Кунаки, глава тринадцатая

              Дорога домой, то есть, в Ялту воспринималась, как перемещение по инерции в пространстве ли, во времени, но в общем – в никуда, хотя настроение у Климова было недурным; по-прежнему его душу питала философия экзистенциализма, этакая путеводная звезда людей странных, редких.
    
          …Работа по охране терминала выматывала нервы, угнетала своей спецификой, а именно – бессонными ночами, бесконечными телефонными звонками проверяющих, которые котировались как отдельная каста и назывались оперативными дежурными.  Климов не отличался железобетонным терпением или покладистостью, если на него, случалось, орала какая-нибудь проверяющая скотина. После нескольких стычек  с самим руководителем ЧОПа – сытым, самодовольным и наглым, Климов стал замечать, что у него подолгу болит под левой лопаткой какая-то мышца, иногда это сопровождалось неприятным трепетом в левой руке.
 
         Особенно подлым и бесчеловечным оперативным дежурным считался хохол по фамилии Рудяшко. Эта редкостная тварь упивалась садистскими методами воздействия на подчинённых, а руководителем  ЧОПа  именно эта черта в нём и ценилась -  способность кошмарить личный состав охраны.
   
         - На то и щука в пруду, чтоб карась не дремал, - с улыбкой отвечал шеф, если кто-то жаловался на Рудяшко.
   
         «Это не щука, это натуральная сука, - думал в такие моменты Климов, раздражаясь и переживая, - такие типы в войну служили у немцев полицаями».
         - Мы никого не держим… Если условия не устраивают, пожалуйста,
 увольняйтесь.
    
         Во время очередного скандала с Рудяшко Климов почувствовал, что в груди плавно поднимается жар и затем пронзает острая боль… Случился инфаркт. Бедолагу охранника  увезла быстро примчавшаяся  «скорая помощь»; врачи, можно сказать, чудом оттащили его от края пропасти.
         
         Климов долго восстанавливался, медленно прогуливался по городу, подолгу сидел на скамейках набережной. О работе не могло быть и речи. Алексей понимал, что он уже не живёт, а доживает.  И всё-таки дух его, несмотря ни на что, торжествовал. Убеждения стоика отгоняли всяческие предощущения горечи и невзгод.
   
        Полгода прошло в режиме крутого аскетизма. Доходов Климова уже не хватало на то, чтоб оплачивать съёмную жилплощадь деда – летом сарай, а зимой – скромную комнатку в квартире. В начале лета Алексей приобрёл для себя рюкзак, небольшую палатку и прочие атрибуты туристов для приготовления пищи на открытом воздухе. При этом сказал себе с максимально возможной бодростью:
       
        - Что ж, буржуя из меня не вышло, пора переквалифицироваться в бомжи…
   
        Лето, жаркое и приятное, прошло без особых хлопот и проблем. Климов легко затерялся среди «диких» отдыхающих, его никто не беспокоил, и сам он привык обходиться малым -  отдыхал, любовался восходами и закатами, созерцал бурно кипящую жизнь на морском побережье. На деньги от проданного ноутбука покупал пакеты с лапшой быстрого приготовления, дешёвый чай, лепёшки и в сущности был доволен своим существованием.

        В конце лета пришла пора подумать о том, как пережить зиму. Поскольку заканчивать жизнь самоубийством не входило в планы Климова, он стойко придерживался правила мудрецов: не цепляться за жизнь любыми способами, но и не стремиться к смерти, очертя голову. Мысленно он уравновешивал себя для равнодушного пребывания ещё на земле, а не в её недрах.
   
        И вскоре созрело  решение - отыскать для спасения от зимних холодов  тепловую  камеру, которые входят в сеть водотеплоснабжения городских кварталов. Не так уж сложно было найти удалённый от центра Ялты подземный объект, напоминающий склеп, скрытый под чугунными крышками люков, или долговременную огневую точку: стены и перекрытия выполнены из бетонных плит и кирпичной кладки, а внутри проложены трубы, подающие в дома горячую воду.
       
        С началом отопительного сезона в камере, куда спускался Климов, было тепло и уютно, особенно когда он стелил на трубы найденный матрас и спальный мешок.
        «Ну чем не гостиница? - усмехался в душе Алексей, - вот только мрак, но и к этому можно привыкнуть».
      
