6. Личные хозяйства

6. Личные хозяйства

     Известно всем, что крестьяне – колхозники в советское время денег не получали, с ними государство рассчитывалось зерном. И жили на селе люди очень тяжело, выживали за счёт личных подсобных хозяйств. И кому это не понравилось? Было и так плохо. Налоги душили людей. По плану, им надо было отдавать столько-то мяса, столько-то яиц, столько-то молока, шерсти и т. д. Нет, нечего сдавать, а найди. Разорялись хозяйства. Новая реформа не облегчила участи крестьян, а сделала жизнь ещё тяжелее. Налоги увеличили. Кроме того, предложено было сдавать государству мелкий рогатый скот. Это было ужасно не выгодно для частников. И огромные стада овец и коз пошли под нож. Люди стали продавать своих коров.
     Семья Карташовых из последних сил старалась сохранить своё хозяйство. Четверо детей да трое взрослых, дети растут – им много надо. Людмила Фёдоровна, жена Якова, однажды пришла с работы, позвала сестру брата Марусю и резонно сказала: «Послушай, Мария, одну корову придётся продать. Налоги увеличили, нечем платить». Тётя Маруся громко вздохнула: «Не знаю – не знаю. Какую-то часть молока продаём, есть постоянные покупатели. Из этих денег и налоги уплатим» - «Так, не хватит. К тому же столько молока надо отдать, тут и детям ничего не останется». Тётя Маруся вздохнула ещё тяжелее. «Я думаю, надо повременить».
     И всё же в конце концов одну корову решено было продать. Дети бегали к корове Ласке, гладили её, жалели. А когда корову увели со двора, дети плакали. Ласку жалели. Они к ней привязались, кормили её, ухаживали за ней.
     Неожиданно заболела Людмила Фёдоровна, как-то стала чахнуть на глазах, а потом её увезли в больницу, откуда она домой уже больше не вернулась. Трое детей остались сиротами. Дети сильно плакали. Их рыдания слышны были в каждом уголке дома. И соседи всем сердцем разделяли горе, постигшее семью.
     Маленькая Лиза, вернувшись от них домой, вдруг страшно испугалась за свою маму. Она ходила за ней буквально по пятам. Анна Павловна успокоила дочку: «Лиза, не надо бояться. Никуда я не денусь». Но страх так глубоко поселился в душе девочки, что даже ночью она просыпалась, чтобы проверить и убедиться, есть ли мама рядом. Но прошло немного времени, и Лиза совсем успокоилась. Ей было семь лет, шёл восьмой год.
     В мае для тех, кто шёл в школу, устроили праздник. Лиза танцевала вместе с другими девочками. Её огорчило, что у неё не оказалось белых носочков. Воспитательница сказала: «Ну что ж, Лиза, танцуй в своих чёрных чулках и будешь у нас, как черный лебедь». Лиза вздохнула и промолчала в ответ. Их сфотографировали на память, и на фотографии Лиза одна как горький упрёк стоит в чёрных чулочках. Но платьице у неё было в виде крыльев бабочки, как у всех.
     После выступления дети сели на стульчики, а воспитательница попросила ребят, которые идут в школу, встать перед группой. Вышли те ребята, кому исполнилось уже восемь лет. Лиза смотрела на них с нескрываемой завистью. Но вдруг сама, не ведая как, она вскочила и встала в конце ряда. Воспитательница очень удивилась и спросила: «Лиза, разве тебе восемь лет?! – «Нет, мне семь лет, но я хочу идти в школу». Выпускникам вручили подарки: тетрадки, ручки, пеналы. Лизе дали коробку цветных карандашей.
     Так Лиза сама себя выпустила из детского садика и дома маме сказала: «Я иду в школу, меня надо записать туда» - «Хорошо, - ответила мама. – Если тебя возьмут, пойдёшь в школу». В школе просто записали Лизу и сказали, что она будет учиться в первом классе «А», потому что первых классов в школе было три: «А», «Б», «В».         
     Летом уже в садик Лиза не ходила. Мама давала ей задание покупать на базаре чернику по два стакана. И чернику ели дома с молоком. Лиза решила, что раз она идёт в школу, то пришло время зарабатывать деньги. Рано утром, когда все ещё спали, она взяла пол-литровую банку с черникой, чайную ложку и села на пенёк возле дороги. К ней подошла дама и вежливо спросила: «Девочка, ты продаёшь чернику?» - «Да», - ответила Лиза. «Сколько стоит банка черники?» - «Ложечка стоит пять копеек» - «Спасибо», - ответила дама, засмеялась и ушла. Лизе стало стыдно. Она вернулась домой и маме никогда об этом не рассказывала, только подружке Леле по большому секрету, над чем они потом вместе очень смеялись.
     Леля по секрету рассказала Лизе, что её мама очень переживала из-за Ласки и даже плакала ночью. И что она поссорилась с братом – дядей Яшей. Он хотел жениться и привести в дом какую-то тётю. Тётя Маруся – её мама устроила ему скандал и сказала, что она уедет в свою Молдавию, и пусть он «сам поднимает своих детей». Они очень повздорили, и, может быть, она с мамой скоро уедут в Молдавию. Лиза сказала Леле, что ей жаль, если она уедет.
    


Рецензии