Путь последнего героя-Поэта

                Путь последнего героя-Поэта.

                «Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
                И обо мне вспомянет»
                (А.С. Пушкин)

 «Вся Россия – один человек. Нигде в других землях Европы не представлялся образ человека в таком величии, близком к патриархально-библейскому»
                (Н.В. Гоголь)

"У Бердяева нет сомнений, что центральным мифом человечества является миф об Искуплении и Искупителе. Более того, Бердяев признает, что вся религиозная философия не что иное, как мифотворчество, имагинация...
Сам Бердяев исповедовал "свободную религиозную философию", сближающуюся с мифотворчеством. Все его творчество можно рассматривать как создание грандиозного мифа о человеке, ключевой мифологемой которого и является личность"
                (В.Н. Калюжный)

                "Иного ПУТИ к Богу, как через человека, нет.
                Человек несет в себе божественное начало, слово Божие.
                И как существо свободное, он несет в себе
                творческое начало, слово Божие, творчески-активно..."
                (Н.А. Бердяев)

                "Творческий миф оправдан тогда, когда он "воображает"
                нечто ценное и святое, и не только воображает, но и
                воплощает в жизнь. Впрочем, воображать уже значит
                воплощать, ибо всякая ценность и святыня, угаданная и
                воспринятая сначала без образа, непременно тотчас нами
                облекается в какой-то образ (каждое "слово"
                становится "плотью")..."
                Вопрос, следовательно, сводится к критерию
                истинного, ценного, ПРАВДИВОГО ВООБРАЖЕНИЯ;
                к критерию РЕАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА...
                Вопрос идет о том, какие образы должны победить,
                какие ЦЕННЕЕ и СПАСИТЕЛЬНЕЕ. Здесь лежит критерий.
                Он заключается в СПОСОБНОСТИ СУБЛИМИРОВАТЬ и
                в ВОПЛОТИМОСТИ"   (Б.П. Вышеславцев)

                ***

               Образ ЛИЧНОСТИ, человека-творца, что Николай Бердяев и
               Борис Вышеславцев угадывали и предвосхищали в философии,
               то воплотилось в поэтике-мифотворчестве и пути жизни
               Виктора Цоя. Это было невероятно, это непостижимо, но
               в наших глазах и сердцах творился МИФ, воплощался
               Образ Человека. И мы были свидетелями сего МИФА конца 20-го века.

                1.

                "Ты смотришь на Млечный Путь.
                Я - ночь, а ТЫ утра суть.
                Я - сон, я - МИФ, а ТЫ нет.
                Я слеп, но я вижу Свет..."
                (В.Р. Цой)

          Всё творчество Виктора Цоя можно понимать и формулировать как Путь Человека. И самый Путь можно УСЛОВНО исследовать поэтапно, как предстояние, поиск-выбор, осознание и избрание своего Пути, осмысление и воплощение. Условно потому, что самые этапы пути человека, как некоего процесса во времени, могут быть сведены, сжаты, сфокусированы в одной Точке, в одном мгновении существования человека, а самый Путь может представляться одновременно: и как экспликация, развертывание из Точки Х, и как становление, достижение, осуществление Смысла, что в сущности не противоречит одно другому, а лишь дополняет для целостного постижения.
Как это возможно?

Для постижения пути человека Другого нужно исследовать его творчество, как своеобразный опыт жизни. Творчество человека есть некий отпечаток души, запечатление опыта жизни. Про то свидетельствуют мыслители. Так Борис Вышеславцев, резюмируя философский опыт разных мыслителей, пишет, что: "сущность души есть творчество, и сущность творчества есть воображение".

С другой стороны, есть обратный, противоположный ход мысли. Если Б.Вышеславцев в своей философии исследует вопросы про ВООБРАЖЕНИЕ, то С.Франк исследует вопросы про ВЫРАЖЕНИЕ. Например, С.Франк так размышляет:
"Искусство есть всегда ВЫРАЖЕНИЕ... Что-то незримое, духовное таится в душе человека; он имеет потребность сделать его зримым, явственным; он достигает этого пользуясь словами, звуками, комбинациями красок, линий, образов...
НО что именно хочет человек "выразить"? Самый простой ответ здесь был бы: самого себя... так как внутреннее существо человека есть дух, то, выражая что-либо духовное, человек тем самым непроизвольно выражает самого себя...
Творец творит, конечно, сам... Но этот творящий "сам" есть не просто индивидуальный человек в его субъективности и не безлично-общий носитель сознания; он есть индивидуально-человеческое выражение действующего в нем сверхчеловеческого духа... Но это и значит, что творчество предполагает двуединство человеческого существа - его самостоятельность, свободу, умышленность - и его укорененность в чем-то трансцендентном, в превышающей его духовной реальности и зависимость от нее..." (С.Л.Франк).