        Некоторое время он пользовался фонариком, потом стал зажигать свечи. Изредка случались неприятности. Среди подземных коммуникаций, как по какой-то традиции, сдыхали и разлагались кошки. Вонь, исходящая от них по лоткам вдоль проложенных труб, распространялась и в соседние камеры. Но напасть эта не такая уж частая.

        Днём оставаться в камере было рискованно – могут нагрянуть слесари тепловых сетей, погонят или попросту сообщат в ближайшее отделение милиции,  и тогда неприятностей не оберёшься. Климов сделался осторожным, к своему новому жилищу подходил с оглядкой, убедившись, что вокруг никого. Открывал подходящей железкой крышку люка и поспешно спускался по лесенке в камеру.

        Вечерами можно было не беспокоиться, но за зиму, что он провёл в этих катакомбах, к нему несколько раз наведывались конкуренты. Тут нужно было заявить свои права, доказать этим пройдохам что жилище занято и отступать он не намерен.
      
        В подземелье жили ещё крысы. В первый раз Климов столкнулся с ними следующим образом. Он уже устраивался отдыхать на трубах, как вдруг послышалось резкое шуршание. В углу на бетонном уступе горела свеча. Алексей вскочил, обернулся на непонятный звук.

        Две крысы, точно пара истребителей, примчались по трубам, проложенным в бетонном лотке и,  заметив человека, тут  же развернулись и дали дёру. Хозяина «квартиры» тогда даже позабавило; смешным показалось то, как тормозили крысы, выставив вперёд свои лапы. Улыбнувшись вслед непрошенным гостьям, он с внутренним ликованием перед неведомым и нездешним пропел куплет песни, услышанной недавно на набережной:
               
                ...Жить надо высоко,
                Душою звёзд касаясь,
                Поскольку этот мир -
                Лишь эпизод в судьбе.
                Из пропасти земной,
                Где правит ложь косая,
                Возьми меня, Господь,
                Возьми меня к себе...
   
        По утрам, когда нужно было выбираться на свет Божий, Климов нащупывал спички, свечу и, конечно же, сожалел о том, что вообще проснулся. Вот если  бы не проснуться! Впрочем, о смерти он всегда думал уважительно, помня как в трагедии, написанной Платоном, умирал Сократ.
    
        «Смерть следует встречать в благоговейном молчании», -  эта формула  имела для Климова реальный смысл – почувствовать, познать, что из себя представляет это последнее приключение.
   
        …Но вот он опять проснулся. Значит снова надо превратиться в радистку Кэт и головой, руками, напрягая все силы, сдвинуть тяжёлую крышку люка, осмотреться, чтоб никого не было рядом.
      
        Так прошла зима, а весной Климов умер, сидя на скамейке неподалёку от моря. Рядом  над головой шелестел молодой листвой старина-платан, вблизи ласково плескались волны, и солнечное тепло нежно согревало мёртвые глаза философа.


                ____________________


Рецензии
...Я закончил чтение, Лев. Что сказать? Попробую выразить мнение в нескольких строках. По-моему, ты написал классический вариант произведения о "лишних людях в обществе" - вроде Печорина, Онегина, Рудина, Бельтова и других (всех не упомню, да и не надо).

Начало повести предполагало, что большое количество персонажей в процессе рассказа будет постоянно пересекаться, их судьбы переплетутся, возникнет какое-то взаимное влияние, появится интрига или жизненная коллизия, но ты пошёл иным путём, сконцентрировав внимание на фигуре Климова и его, в общем-то, пустой и никчёмной житухе с вечным поиском без находок. А жаль! Томский куда-то исчез, никакого намёка на его дальнейшую судьбу, о которой приходится только догадываться. Ни в коей мере не критикую твою задумку и воплощение, нет ни малейшего желания как-то изменить смысл повести, я попросту не вправе так поступать. Автор - это автор, и точка!

Климов...Да. Полагаю, лучшей характеристикой будет перефразирование мнения о Владимире Бельтове – герое романа А.И. Герцена «Кто виноват?»: это дворянин, получивший прекрасное образование и воспитание. Автор так описывает своего героя: «он был так благороден, что-то такое прямое, открытое, доверчивое было в нем, что смотрящему на него становилось отрадно для себя и грустно за него».

