Сильнее брони. Часть-1. Ночной Сталинград

                СИЛЬНЕЕ БРОНИ
                (в новой редакции)

                Часть – 1
                (продолжение)


                Декабрь 1942 года.
        20 км.  юго-восточнее Сталинграда.
Аэродром «подскока» 969-го авиационного полка
             ночных бомбардировщиков.
 
Изнурительные кровопролитные бои за Сталинград шли днем и ночью. Промерзшая земля отзывалась гулким эхом на каждый взрыв бомбы или снаряда. Казалось, все, что происходит среди развалин города лишено какого - либо смысла, а успеха тем более. Но это только на первый взгляд. Даже самое незначительное продвижение вперед в боях за каждую пядь Сталинградской земли, создавало такое напряжение, что приводило противника в отчаяние.

Наряду со стрелковыми частями за город сражались полки истребителей и фронтовых штурмовиков, а по ночам немецкие позиции бомбили легкие бомбардировщики «У-2», не давая передышки противнику.
                *     *      *
С аэродрома 969-го авиационного полка ночных бомбардировщиков один за другим уходили самолёты на Сталинград. В это время другие экипажи возвращались с задания. Машины сразу же готовились наземным составом к очередному вылету, которые производились по нескольку раз, вплоть,  до самого рассвета.
Пока готовились машины, летчики шли в штаб за очередным заданием на вылет. Успешно завершив боевую задачу, командир экипажа сержант Козенков входит в землянку командира полка майора Слесаренко.
- Товарищ майор, задание выполнено, готов к новому вылету.
- Это у вас, сержант, был четвёртый вылет?
- Так точно!
- Вы должны были уничтожить склад горючего?
- Склад уничтожен полностью. Там, наверное, ещё и сейчас бушует пожар.
Командир полка делает пометки в журнале и рабочей карте, лежащей на столе,  затем переходит к следующему вопросу:
- Кто это может подтвердить?
- Нестеров и Макаренко. Они работали в этой зоне по уничтожению бензовозов и повозок с горючим.
- Хорошо, сержант. Надо сделать еще один вылет, а может быть даже и два…
Майор не успевает договорить, как в землянку входит командир дивизии,  полковник Кузнецов. Слесаренко идет ему на встречу с докладом.
- Товарищ полковник, полк производит боевые вылеты на объекты противника в Сталинграде.
Комдив, приняв доклад, здоровается за руку с  командиром полка и лётчиком. Затем бросив беглый взгляд на карту, обращается к Козенкову:
- Доложите мне сержант, какая сейчас обстановка, в небе над городом?
- Для нас товарищ, полковник, очень сложная. Много зенитных средств и прожекторов. Особо не разгуляешься.
- Понятно! Ночью ходить на бомбёжку тоже не просто. Ну, а как вам нравится летать на «У-2»?
- Летать люблю, но хотелось бы воевать на «Ил-2», - улыбается сержант.
- Ну что же, желание ваше я одобряю. Вот разобьём немцев под Сталинградом и пойдёте переучиваться на штурмовика.
- Так, я готов,  хоть сейчас, - пытается переубедить полковника Козенков.
- Нет, надо еще повоевать. Думаю, это будет не раньше чем в феврале 43-го года.
Командир дивизии подходит к столу, склоняется над картой и после короткого доклада Слесаренко о текущей обстановке, подзывает к себе Козенкова. Обведя красным карандашом объект в Сталинграде, поясняет:
- Вот здесь, на территории бывшей обувной фабрики, засели немцы. В разваленное на половину здание, они ухитрились затащить даже полевые пушки. Одним словом, создали там непреступный бастион. Отсюда вам задача: - разрушить это укрепление, накрыв  его бомбами сверху.
- А что, артиллеристы не могут их оттуда выкурить? – засомневался Слесаренко.
- Здесь получаются большие углы закрытия, и артиллерия не может достать этот объект. Пехота тоже не в состоянии с ним справиться.  Стоит целый полк, а солдаты продолжают гибнуть, - вздыхает тяжело командир дивизии.
