиганом, предвкушение новогодних волнений. И были курсы английского языка.
В период когда Украина стала независимой, фактически развелась с остальными республиками Союза и ошалела от полученной свободы толком ещё не понимая что с ней делать , жители города Н-В боролись за существование. Появились ларьки со всякой лабудой, американские окорочка да и вообще Америка как то резко вошла в моду.
Брать частные уроки английского быстро стало престижным: кто для себя перед отлётом на ПМЖ, кто для детей которых хотелось пристроить в престижный ВУЗ. Учителя английского оказались востребованы и те кто хотел начал честно зарабатывать себе на хлеб с маслом , сыром и ветчиной ( десять долларов в час при средней зарплате по городу долларов в сорок, достойно?).
Одной из таких счастливиц была Надежда Иосифовна по прозвищу Тюлька. Я до сих пор не знаю, почему именно Тюлька: маленькая, круглая во всех местах с волосами, выкрашенными в неизменный бренд "Красный стрептоцид" она была скорее похожа на злобную птичку, но кто я такая чтобы переписывать историю ..... Она была классической местечковой еврейкой образца послевоенных лет - одинокая, весьма пожилая, болезненно подозрительная пенсионерка, из тех, что вложив всю себя в нелёгкое дело вдалбливания английской грамматики, в учеников выйдя на пенсию не знала что делать дальше. Был ли у неё жизненный план? Не знаю, но соседка Наташка с её помощью таки научилась .
Любовь к иностранным языкам у меня была всегда. Это не помогло мне постигнуть азы идиш на котором бабушка с дедом секретничали дома, но обеспечило "отлично" по английскому, украинскому и русским языкам в рамках школьной программы, а потом и ивриту в рамках программы "Университет жизни". Уроков "один на один" я боюсь по сей день. Каждое такое занятие для меня как экзамен, тело начинает дрожать, мозг засыпает, в общем, не моё это.
И вот при дворце культуры города Н-В открылись курсы. Ходила я туда с большим энтузиазмом. Преподаватель, Николай Петрович, уроженец города, выпускник престижного украинского университета долгое время работал в столице переводчиком, язык слышал так сказать из источника и жаждал передать свои знания молодым талантам. За период нашего знакомства я узнала только о двух его недостатках. Николай Петрович был алкоголиком и бывшим учеником Тюльки. Первый довёл его до развода и переезда в родные места поближе к больной старушке матери, а одобрение любимой учительницы позволило заниматься ремеслом (уверена что она дала своё одобрение только после того как тщательно проверила что потенциальные ученики Николая Петровича не достаточно платёжеспособны и всё равно для неё потеряны).
Николай Петрович честно выкладывался на каждом занятии. Самым интересным было то, что он исправлял наш псевдо британский акцент на псевдо американский. Америка тогда рулила, и выплёвывать слова было гораздо круче, чем их тянуть. Меня он любил за сообразительность, но ещё больше за отзывчивость моей мамы, которая выручала его, помогая доставать нужные лекарства.
Гром грянул неожиданно и донёсся совсем не из того места куда я регулярно прислушивалась .
Перед занятием Николай Петрович отвёл меня в сторону и шёпотом сказал:
- Ко мне сегодня приходила Надежда Иосифовна.
Мне безумно польстило, что мой  учитель посвящает меня в подробности своей личной жизни, но совсем не понятно зачем.
- А зачем? - это так, чтобы поддержать разговор.
-Просила чтобы я отчислил тебя из группы.
Шок, но не трепет, всё ещё не понимаю ЗАЧЕМ
- Она как то зашла в магазин к твоему отцу, о чём то попросила, он ей как то не так ответил.....
- А вы что? Отчисляете?
-Да ты что?! Ни в коем случае!! Мало ли что она сказала! Это я так, чтобы ты знала, что у неё на тебя зуб.
-Спасибо....
Урок прошёл как в подводной лодке - снаружи о чём то булькали рыбки, а внутри гробовая тишина.
