Фильм Маленькие трагедии

Только на советском телевидении было такое возможно. Трехсерийный фильм по мотивам "Маленьких трагедий" Пушкина. Очень целостный и высокохудожественный фильм, снятый известным мастером экранизация Михаилом Швейцером, который привлек к экранизации лучшие актерские силы СССР. В том числе, Владимира Высоцкого, для которого роль Дон Гуана стала последней в жизни. В этом можно увидеть некое предзнаменование. Актер умер в своем образе, а затем умер и в жизни. Но эта роль стала одной из лучших в карьере актера. Тот самый случай, когда Высоцкий показал себя мастером перевоплощения, на котором очень хорошо сидит средневековый костюм, и которому так идет шпага, да и вообще весь романтический и роковой образ этого героя. Остается лишь сожалеть, что актера не так часто использовали в этом качестве. Точнее, совсем редко, и тут уж величайшая заслуга режиссера, что он пробил актера на эту роль. Большинство актеров играют в картине по несколько ролей. И лишь Высоцкий играет одну лишь роль. Совсем не знаю, почему так получилось, уж на сына Скупого рыцаря он вполне походил, или на Моцарта. Кстати, на мой взгляд экранизация "Моцарта и Сальери" получилось самой слабой из-за крайне неубедительной игры Смоктуновского. Очень уж много в его игре рефлексии, мне видится эта рефлексия очень ненужной в этом образе. Тогда как Скупого рыцаря актер сыграл ярко. Но актерский провал в этой серии опять же связан с фамилией Смоктуновский. Здесь играет сын актера, и играет ужасно, не смотря на блестящую озвучку Игоря Ясуловича.
Я смотрел фильм не как сериал, то есть серию за серией, а как единый фильм. И картина получилось очень цельной и высокохудожественной. Конечно, в этом величайшая заслуга драматургического материала. Да, "Маленькие трагедии" известные произведения Пушкина, но все же, как-то они заслонены тем же "Онегиным" и "Годуновым", или прозой Пушкина.
Тут еще гигантская заслуга, что по ним сделан отдельный фильм. Хотя, каждую историю из "Маленьких трагедий" можно экранизировать. Это тот самый случай, когда "маленькие" лишь название. На самом деле, не бывает маленьких трагедий. Все они большие. Даже самая частная трагедия -это всегда большая трагедия. Человек движим страстями, и частенько они разрушают его. Тут фактически шекспировское начало, его глубина, и его художественная сила. И вечные темы. От них никуда не уйти.
Режиссер сделал фильм живым, а классические произведения получают свое звучание. Оно было актуальным и в позднесоветскую эпоху. Но еще более актуальными они становятся сейчас, когда мы гораздо больше понимаем, что такое власть денег, и это не простая страсть над разумом, а страсть над всем существом человека. И деньги способны заменить человек все, и вымывают из его существа самые лучшие черты. Скупой он же не зря рыцарь. Когда -то он был рыцарем, героем, а стал скопцом и сребролюбцем. Каждое название у Пушкина носит символическое название. И режиссер раскрывает это название, показывает глубину замыслов Пушкина. Тема денег и славы и в конфликте Моцарта и Сальери. Это конфликт гения с блестящим мастером. Гений и сам не понимает этого конфликта, слишком далеко он от земных проблем. И этот конфликт актуален во все времена и эпохи. Ведь порой наше искусство творят подмастерья, особенно сейчас в эпоху масскульта с его постоянным потоком.
Фильм рассказывает нечто главное про всех нас, поэтому он и актуален. Это очень дорогое по бюджету кино, и тут уж огромное спасибо режиссеру, что он сумел поднять эту тему. Наверное, чиновники от культуры тогда не понимали, насколько злободневен Пушкин.
Он и сейчас злободневен, но фильмы по его произведениям вы не часто увидеть на больших каналах. Сейчас они сосланы на маленькие каналы. Но они переживут наше время. Потому что, это живое кино, каким и является фильм "Маленькие трагедии". Можно только склонить голову перед его создателями.


Рецензии