Действительно, воспитание Бельтова было совершенно оторвано от жизни. Герой видел мир сквозь розовые очки, сквозь идеалы Руссо и своего швейцарского гувернера. Он пытался заняться многим, но ничто его не удовлетворяло в жизни. Он слишком много размышлял и сомневался. Можно сказать, что этот герой трусит перед жизнью, поэтому он никогда не найдёт в ней свое место. В итоге герой потерял свою любовь, не нашёл себе достойного применения. Он уезжает путешествовать, так как более ни на что не годен".

По-моему, весьма точно сказано, а ежели заменить фамилию Бельтов на Климов, а Руссо на Сократа или Диогена (Сенеку и т. п.) и чуток осовременить характеристику, будет очень похоже.

Есть другая, вполне закономерная аналогия с написанным тобой:

"Но человек – существо эмоциональное, существо, имеющее душу. Если человек умеет любить, то есть большая вероятность, что он будет счастлив. Ни один герой из галереи «лишних людей» не счастлив в любви. Это о многом говорит. Все они боятся любить, боятся или не могут примириться с окружающей действительностью. Всё это очень печально, потому что делает этих людей несчастными. Пропадают зря огромные душевные силы этих героев, их интеллектуальный потенциал. О нежизнеспособности «лишних людей» говорит то, что часто они безвременно умирают (Печорин, Базаров) или прозябают, растрачивая себя впустую (Бельтов, Рудин)".

В общем, Лев, твой титанический труд продолжает дело классиков отечественной литературы, чем можно гордиться. Нисколько не иронизирую, отчётливо понимая, какую громадную сверхзадачу ты ставил перед собой, сколько воплощал, думал, сомневался, перечёркивал и переписывал. Тоже снимаю шляпу! Повесть имеет право на существование, верю в это, верь и ты. Подробный анализ оставлю знатокам психологии и построения крупных произведений, интересно будет время от времени заглядывать и сравнивать своё мнение с чьим-то новым.

Напоследок прошу вновь вычитать текст, особо обратив внимание на то, что я указывал, а также на элементарное отсутствие многих запятых в сложных предложениях (не стал на этом акцентировать в процессе чтения, но есть такое!)

Если возникнет желание позже (именно спустя некоторое время, так как понимаю, что свой текст тебе уже надоел до чёртиков) что-то изменить, добавить какие-то линии сюжета, буду рад. А если всё оставишь в прежнем виде, пусть так и будет. Автор - хозяин, как клиент в магазине, который всегда прав.

"И всё-таки дух его, не смотря ни на что, торжествовал". - "несмотря".

"И вскоре созрело решение отыскать для спасения от зимних холодов подходящую тепловую КАМЕРУ, которые входят в сеть водотеплоснабжения городских кварталов. Не так уж сложно было найти удалённую от центра Ялты подземную КАМЕРУ, скрытую под чугунными крышками люков...По сути, тепловая КАМЕРА отдалённо напоминает...С началом отопительного сезона в КАМЕРЕ..." - нужно бы избавиться от повторов. И ниже по тексту хорошо бы КАМЕРУ заменить подходящим синонимом - ?

Удачи, Лев. Читал с интересом, спасибо за приглашение. Обнимаю и желаю не останавливаться, а творить нам на радость, себе на облегчение (чую, мыслей и задумок у тебя в загашнике тьма-тьмущая)...

Владимир Теняев   12.11.2016 08:35     Заявить о нарушении
Привет,Володя! Сердечно благодарю тебя за обстоятельный критический разбор, что говорит о твоём колоссальном опыте литератора, хотя на этом поле все мы некоторым образом самоучки. Пойми, дружище, я совершенно искренне кланяюсь и ломаю шапку. Признаюсь, что, к стыду своему, не читал роман Герцена "Кто виноват?". "Былое и думы" - да! А про Бельтова вообще ничего не слушал даже со стороны книголюбов. Ты меня увлёк этим образом, непременно прочту "Кто виноват?"
Что касается дальнейшей правки, это непременно будет происходить, сколько бы раз я ни возвращался к прочтению. Что касается творческой перспективы, - не знаю. Может быть, когда-нибудь возникнет замысел небольшого рассказа, а сейчас я пуст, как только что родившая баба. Чертовски хочется читать какие-то классные вещи, ведь так ещё много непознанного.
Ещё раз спасибо тебе, Володя! Спасибо, дорогой!..

Лев Якубов   12.11.2016 11:41   Заявить о нарушении