По дороге домой лодка дала трещину, потоки мутной грязи хлынули со всех щелей. Возмутило только то что теперь на мне поставили клеймо, что никому теперь не докажешь что я не имею никакого отношения к делам человека чью фамилию ношу, что уже год не разговаривала с ним, что меня он тоже обидел хотя не имел на это никакого права. Неужели я хоть как то могу пострадать только за то что семнадцать лет назад Вселенная решила сделать именно этого человека моим биологическим отцом?
Когда я оказалась дома мой мозг уже кипел, слёзы лились водопадом, нос был красным как у Николая Петровича в первомайский день.
Мама меня внимательно выслушала, переспросила ещё раз, не исключают ли меня с курсов и сказала очень необычную вещь:
- Перестань рыдать, ничего не случилось . А если тебе так хочется насолить Тюльке - разыграй её.
От неожиданности я икнула:
- Это как ?
-Ну например позвони ей , скажи что ты из налоговой .
В свои шестнадцать лет я не только не знала что такое "налоговая", я не представляла, что людей можно пугать по телефону! Но звёзды легли, так что зачатки логики в моём мозгу накрыло их тенью. Звоню соседке Наташке:
-Слушай, дай номер телефона Тюльки
- Зачем? - она всегда была .....любознательной эта Наташка
-Да вот, хочу спросить смогу ли у неё уроки брать - соврала , покраснела, но голос звучал на удивление уверенно.
- А курсы?
- Фигня эти курсы, диктуй номер!
Через несколько минут прислушиваясь к гудкам в телефонной трубке, я ужасно хотела, чтобы Тюльки не оказалось дома, чтобы она спала беспробудным сном, чтобы просто не отвечала на телефон в позднее время. Но она ответила.
- Надежда Иосифовна?- я не говорила, я пела!
-Да, а кто говорит?
-Мы не знакомы, я работаю в налоговй и хочу вас попросить заглянуть ко мне в кабинет.
Тишина.
- Надежда Иосифовна, вы меня слышите?
- Да-да, конечно. А по какому вопросу?
-Давайте обсудим это при личной встрече , время всё таки позднее, да и такие темы лучше обсуждать в официальной обстановке. Так когда вы сможете подойти?
- А где ваш кабинет?
-В здании муниципалитета, на первом этаже , в конце коридора - всё, я точно спалилась ,я никогда не была в здании муниципалитета, сейчас она на меня наорёт , жизнь закончила не успев начаться
- Вы знаете, я завтра не смогу, но обязательно подойду к вам в другой день.
АААААААА!!!!!! Всё, я унюхала запах победы, я её достала!!! И чтобы поставить жирную точку в этой мелкой пакости добавила:
-Да , я понимаю , вы человек занятой, но всё же найдите время и зайдите. Я буду вас ждать. Спокойной ночи.
Я осторожно положила трубку на место, подняла глаза на  мусю, которая слышала всё это безобразие с самого начала и широко улыбалась.
Спалось мне удивительно хорошо и спокойно. Ещё бы, после всех волнений, слёз и целого радиоспектакля на закуску. Я была уверена, на утро Тюлька поймет, что её разыграли и ни за что не догадается кто именно - кто подумает, что такой ангел как я способен на хулиганство.
Утром шум подняла соседка Наташка. Позвонила и рассказала, что Тюлька на время отменила все занятия со всеми учениками.
И этот самый момент я обозначу в своей медицинской карте как день когда у меня выросли рога и хвост, потому что именно тогда я осознала какую силу, имеет слово, что можно блефовать и выдумывать и говорить всё что угодно человеку, который верит только словам и ждёт только неприятностей. В тот самый день я поняла, какое оружие попало ко мне в руки.
Хорошо что уже тогда интуитивно чувствовала что кому много дано с того и спросят больше и использовала исключительно для самообороны.
Если кошке не наступить на хвост она никогда не выпустит когти. Умоляю, не проверяйте это опытным путём, просто поверьте на слово.


Рецензии
Респект за интересный рассказ, и респект маме, которая растила дочь не одергивая и насаждая комплексы, не бросаясь все решить за своего ребенка, а направляя и подсказывая пусть неординарные, но позволяющие самоутвердиться, решения!

Джамаля Табиба   12.11.2016 09:50     Заявить о нарушении
Муся была исключительной мамой! Думаю и она иногда удивлялась тому каким боком взрастают посеяные ею семена, но скучно нам не было никогда :)

Майя Глейзер   12.11.2016 17:51   Заявить о нарушении