Об Упадочном Образовании

Упадочное образование – это образование, крайне характерное для упадочных постиндустриальных и тоталитарных индустриальных стран. Оно выражается тем разрушительным обстоятельством, что своим существованием наносит непоправимый вред ментально-когнитивному ресурсу своей страны, отупляя молодёжь стократ более быстро и качественно, чем любая проплаченная пропаганда, рок-группа, телепередача или компьютерная игра, и очень многие, как правило, даже не желают этого признавать.

Черты упадочного образования таковы:

1. Антипсихологизм. Царствование архаических, глупых, вредных, примитивных представлений о разуме, мышлении, познании и прочем подобном. “Не можешь сказать – значит, не понимаешь!”, “Молчишь – значит, не учил!”. Непонимание, систематическое и устоявшееся в виде негласного кодекса, природы разума учеников, коренная убеждённость, что всех можно научить одному и тому же без потери эффективности, “надо только постараться”. Неприятие чувственного познания, неприятие идеи о том, что человек будет знать только то, что хочет знать.

2. Перекладывание ответственности на учеников. Закидывание их домашним заданием безо всякой оглядки на их положение, способности, возможности. Вынесение большей части обучения за пределы класса, вне школьного времени. “Ваши дела никого здесь не касаются – это всё ваши проблемы, вы пришли учиться, так учитесь!”. Преподавателя касаются все дела его учеников, которые влияют на их успеваемость. Он предоставляет услугу образования – и должен предоставить её качественно и эффективно, не возлагая своих тяжёлых обязанностей на самих обучающихся, которым они уже точно не под силу.

3. Аморальность, погоня за репутацией, замкнутость администрации учреждения на себе. Попытки учреждения выносить весь нравственный мусор за свою территорию, ничего с ним не делая. “Делайте что хотите, но только за пределами учреждения!”, “Да обкуритесь вы и обколитесь, только не здесь”, “Прекратите заниматься чёрт знает чем в туалетах!”, “У нас нет “закутков”, дома курить будете!”.

4. Позиционирование образования в первую очередь как средства к достижению какой-либо другой значимой цели, а не как автономной и полноценной самоцели. Такими целями могут быть воспитание патриотической молодёжи, достижение финансового благополучия, хорошего социального статуса, репутации, чина, профессиональной квалификации… Или даже просто сдача итогового экзамена, что уже совсем откровенный абсурд.

5. Чрезмерная бюрократизация образовательного аппарата. Отсутствие у учителей времени заниматься учениками из-за бесконечного количества бумажных работ, безумных объёмов отчётности, шизофренических бессмысленных правил и предписаний.

6. Интриганство. Поощрение ябедничества и других подобных аморальных и безответственных поступков в рамках парадигмы коллективизма – “так будет лучше для всех”. Не будет, никогда и ни для кого.

7. Хаос в подаче информации, как организационной, так и учебной. Отсутствие у учеников возможности точно знать своё расписание, не обращаясь ни к кому из администрации лично. В обучении – засилье противоречивых мнений, порой диаметрально противоположных, в том, что преподают педагоги. Один говорит, что да Винчи был художником, второй – что архитектором, третий – что скульптором, четвёртый – что гомосексуалистом. Один говорит, что Гитлер объявлял войну, другой – что не объявлял. Один говорит, что коммунизм – это хорошо, другой говорит, что коммунизм – это плохо.

8. Муштра. “Зубрите!”, “Чтобы от зубов отскакивало!”, “Повторение – мать учения!”. Повторение – мать в лучшем случае запоминания, и то не всегда. Когда есть потребность в полноценном и глубоком изучении сложных научных и философских теорий, о выучивании наизусть не может идти никакой речи. Знание следует понимать, а не помнить.

9. Пассивная агрессия педагогов, позиционирование конечного знания как практически недостижимого для учеников. “Лишь единицы смогут понять мой предмет”, “Только избранным под силу эти формулы, все остальные получат тройки”, “Я никогда по предмету не получал пять, вот и не ставлю никому выше четырёх”.

10. Чрезмерная эмоциональность учителей, обиды на учеников, фаворитизм, месть в форме плохих оценок или предвзятого отношения. Крайне типично для излишне-феминизированных систем образования.

11. Разобщённость коллектива учеников, отсутствие единого стержня, который служил бы для всех ярким мотивом к учёбе. Наличие мелких замкнутых группок друзей, отсутствие понятия о всеобщей ответственности каждого члена коллектива перед всеми остальными, и только упоминание этой обязанности в случае какого-либо конфликта в качестве нападки, контраргумента.

12. Грубый материализм, высмеивание идеи духовности, подача понятия высоких материй как редких и труднодостижимых. Позиционирование денег как высшего блага, а также прочий гнилой идеализм общества потребления. “Большинство будет работать в офисах, и только редкие везунчики выберутся в люди”, "Истинную любовь найти невероятно трудно, очень мало кому так повезёт в жизни".

13. Отсутствие твёрдой идеологической и финансовой поддержки образования в государстве. “Учитель – не профессия, учитель – призвание”. Низкие зарплаты преподавателям. Коррупция образовательных систем, финансовая, натуральная, нравственная, или даже всё вместе.

14. Образование на службе идеологии. Отвержение большинства мировоззренческих концепций в пользу какой-либо одной, или же узкого круга похожих.

15. Дискриминация на идеологической, расовой, религиозной, возрастной, социальной, половой, девиантной или какой-либо иной почве, а также отсутствие со стороны администрации каких-либо действий, направленных на исправление этой удручающей ситуации.

16. Неспособность администрации отличать хороших учителей от плохих, предвзятое отношение к учителям, отстранение лучших кадров от преподавания на почве собственных примитивных представлений о лучшем. Чрезмерное внимание администрации к жалобам учеников на несправедливость учителя к ним.

17. Позиционирование современных цифровых технологий как универсальной панацеи от незнания, чрезмерно интенсивный упор на слайдовые презентации и прочую демонстрацию компьютерных новшеств, а также любые другие признаки пустой демонстративности и средства ухода от прямой обязанности учителя – иметь непосредственное общение с учениками.

Упадочное образование – чрезмерно сложный и могущественный механизм, автоматически складывающийся в любом государстве, где идея образования систематически недооценивается или ущемляется другими идеями, ошибочно поставляемыми выше оной. Процесс исцеления образования от упадочности может быть только решительным и безжалостным – это процесс массовой кары над безответственными и прогнившими, это процесс выработки универсальных централизованных методов преподавания, это процесс переобучения, переквалификации, переработки сотен тысяч умов. Должна быть произведена точная и жёсткая хирургия в массовом масштабе, на что государства с упадочным образованием, как правило, не способны пойти ни финансово, ни морально. Следовательно, эти государства обречены на дальнейшее разложение и упадок, ровно до тех пор, пока не будет произведена революция. Если она вообще будет когда-либо произведена…


Рецензии