Воспоминания 19 или Честность

О Козелецком детском садике у меня, почему-то очень мало воспоминаний. Зато я хорошо помню то удивительно радостное чувство, которое возникало субботними ранними вечерами, когда мама или мой старший брат доставляли меня из садика домой и завтрашний день – воскресенье, весь целиком был в моем распоряжении.

Да что - завтрашний! Наибольший восторг у меня вызывал именно этот, незабываемый, вечер субботы. Я уже свободен и независим прямо сейчас! И завтра – тоже!

Витька, как старший, был  в другой группе, а Боба, наоборот, был на одну группу младше, так что в детсаду мы не очень пересекались, зато вечерами мы отрывались на все сто! В субботу на нас, правда, находило какое-то элегическое настроение и мы занимались менее бурными занятиями: шли на рыбалку по вечерней зорьке, или собирали какие-то полусъедобные грибы, которые под осень обильно росли в водоотводных, пересохших за лето, канавах.

Витькина мама, тетя Вера, мастерски готовила их на керогазе в кухне, в которую сразу попадаешь, поднявшись по высокому скрипучему крыльцу их деревянного дома.

Перед крыльцом росла огромнейшая, обильно плодоносившая шелковица, на которую мы с друзьями очень любили взбираться и лакомиться сочными, продолговатыми, пупырчатыми ягодами, оставляющими на нашей одежонке и, непосредственно, на наших загорелых телах, несмываемые пятна.

Самым шикарным у нас считалось загореть так, чтобы начинала слазить кожа. И тут мы с Витькой были на равных – кожа свисала с нас ошметками, погружая в глубочайшую зависть нашего другана Бобу, родители которого не позволяли ему обгорать, подобно головешке.

Загорать и купаться мы все ходили на местную речку Остёрку, где я, наконец, научился плавать. Сначала я как бы нырял – погружал голову в воду, выставляя попку над поверхностью, и так перемещался, перебирая руками по илистому дну. Потом Витька научил меня, как нужно, сначала держась руками за бережок, лупить изо всех сил ногами по воде, а потом, бесстрашно оттолкнувшись от надёжного и спасительного берега, пытаться подгрести к нему вплавь. И в один прекрасный день у меня вдруг получилось! Я был невероятно горд и счастлив, плывя по-собачьи и бешено молотя ногами по воде, вздымая тучи брызг.

На речке была зачем-то построена плотина с регулируемым металлическим створом. Возле плотины жадно клевали юркие пескари, но, почему-то, только на живых мух, насаженных на крючки. Так что немалая часть нашего досуга уходила на ловлю этих самых, совершенно неуловимых, мух на оконных стёклах наших жилищ. Причём, муха должна быть ни в коем случае не повреждена и сохранять все свои мушиные качества до самой своей кончины в хищной пасти пескарика.

Но на речную рыбалку мы обычно ходили по воскресеньям, вместе со старшим братом, для безопасности.

А сейчас, в субботний вечер, мы сидели на шелковице и слушали совершенно невероятные, но, тем не менее, полностью правдивые рассказы Витьки про замечательную родину его матери, белорусский город с удивительным названием Городня.

И чего-чего только не было в этой самой Городне! Само собой, там была река. Но не такая маленькая, как наша Остёрка. Речка в Городне была просто необъятна и второй берег терялся где-то за горизонтом! Эту речку не могли перелететь даже птицы и, бедные, тонули в её страшных глубинах.

И только одна птица, огромнейшая ворона с бронированным, непробиваемым оперением, время от времени появлялась со стороны противоположного, невидимого берега и пугала обитателей Городни скрипучими металлическими криками.
 
И Витька сам, своими собственными глазами, видел, как милиционер стрелял по этой вороне из пистолета, и пули отскакивали от пуленепробиваемого оперения страшной птицы! Да что там милиционер – сам Витька стрелял по просьбе блюстителя порядка из милицейского пистолета по этой самой вороне, потому что был известен, как самый меткий стрелок в Городне, и даже отстрелил у этой бестии одно бронированное перо, которое со страшным свистом врезалось в землю у ног Витьки!

Милиционер даже хотел обменять у Витьки этот редчайший трофей на свой табельный пистолет, но Витька отказал – разве может милиционер в Городне обходиться без пистолета? Тогда ему предложили в обмен великолепнейший заграничный спиннинг, и тут наш друг не устоял, ведь только на такие, совершенно не досягаемые для простых смертных снасти, можно было поймать огромнейших рыб, которые водились близ Городни.

И Витька сразу же опробовал своё рыбацкое счастье и ему удалось зацепить самого огромного, размером с телёнка, сома на реке!

Сом долго таскал Витьку по речным затокам, вздымая тучи брызг и мотыляя им, как собака тряпкой, но наш бесстрашный рыбак крепко держался за рукоять спиннинга! Два дня длилась эта невероятная и жестокая схватка, пока жуткое чудовище не утомилось и не сдалось на милость победителю!