Таким образом, в душе человека совмещаются противоположные начала, как воображение и выражение, которые дополняют друг друга, образуя нечто целое на уровне качественно высшем, чем в состоянии разлада. Можно сказать, что Б.Вышеславцев и С.Франк в своих философских исследованиях, которые исходят из различных и противоположных точек-концов, приходят к одному выводу и смыслу.
Вот рассмотрим, чтО и кАк мыслит Б.Вышеславцев:
"Образ есть момент великого метафизического принципа воплощения Логоса, воображения идей. Всякая идея и всякая ценность содержит в себе постулат реализации. Она должна воображаться и воплощаться - это лежит в ее существе. Воображение можно рассматривать, как движение идеи сверху вниз, как формирование материи при помощи идеи, как воплощение. Но воображение можно рассматривать также и как движение снизу вверх, как стремление эмоций подняться к идеальному миру, и тогда это будет сублимацией... Но фантазия... есть мост между внутренним миром и внешним, между бессознательным и сознательным. Вырастая из бессознательного, она, однако, расцветает в форме сознательного образа и изменяет наше сознание. В активной фантазии сливается сознательное и бессознательное субъекта - в ней высшее выражение единства индивидуальности, и даже в ней созидается эта индивидуальность. Наконец, в фантазии выражено единство противоположностей каузального и финального... она есть двуликий Янус, смотрящий назад и вперед; правда, она обусловлена и каузально, и есть, с одной стороны, симптом личного состояния, результат предшествующих психических событий; но, с другой стороны, она есть творчество и, следовательно, она стремится к цели и финальна; она есть символ, пытающийся схватить цель, указать линию будущего развития. Отсюда пророческий символизм настоящей фантазии. Таким образом, фантазия есть настоящее единство противоположностей внутри личности..." (Б.П.Вышеславцев).

Есть два замечательных факта признания или "откровения" из жизни Виктора Цоя, которые еще должным образом не исследованы и не осмыслены не только критиками и литературоведами от культуры, но и частными мыслителями.
В одном из интервью Виктор Цой сказал: "Моя душа - в моих песнях" (Из дневника интервью. Ленинград, лето-осень 1989 (В.Р. Цой, с. 300, 2009).

В другом интервью поэт и музыкант так ответил на вопрос корреспондента:
"- Вы стремитесь создать какой-либо образ на сцене?
 - Я ничего не "создаю", просто выхожу на сцену и пою. Я сам - ОБРАЗ" (Из интервью газете "Советская молодежь" (Рига, 6 мая 1989г.)).

Многозначительный и интересный ответ Виктора Цоя. И интересен ответ поэта не только для литературоведов и психологов, но и для свободомыслящих философов. Очевидно, что интерес к поэту подогревается главным образом, помимо прочих предположений, тем, что именно сей человек представляет собой загадку, тайну, которую еще никому в полной мере не удалось исследовать и расшифровать философски. Как и до сих пор не было ни одного исследования-осмысления, в котором бы сфокусировалось внимание на философском постижении цельного и целостного Пути человека-творца, как пути, запечатленного в творчестве.

Поэтому целесообразно исследовать и заполнить осмыслением некоторые зияющие пробелы и "черные дыры" в мозаике жизни и творчества поэта и попробовать прикоснуться к грандиозной загадке ВЕКА (не только 20 века, но и целой ЭПОХИ) по имени - Виктор Цой.

                2.

                "Я стану дорогой...
                Я стану кровью...
                Я стану словами"
                (В.Р. Цой "Стань птицей")

                "Вот дорога моя, мне не видно конца"
                (В.Р. Цой "Возле дороги").

                Предстояние и поиск, выбор пути.

Если Николай Бердяев в своей философии в творчестве, по словам В.Н.Калюжного, создавал грандиозный МИФ о человеке, ключевой мифологемой в котором является личность, то Виктор Цой, сквозь творчество и благодаря творчеству, этот грандиозный МИФ воплотил в пути жизни. И вопрос, какой и что это за ПУТЬ, мы рассмотрим, исследуя творчество поэта, так как само творчество человека, с одной стороны, есть запечатление и отражение опыта жизни и, с другой стороны, есть формирование образа личности сквозь сублимацию, как стремление и возвышение эмоций-чувств к идеальному, и воплощение этого возвышенного образа в реальность опыта жизни. Здесь как бы наличествуют две антиномии, два обратных процесса, которые непостижимо стремятся к единству к одной и той же изначальной и, одновременно, финальной Точке. Если эти два противоположных процесса творчества изобразить посредством линий, то мы увидим, что получился рисунок в виде образа сердца. 

