Но Русь цела, но Русь тверда

     Уже несколько лет в государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике Николая Некрасова «Карабиха» действует проект «Но Русь цела, но Русь тверда...», посвящённый творчеству и судьбам художников-блокадников и ярославских писателей в годы Великой Отечественной войны. Открывшаяся накануне Дня Победы выставка «Подвиг века», посвящённая 65-летию снятия блокады, – часть большой работы коллектива.
 
     Ярославль стал одним из первых пунктов, в которые приходили железнодорожные составы с тысячами эвакуированных из Ленинграда семей. В феврале 1942 года в Ярославль была эвакуирована группа художников и архитекторов. Среди прибывших оказался академик архитектуры Александр Никольский. А в Ярославле жили его ученики и последователи Константин Некрасов, Полина Егорова и другие.

     Никольский вошёл в историю блокады как символ несгибаемого мужества ленинградцев. Это он, полуживой от истощения, в конце 1941 года при тусклой коптилке проектировал в подвалах Эрмитажа Триумфальные арки для встречи войск, прорвавших кольцо блокады. Это он все годы войны работал над проектом стадиона имени Кирова в Парке Победы. И в Ярославле, как и все ленинградские художники и архитекторы, делал рисунки для блокадного дневника, набрасывал эскизы к проекту стадиона для ярославцев, рисунки ротонд и колоннад на Волжской набережной.
В хранилище Ярославского музея-заповедника сохранились семь рисунков академика, посвящённых блокаде Ленинграда и жизни Ярославля. Сохранились и рисунки художника С. Б. Юдовина. Эти произведения, а также книги с блокадной историей из библиотеки и фондов музея – экспонаты открывшейся выставки.

     Северный край, 13 мая 2009


Рецензии