Кому нужна правда?

На всем протяжении своей истории человечество пыталось создать общество, в котором бы справедливость смогла восторжествовать над всеми прочими ценностями. Но что мы имеем в результате этих исканий?! Естественно, прогресс заставляет социум совершенствоваться, в связи с чем, мы сейчас можем с уверенностью говорить о пике своего развития. В прошедшие эпохи одни только греки смогли опробовать такое количество различных укладов общественной жизни и государственности, что диву даешься их изобретательности. Достаточно вспомнить цивилизацию амазонок и Спарту в период, предшествующий V веку до н. э., чтобы по достоинству оценить тот путь к современной демократии, что прошли наши предки.

Однако давайте поговорим о современной т. н. демократии на примере самых передовых западных стран. Напомню, что речь в данном эссе идет исключительно о правде и справедливости, которые, как нам всегда казалось, являются подлинными человеческими ценностями, за которые можно и жизнь сложить, если понадобится. Ведь, напомню на всякий случай, во все времена все мировые конфликты и, что намного важней, человеческие жизни были развязаны и отданы соответственно исключительно за религию и идеологию (заметьте, ни за политическую власть или экономические выгоды, что просто могло совпадать с главной задачей, но не определять ее, по сути). А что есть «правда жизни», если не идеология. Вот и получается, что за нее (справедливость) отдано столько сил от века, а она не приблизилась к нам ни на шаг. Для обоснования этого утверждения давайте чуть-чуть порассуждаем.

Кстати, начнем с религии, как основополагающей исторической ценности в формате социального и государственного устройства. Да, сейчас мы уже далеко отклонились от, например, Византийской модели гармонии власти, в которой государство опиралось на две оси управления, во главе которых стояли Государь и Патриарх. Кстати, за всю историю человечества (известную нам достоверно по летописям) именно Византия может считаться идеальной империей, где справедливость была в фаворе. Но, как и всегда бывает с любым хорошим начинанием, оно попирается своими извечными конкурентами – невежеством и тягой ко всему низменному. Итак, наша страна, несмотря на современную толерантность и веротерпимость, очень актуальные м. п. в многонациональном государстве с многочисленными конфессиями, все-таки является православной. А современное христианство, в отличие от ветхозаветного учения, где основным принципом воздаяния справедливости было «око за око», проповедует исключительно любовь. В этом наша христианская вера отличается, кстати, от прочих религий кардинально, так как справедливость в ней нивелируется, если можно так выразиться, именно любовью (к Богу и ближнему своему).

Естественно, любовь стоит выше справедливости – тут не поспоришь. Просто нужно понимать, что законодательство, например, преследует своей высшей целью именно торжество справедливости, и все законы очень внимательно разрабатываются правовыми институтами с учетом очень большого количества частных особенностей (например, традиции, моральные принципы, прогресс и т. д.). Таким образом, со стороны Православной Церкви общество не может ожидать активной поддержки в установлении справедливости, так как это идет в разрез с основной идеей христианства, что по определению неприемлемо для нее. Автору данного эссе, кстати, принцип любви нравится значительно больше справедливости и не потому, что здесь отсутствует само понятие наказания, а исключительно в силу наивысшей степени добра. А про наказание нужно помнить на будущее (Страшный Суд и Второе Пришествие), причем такие инструменты как покаяние и смирение ни чем не уступают традиционным человеческим методам с темницами и штрафами.

Если с религиозным аспектом все предельно понятно и, главное, честно, то вот с другими участниками нашего рассмотрения все более запутано и неразумно. Посмотрим теперь на государство через призму справедливости. Оно (государство) самым активным образом участвует в разработке законодательства, которое непосредственным образом соотносится с понятием справедливости.
Но, во-первых, непосредственные люди, причастные к данному процессу, видят все исключительно с высоты своего государственного, а не человеческого, роста (важна дисциплина и управляемость населением, пополнение бюджета и прочие частности, выходящие зачастую даже за рамки гуманизма). Углубляться не будем в виду изначальной ограниченности объема данного текста. Всем и так известны законопроекты, которые очень мало защищают справедливость широких масс населения, а ориентированы исключительно на узкие интересы государства или определенных социальных слоев, как правило, тех, что не называются «простым народом».
Во-вторых, для государства первостепенной важностью для своей «нормальной» деятельности является политическая воля. То есть, от века считается, что только «сильный» режим власти способен поддерживать порядок в стране и успешно продвигать свои интересы на международной арене. Все верно с «сильным» государством, только вот именно это свойство власти имеет самое наименьшее отношение к справедливости. Ведь мы все стали очевидцами того, как ведет себя сегодня страна, которая сама себя назначила «мировым жандармом», например.
В-третьих, государству зачастую невыгодно буквальное исполнение законов, и оно обезопасило себя целым рядом мер «защиты» (парадокс!) в виде инструментов воздействия на принятие решений (административный ресурс), неприкосновенностью (например, депутатской) ряда высших сановников и проч. Здесь налицо подмена понятий и двойные стандарты, как было принято говорить в случаях критики эпического режима нашей страны с эмблемой «серпа и молота».
Последовательный ряд не имеет особого смысла продолжать, заданный вектор критики в его отношении и так понятен читателю.