Творчество Виктора Цоя или, так скажем, философия творчества поэта начинается с вопроса о самом себе, с вопроса о предстоящем пути, с самопознания. Как самый путь и опыт жизни человека непосредственно ведет его к самопознанию и откровению, самораскрытию образа, так и самое постижение самого себя есть опыт жизни, путь и движение навстречу к возвышенному Образу. С вопроса о самом себе начинается философия жизни, в человеке совершается процесс прозрения (и прозревания), как зерно прозревает в почве, так и душа человека начинает просыпаться и прозревать с вопроса, результатом которого становятся состояния чувств изумления и удивления, а также откровений и открытий самосознания.

"Бывают редкие мгновения в жизни человека, - говорит Б.Вышеславцев, - когда он вдруг открывает свою истинную самость со всей загадочностью своей трансцендентности и с парящей надо всем свободой. В эти моменты сначала нас обнимает глубокое изумление: как будто мы "упали с неба" (совсем орфическое выражение), мы ощущаем себя как бы "брошенными в мир" (Гейдеггер), и перед нами встает вопрос: "Откуда мы и куда идем?" Удивление есть начало всякого философствования. Мы стоим здесь перед чудом из чудес, пробуждающим философский эрос и сулящим величайшие откровения. Это и есть тайный смысл изречения: "Познай самого себя". Из чего-то само собой разумеющегося мысль эта превращается в мистическое указание оракула, в прозрение; ибо самость - нечто не само собой разумеющееся, но скорее неразумеющееся... это не только один из возможных философских вопросов, но с него, быть может, начинается всякая философия - и начинается потому, что философия занимается прежде всего вопросом о происхождении, о нашем собственном происхождении.
Что означает это удивление? это "откуда и куда"?.." (Б.П.Вышеславцев, с. 262, 1994).

                "Так откуда взялась - печаль?.."
                (В.Р. Цой)

"Каждое Я видит бездну неведомого, из которой оно выходит на свет и в которую затем уходит. Здесь рождается великое мистическое и философское изумление, которое есть источник потусторонних откровений и прозрений. Я становится чудесным само для себя:

                Но будучи я столь чудесен,
                Отколе происшел – безвестен,
                А сам собой я быть не мог!
                (Г.Р. Державин)

Сила и убедительность этого вопроса состоит в том, что он не делает никаких догматических предположений и, напротив, – всецело проникнут свободным испытующим духом...
Самая возможность и существенность такого вопроса для человека доказывает, что есть о чем спрашивать, есть великая тайна, с которой мы неразрывно связаны и от которой всецело зависим. Есть трансцендентное, последнее и достаточное основание всего бытия, всего мира и нас самих с этим нашим миром. В самом вопросе: откуда и куда? – в самом изумлении при созерцании этого чуда самосознания, этой неизвестно откуда брошенной и неизвестно кем зажженной искры – есть уже переживание таинственной зависимости от трансцендентного. Если Я «чудесен» и «безвестен», если Я не знаю, откуда Я произошел, то Я знаю одно: есть «первоисточник», есть Абсолютное, в котором Я фундирован, есть то, что религия называет «Отцом» и «Творцом». Никакой атеизм не может отрицать чувства «зависимости», чувства «тварности», ибо нельзя запретить спрашивать: откуда?..  … Сам этот неизбежный вопрос, «откуда и куда?», уже обращен к Абсолютному и предполагает, предвосхищает, чувствует его присутствие, ибо он означает: «откуда изначально?» и «куда в конце концов?», но начало и конец всего, альфа и омега – это и есть Абсолютное. В самом вопросе, «откуда и куда?», есть устремление в Абсолютное, выход за пределы себя самого и всего мира, великий и последний транс, в котором мы встречаем таинственный и беспредельный простор Абсолютного» (Б.П. Вышеславцев, с. 128, 1994).

                "Так странно проходят часы.
                И так странно не хочется спать.
                И так странно, когда за окном проезжает машина.
                И я не знаю, точны ли весы,
                Но мне не хочется их проверять.
                Мне слишком нравится эта картина"
                (В.Р. Цой "Вопрос")

                "Крыши домов дрожат под тяжестью дней.
                Небесный пастух пасет облака.
                Город стреляет в ночь дробью огней,
                Но Ночь сильней, ее власть велика…"
                (В.Р. Цой "Спокойная ночь")

С чего начинается Путь человека-поэта? т.е. предполагается вопрошание "откуда и куда иду?" Путь поэта начинается со свободы, с прогулок, с поиска и выбора пути. В начальном этапе творчества Виктора Цоя можно узреть процесс поиска, искания своего пути в прогулках, в низшей и "малой свободе" (по Августину) или свободе бессознательной.
Так бессознательная свобода поэта и его прогулки без цели более всего отражены в двух текстах с одноименным названием "Бездельник": "Гуляю. Я один гуляю. Что дальше делать, я не знаю...". "В толпе я, как иголка в сене. Я снова человек без цели. Не знаю, я ничего не знаю..." ("Бездельник-2"). "Нет меня дома целыми днями: занят бездельем, играю словами, каждое утро снова жизнь свою начинаю и ни черта ни в чем не понимаю". "Ноги уносят мои руки и туловище, и голова отправляется следом...". "Все говорят, что надо кем-то мне становится, а я хотел бы остаться собой". "Мне стало трудно теперь просто разозлиться, и я иду, поглощенный толпой".