- Я знаю этот район, но там много зенитных средств, - вступает в разговор  Козенков,  - нужен отвлекающий маневр, иначе немцы не дадут мне точно сбросить бомбы.
Командир полка, поддержав своего подчинённого, сразу же принимает решение:
- Да! Здесь нужен опытный летчик. Поэтому полетите с командиром эскадрильи, он отвлечёт на себя прожектористов и зенитчиков, а вы зайдёте в это время на цель и сбросите бомбы.
- Тогда дайте команду, чтобы мне загрузили две бомбы по сто килограммов с взрывателями замедленного действия.
- А с какой высоты вы собираетесь их сбросить? – интересуется Кузнецов, -  ведь здесь необходимо подойти к объекту тихо и незаметно.
- Подойду к цели на высоте 300 метров, выключу двигатель, затем спланирую до 60-ти и сброшу бомбы, чтобы уже знать наверняка, что попаду.
- Рискованный замысел! Справитесь? – полковник пристально посмотрел в глаза лётчику.
- А по-другому здесь просто не получится, - не задумываясь, отвечает ему сержант.
- Ну, вроде бы всё утрясли, - подводит итог разговора Слесаренко и потирает руки.
Но Козенков продолжает о чём-то напряжённо думать.
- Разрешите ещё один вопрос?
- Мы вас слушаем сержант, - отзывается командир дивизии.
- Сегодня очень темная ночь и найти эту фабрику среди сплошных развалин будет сложно.
Полковник одобрительно кивает головой, затем берет микрофон радиостанции и вызывает командный пункт дивизии. Получив ответ, ставит задачу дежурному офицеру:
– Срочно свяжитесь с командиром стрелковой дивизии, пусть в направление на обувную фабрику, с юго-восточного направления, организуют три костра через сто метров друг от друга.
Командир полка  в подтверждение кивает головой и поясняет Козенкову:
- Это будет для вас ориентиром. Только не спутайте с немецкими кострами.
Сержант, в ответ гордо подняв голову, улыбается.
- Так мы их уже давно отучили от этого. Как только они разжигают костры, чтобы погреется, мы бросаем в это место бомбы, и они разбегаются.
Услышав эти слова, командир дивизии засмеялся.
– Не знал, что вы их так мордуете. Не знал!
В это время в землянку входит командир эскадрильи. Слесаренко подводит его к карте и ставит задачу:
- Даю вам 20 минут на подготовку, и сразу же вылетайте.  Возвращаться уже будете на основной аэродром.
Командир дивизии прощаясь жмёт руку лётчикам.
- Мы с командиром полка будем ждать вашего возвращения.
 Слесаренко отправляет обоих пилотов на стоянку к своим самолётам и смотрит на часы.
- Нет ничего хуже, чем ждать, особенно ночью, когда помочь ничем не можешь.
В установленное время с «аэродрома подскока», что в 20-ти километрах от Сталинграда, с интервалом в пять минут поднялись два ночных бомбардировщика «У-2». Первая машина, ведомая командиром эскадрильи, выйдя к траверсе сигнальных огней, сразу же была обнаружена наземными средствами противоздушной обороны противника.
Козенков хорошо видел, как в считанные минуты вспыхнуло несколько прожекторов, а вслед за ними застучали зенитные пушки и застрекотали спаренные пулеметы. По лучам прожекторов и пулемётным трассам можно было понять, что командир  эскадрильи, вызвав огонь на себя, уходит влево от цели.
Но вот впереди замаячили огни сигнальных костров и прозвучала первая команда Козенкова:
- Подходим к рубежу атаки.
Штурман спокойно:
- Бомбы к сбросу готовы.
- Выключаю двигатель и начинаю планировать, - Козенков переводит машину в пикирование.
- Цель вижу, - опять звучит неторопливый доклад штурмана.
В ответ ему раздаётся короткая команда лётчика:  - Атака!
Штурман бросает сразу обе бомбы на черный контур разрушенного здания фабрики и через время вновь докладывает:
- Есть попадание! Запуск!