Теперь пройдемся по бизнесу, как основополагающей и базовой структуре нашего общества. Ведь именно бизнес, а не государство, создает все необходимые экономические предпосылки для нашего процветания. Не секрет, что и в нашей стране и на Западе, государства очень активно сотрудничают с представителями крупного (а декларируют об ориентации законодательства на средний и малый бизнес – как всегда «пыль в глаза») бизнеса, что в некоторой степени может расцениваться как повышение эффективности развития этих стран. Конечно же, хорошо, когда можно договориться, но…. Ладно, сейчас не совсем об этом стоит говорить в нашем контексте. Итак, бизнес по самому своему определению может успешно развиваться только в условиях, когда вся его структура и правила игры, если можно так выразиться, «заточены» на получение прибыли. А это очень мало соотносится с правдой и справедливостью. Ведь все социальные, например, программы (это и государства касается тоже), которые можно считать честными и справедливыми, идут в разрез с зарабатыванием денег. А значит, они для бизнеса носят не конструктивный, а именно деструктивный характер.

Но, тем не менее, сегодня мы наблюдаем, что во многих крупных корпорациях и даже в ряде компаний из сферы деятельности среднего и малого бизнеса для трудовых коллективов используются пакеты социальных программ (добровольное медицинское страхование, оплачиваемые занятия в фитнес-клубах, изучение иностранных языков, проезд в общественном транспорте, питание и т. д.). Неужели в системе «работодатель-наемный работник» что-то изменилось со времен написания «Капитала» К. Марксом?! Да, ничуть не бывало! Просто сегодня начали действовать не на словах, а на практике понятия престиж и имидж, которые в свою очередь уже опосредованно помогают опять же зарабатывать деньги. Вот и получается, что и здесь справедливость подменяется респектом и рейтингами.

Так кому-то же нужна эта справедливость?! Если это не церковь, государство и бизнес, то кто? Ответ очевиден – народ. Опять же простой (и не очень) человек с самых, что ни на есть, низов социума стоит на защите этой «правды жизни». Конечно же, его смущает такое отношение со стороны «вышестоящих» инстанций, но именно народонаселение во всех странах мира хоть как-то позволяет еще соблюдать данную человеческую ценность в ее первозданном виде. Получается, что общество живет сегодня, как минимум, в условиях пока еще мирного сосуществования четырех (не менее!) стандартов мышления: любовь (церковь), политическая воля и целесообразность (государство), выгода и престиж (бизнес), собственно «сермяжная правда» (простой народ).

Ну, и куда нужно развивать еще эту демократию, которая защищает что угодно кроме правды и справедливости?! Вопрос не совсем уж и риторического толка, так как без «простого» народа не будет ни церкви, ни государства, ни бизнеса. Так что не все так и плохо для рядовых граждан своих стран. Просто, этот самый народ должен четко понимать, что ближе всех к нему расположена по своей природе именно церковь, а не государство и бизнес. Однако государство нужно поддерживать (помним и о Конституции, и выборных институтах), ведь мы же патриоты, а бизнес необходимо регулярно вынуждать заниматься расширением социальных пакетов. Таким образом, формат общения можно-таки переориентировать в социально справедливую сторону. Ну, а сохранившийся все-таки перекос в данном месте (ущемление справедливости) нужно пытаться компенсировать активной и деятельной позицией в жизни страны и в трудовых коллективах (на своих уровнях), а также той любовью, которую нам может дать вера.


Рецензии
Государственный строй себя исживает, в конечном итоге, естественным путём, образуется мировое сообщество.

Любовь Кондакова 2   01.01.2017 09:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.