                "Я, лишь начнется новый день,
                Хожу, отбрасываю тень
                С лицом нахала.
                Наступит вечер, я опять
                Отправлюсь спать, чтоб завтра встать.
                И все сначала"
                (В.Р. Цой "Бездельник")

И здесь самый вопрос "куда иду" не имеет особого значения, т.к. здесь "малая свобода" сама по себе имеет ценность, как ценность прогулки, бесцельной и бессознательной вольности. Например, так:

                "Я иду куда глаза мои глядят.
                И, если хочешь, пойдем со мной"
                (В.Р. Цой "Посвящение Марку Болану")

Однако, сила отрицания или отрицательной свободы здесь предполагает самого отрицающего, осознающего и существующего, который и совершает действия: осознания и отрицания. В тексте "Бездельник" поэт как раз описывает замкнутый круг существования, выход из которого оказывается для человека проблематичным. Но человек всегда ищет "выход за пределы" (транцензус) замкнутого существования даже путем осознания и действия творческого акта, в котором самый круг схватывается и познается. С другой стороны, бесцельное скитание по улицам и подворотням, как и бессознательная вольность прогулок, человеку надоедает просто в силу его ограниченности. Человек не может безгранично совершать прогулки, ибо, как человек, он ограничен и обусловлен, зависим от мира, даже от этого замкнутого узкого круга, в котором вращается.

                "И куда-то все подевались вдруг,
                Я попал в какой-то не такой круг.
                Я хочу пить, я хочу есть,
                Я хочу просто где-нибудь сесть"
                (В.Р. Цой "Время есть...")

Однако, зависимость человека от мира - это не последнее слово философии, как и не последнее осознание поэта в пути жизни, ибо в осознании человек понимает, что зависимость от мира есть лишь промежуточная и временная ступень в пути жизни. В человеке накапливается сила транцензуса, скрытно и тайно от мира в молчании. Внешний мир довлеет над человеком, а последний лишь собирается с силами изнутри, как пружина, для творческого выражения из глубины самого себя. Этот процесс замечательно показан в тексте "Электричка":

                "Почему я молчу, почему не кричу? Молчу.
                Электричка везет меня туда, куда я не хочу".

И здесь человек не ведущий и не идущий сам свободно, а ведомый миром и зависимый от мира условностей и обстоятельств. Но в человеке есть "выход за пределы", он способен совершать транцензус и творчески ставить вопрос, в котором и отражается, так сказать, откровение самоосознания. Например, у В.Цоя это замечательно выражено в песне "Мои друзья":

                "..........когда мне говорят,
                Что жить вот так, как я сейчас, нельзя.
                Но почему? Ведь Я ЖИВУ.
                На это не ответить никому".

Именно, что означает это осознание "Я ЖИВУ", "Я СУЩЕСТВУЮ" и "Я ХОЧУ ОСТАТЬСЯ СОБОЙ", БЫТЬ СОБОЙ. Казалось бы, как это просто звучит на словах "БЫТЬ СОБОЙ", но на самом деле как это трудно бывает осуществить, исполнить в жизни. Именно, вопрос поэта повергает всех своей непосредственной простотой и ясностью и, одновременно, заставляет задуматься, что значит "жизнь человека", и, тем самым, как бы окунуться в глубинах тайны по имени "человек". 

                3.
               
 
             (Начато 8.11.2016г.)


               


Рецензии
Спасибо. Интересно.
С уважением Галина

Галина Дейнега   09.11.2016 10:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, за отклик.

Мои извинения, к Вам и читателям, но работа не завершена.
Человек, говорю про себя, действительно ограничен разными обстоятельствами и обусловлен детерминацией мира. Человек просто ограничен, конечен.
Во мне давно зрела тема и мысль к написанию. И всё в сторону, некогда.
Вот, все-таки решился осуществить задуманное, но видно еще не пришло время.
Осталось набраться сил, сосредоточиться и сделать несколько шагов к окончательной Точке...

С благодарностью,

Бармин Виктор   11.11.2016 10:10   Заявить о нарушении