- Есть мотор! Ухожу с набором высоты, - сержант резко переводит ручку управления на себя.
За гулом ревущего двигателя слышится радостный голос штурмана:
- Есть два подрыва. Вижу ещё взрывы и пожар в месте бомбометания. Это уже детонируют немецкие боеприпасы.
Набирая высоту, Козенков видит, что самолёт командира  эскадрильи попал в лучи прожекторов, и подвергается зенитному обстрелу. Медлить нельзя и сержант с разворота направляет машину на ближний к нему прожектор, а штурман получает новую команду:
– Готовить зажигательные кассеты! Атакуем прожектор справа!
«У-2» снижается до бреющего полета, и сержант открывает огонь из пулемета по прожекторному расчету, а штурман бросает  зажигательные кассеты. В итоге прожектор гаснет, а на его месте горят многочисленные  кассетные шарики, выжигая все на своем пути. Козенков опять делает новый заход, но уже на расчет слева. Короткая атака и гаснет второй прожектор, поверженный зажигательной кассетой.
Командир эскадрильи, вырвавшись из паутины лучей, повернул к линии фронта. Козенков тоже вывел свою машину на этот же курс. Вскоре у самой передовой оба самолета соединились и пошли к ложному аэродрому.
Имитируя условную посадку, машины включили бортовые огни и снизились над полем до бреющего полета, затем, уже выключив огни, набрали высоту и пошли на основной аэродром, который находился в 150-ти  километрах от линии фронта.
Ровно через полчаса шесть немецких бомбардировщиков «Ю-88» тремя заходами бомбили ложный аэродром с установленными на нем деревянными макетами самолетов «У-2».

                Август 1943 года.
                Южный фронт.
                655-й штурмовой авиационный полк.

После переучивания на самолёте «Ил-2», Козенков,  в звании младшего лейтенанта, прибыл на Южный фронт в 655-й штурмовой авиаполк. Уже первые боевые вылеты на штурмовку немецких войск стали выделять его из среды лётчиков исключительной смелостью, отвагой, мужеством и знанием военного дела. Будучи командиром подразделения, он  обладал высокими организаторскими и волевыми качествами, добиваясь всегда успеха в бою.
В один из дней группа «Ил-2» из одиннадцати машин, в составе которой был экипаж Козенкова, вышла на бомбардировку танков и автомашин противника в район села Кринички. Вел группу командир эскадрильи гвардии майор Овсянников.
Как только легли не курс, прозвучал голос командира:
- Всем экипажам режим полного радиомолчания. Работать только на приём и внимательно слушать мои команды.
Под монотонный гул мотора Василий предался воспоминаниям. Казалось, что только вчера он пришел в часть, но уже прошло почти полгода, как воюет на «Ил-2». Бывало всякое, но в памяти остались только самые важные моменты его жизни в штурмовом полку.
В тот первый мартовский день, когда он прибыл в новый коллектив, их построили прямо в штабе и командир полка, подполковник Коржов, подошел сразу к нему. Взглянув на сверкающий орден и медаль, сказал:
- Вижу, младший лейтенант, что у вас уже есть боевой опыт!?
Прижав руки к бёдрам и подняв подбородок, Козенков доложил о своей фронтовой деятельности: 
- За время службы выполнил 115 ночных боевых вылетов на лёгком бомбардировщике «У-2» на Сталинградском фронте и 12 вылетов для обеспечения связи с войсками на Западном.
- Вот и хорошо! – одобрительно кивнул подполковник. - Будете теперь командовать звеном штурмовиков. Я ведь тоже до переучивания летал на легком бомбардировщике «Р-5» и тоже бомбил немцев по ночам, так что будем теперь вместе  учиться воевать на «Илах».
На плечи Коржова, ставшего командиром полка, выпала сложная и ответственная задача: обучить лётные экипажи боевому применению штурмовика «Ил-2».  С этой задачей Георгий Иванович справился успешно. Его слаженные эскадрильи в середине июля 1943 года получили своё первое боевое крещение, имея победы и горькие поражения.
Но самой большой потерей в полку была авиационная катастрофа, унёсшая жизнь командира и его воздушного стрелка, младшего сержанта Михаила Довжика. Случилось это в самый разгар боевых вылетов экипажей на новых машинах ровно неделю назад. Эта тяжёлая утрата ещё больше сплотила штурмовиков, и они с удвоенной энергией громили фашистов.
Козенков хорошо помнил тот день, когда Коржов приостановив боевые вылеты, сказал лётчикам:
- Моя задача максимально исключить потери в бою, а для этого нам надо ещё много учиться, чтобы достойно бить врага. Поэтому сегодня будут учебные полеты группами по шесть машин.
После короткого инструктажа в воздух было поднято две группы штурмовиков, а командир полка летел с превышением над ними, отдавая постоянно распоряжения летчикам по радио:
- При следовании к цели идем правым пеленгом  в кильватере «один за другим». Держим дистанцию 300 метров с некоторым принижением так, чтобы можно было видеть и прикрывать друг друга.
Сразу же откликнулся ведущий первой группы:
- Первая. Произвожу перестроение в боевой порядок.
Не оставляя времени на размышления, Коржов даёт очередную команду:
- Периодически проверять радиосвязь и назначить ответственные сектора наблюдения за воздухом.
Теперь уже слышен голос командира второй группы:
- Вторая. Связь с экипажами устойчивая.
Затем вновь звучит доклад от первого ведущего:
- Первая. Сектора наблюдения назначены.
На этот раз Коржов даёт вводную обоим командирам:
- Замыкающие экипажи обнаружили истребители противника. Каковы их действия?
Своё решение докладывает второй ведущий:
- Вторая. Замыкающий оповещает экипажи сигналом по радио и трассой пуль или снарядов в сторону противника.
Следует новая команда:
- Подходим к цели. Первая группа: ваша цель справа, для второй слева.
Обе группы, на высоте 1000 метров выстраиваются в боевой порядок “змейка”, и производят противозенитный маневр.
Командир полка доводит обстановку:
- Условие выполнения боевой задачи для первой группы:  район цели имеет большое насыщение зенитной артиллерией. Для второй группы: ожидается сильное противодействие с земли.
Ведущий первой группы:
- Первая. Выделяю два экипажа на подавление зенитных средств противника. С остальными захожу на цель и осуществляю прицельное бомбометание!
Коржов торопит второго командира:
- Жду решение командира второй группы.
Доклад звучит немедленно:
- Вторая. Произвожу атаку с одного захода и  выхожу из боя!
Командир полка ставит новую задачу:
- Ваши решения утверждаю! Работайте по указанным целям!
Обе группы выполняют условное бомбометание и выходят в заранее намеченный район сбора. Перестраиваются и идут на свой аэродром. Командир полка, по-прежнему, летит с превышением по высоте над группами и поправляет лётчиков при совершении ими ошибок пилотирования. При подходе к аэродрому, Коржов вновь обращается к командирам групп:
- Первая группа выходит к аэродрому и прикрывает его с воздуха. Вторая группа в это время производит посадку. Потом садится первая группа, а я уже за ней.
«Илы» один за другим заходят на посадку, а командир полка продолжает давать указания:
- Сразу же рассредоточивайтесь и освобождайте посадочную полосу. Делать это надо быстро, соблюдая все меры безопасности.
Козенков приземлился в первой группе и, сбросив парашют, стал наблюдать за посадкой других экипажей. Больше всего его интересовали молодые пилоты и, в первую очередь, из его звена. Другие лётчики тоже не уходили с аэродрома, дожидаясь посадки командира полка. Таков был порядок. Полёты всегда заканчивались разбором прямо там на аэродроме.
Для себя Василий отметил жесткое приземление одного, а потом и другого своих подчиненных и подумал: «Спасает их только крепко сваренное шасси самолета, одним словом, надо было ещё тренироваться и тренироваться».  Нужно только говорить об этом неустанно и он обращается к своим пилотам:
– Внимательно смотрите, как садятся другие лётчики и запоминайте всё, что я вам по этому поводу скажу.
                *     *     *
Посадка прошла быстро и без особых нарушений. Но вот на глиссаду вышел самолёт командира полка. Какие-то секунды… и он завис над взлётным полем. Затем, еле заметно, коснулся земли обоими колесами  и в это время раздался глухой скрежет металла. По всей вероятности, сломался подкос, и правая стойка шасси сложилась. Самолет завалился на правый бок, задрал хвост, перевернулся и упал кабиной вниз.
Все кто был на аэродроме, бросились к машине командира, которая  задымилась, а потом, вспыхнув, стала гореть. Прибывшие пожарные расчеты быстро погасили огонь, а самолет удалось перевернуть дежурным тягачом кабиной вверх, но спасти экипаж уже было нельзя, летчики погибли.
                *     *     *
Воспоминания прервала короткая пулеметная очередь и тревожное сообщение по радиосети: «Воздушный противник!», «воздушный противник!»  На встречном курсе показалась большая группа из пятидесяти «Юнкерсов» в сопровождении шести «Мессершмиттов» и четырёх «Фокке-Вульф». Немецкие истребители, не раздумывая, атаковали штурмовиков. Основной удар пришёлся на Козенкова. Завязался неравный бой.
И всё же Василию удалось отбиться от «Мессеров», и он принял рискованное решение, врезаться в строй бомбардировщиков, что отвлекло немецких истребителей от его группы и вызвало панику в рядах у «Юнкерсов».
Тут же последовал доклад командиру немецкой группы от старшего штурмана-бомбардира:
- Господин майор нас атакуют штурмовики противника. Уже есть серьёзные повреждения и потери.
- А где наши истребители? – забеспокоился майор.
- Отбивают атаки русских, но они вклинились в наш строй и теперь начинают хозяйничать, - возмущается бомбардир.
Не раздумывая, командир группы бомбардировщиков «Ю-88»  принимает решение и объявляет его экипажам:
- Залпом сбрасываем все бомбы, делаем разворот и уходим обратно.
- Так нельзя! - возражает штурман. - Мы находимся над позициями своих войск.
Но майор непререкаем.
- Таковы обстоятельства и мы вынуждены это сделать. Тем более что  это не прицельное бомбометание.
- Понимаю, - соглашается штурман и сразу докладывает. – Ваш приказ принят к исполнению. Уже вижу первые взрывы.
В это время на связь с командиром эскадрильи выходит Козенков.
- Первый. Четвёртому. Сбил «Юнкерса». Машина повреждена, выхожу из боя!
Овсянников отзывается немедленно и принимает решение.
- Четвёртый. Уходите на аэродром. Это приказ!
- Первый. Вас понял. Выполняю! – подтверждает свои дальнейшие действия Василий.
                *     *     *
После того, как Козенкову удалось сбить один бомбардировщик, вся немецкая группа поспешно  сбросив бомбы на позиции своих же войск, вышла на обратный курс. Машина Василия тоже получила серьезные повреждения, и он вынужден был выйти из боя и повернуть обратно. С большим трудом ему удалось посадить изрешеченный пулями и снарядами тяжелый «Ил» на свой аэродром.
                *     *     *
В акте по боевым и не боевым потерям 655-го штурмового авиационного полка будет отмечено, что 13 августа 1943 года,  подполковник Коржов Георгий Иванович, совершивший 230 боевых вылетов, погиб в авиационной катастрофе при посадке самолета из-за заводского дефекта в подкосе шасси. А Козенков получит благодарность от Командующего армией  за воздушный бой и спасение поврежденной машины.
                *     *     *
За успешные боевые действия, при освобождении Донбасса и города Сталино, полк получит наименование «Сталинский» и станет «гвардейским». Затем в октябре 1943 года будет  преобразован в 136-ой штурмовой авиационный полк. А с января  1944 года его возглавит гвардии майор Жихарев Василий Дмитриевич.


Рецензии