И когда эту зверюгу разрезали, то чего-чего только там не нашли! Тут были и обрывки якорных цепей, и сами якоря, и чугунные ядра с какими-то древними вензелями. Но самое интересное, что там оказался живой, ну совершенно живой и презлющий пёс! Он даже цапнул Витьку за руку, когда тот хотел его погладить!

«Не верите? Так я сейчас покажу!»- говорил Витька и почему-то приподымал штанину, демонстрируя ссадину, которую получил вчера в результате неудачного падения с дерева…

Даже мой отец, порой, с удовольствием слушал Витькины байки и называл его непонятным словом: барон Мюнгх…? Мюнхг…? Когда я пытался узнать, что это за барон такой, папа говорил: «Вот пойдёшь в школу, выучишься и про всё сам прочитаешь».

В школу ходил мой старший брат, который хорошо учился, на четвёрки и пятёрки, несмотря на то, что всё преподавание в Козелецкой средней школе №2 производилось на украинском языке, а Юра – то приехал из самой что ни на есть российской глубинки, где отлично проучился почти четыре года.

Во дворе школы было расположено настоящее футбольное поле, где кроме школьных занятий по физкультуре, проводились также настоящие футбольные матчи местных команд на первенство города, района, и т.д.

Однажды я с товарищами присутствовал на таком матче и на меня это произвело довольно сильное впечатление. Что именно происходило и в чем сверхзадача всех этих сильных и энергичных людей, я не до конца понимал, но хорошо запомнил два эпизода. В первом из них меня привлёк мастерски ведущий мяч игрок, который при этом еще и курил на бегу! Такую яркую картину заметил не только я, но и тренер, который, выкрикивая не совсем понятные мне слова, погнался за курящим форвардом, догнал, вырвал у того папироску и дал хорошего тумака по спине!

Второй захватывающий момент потряс меня высочайшим мастерством вратаря одной из команд. Он, по-видимому, отражал штрафной удар – по-кошачьи подпрыгнув и распластавшись параллельно земле, этот виртуоз принял бешено летящий мяч на брюшной пресс и, свернувшись прямо в воздухе калачиком и мёртвой хваткой сжимая мяч, стремительно рухнул на травяное покрытие!
 
Никогда, ни до, ни после я не видел ничего подобного! А голкипер уже успел пружинисто вскочить на ноги и мощно послать мяч в поле.

Мы с ребятами, конечно соорудили почти такую же площадку у себя на поселке, а для яркости картины выложили окантовку поля и центральный круг из жгутов соломы. Вместо ворот – пара кирпичей.

Игра всегда кипела не на шутку! Я тоже очень азартно играл, но, правда, вместо мяча чаще попадал по ногам соперников, обычно Юриных сверстников. Они морщились и гнали меня взашей, но тогда нарушалось справедливое равновесие в составах команд и меня принимали назад, под клятвенное, и тут же нарушаемое, обещание больше по ногам не бить!

Итак: борьба, схватка, мяч у ворот соперника – удар! Гооол!! Это орём мы. Но наши противники точно также убежденно орут, что гола – нет!
 
Ворота – без сетки, судья отсутствует, все зрители – они же участники футбольного сражения. Как быть? Опять поорали, поспорили, чуть ли не подрались! И тут приходится, скрепя сердце, спрашивать мнение моего старшего брата, который тоже играет за одну из команд, но в своём решении он будет абсолютно честен, независимо от того, проиграет его команда или выиграет. И все это знают и соглашаются с любым его решением. Потому, что Юра Снакин – никогда не врёт!

И, как мне хорошо помнится, и в других футбольных или хоккейных баталиях, в других городах при аналогичных тупиковых ситуациях все покорно выслушивали мнение моего старшего брата. Потому, что он – человек не от мира сего, он вообще не землянин, он инопланетянин, который никогда, ни при каких обстоятельствах, даже во вред себе, не врёт!

Я же себе вполне разрешал изрядную толику лжи во спасение. А, иногда, и просто так, для развлечения, доводилось расцветить серые будни какой-нибудь байкой.

Вот, хотя бы, для примера, недавний случай из моей работы на заводе Антонова (не к ночи будь помянут). Работаю я себе неспешно на своём родном фрезере с программным управлением. Обработка идёт часами. Скучно! Цех полностью мужской – женщин по КЗОТу запрещено допускать к нашим особо опасным работам.

И тут вдруг ко мне подбегает молодая симпатичная девушка, которой срочно понадобился наш цеховой механик Дима. А я как раз, от скуки, заметил, что оный Дима юркнул в комнату мастеров, о чем и сообщил этой красотке.

Девушка ушла, а я стал ждать первую жертву. Вот, сейчас, кто-нибудь из нашей братвы подойдёт ко мне, и спросит, что от меня понадобилось симпатичной незнакомке.

Так и есть, первым не выдержал мой тёзка и ровесник, Серёжа Суханов. «Чё от тебя хотела эта баба?» - спрашивает он, осторожно покуривая в кулак, с похмельной тоской в глазах – после вчерашнего. Ну, он почти всегда – после вчерашнего…

«Ты понимаешь, Серёжа, какая получилась история» - неспешно начинаю  я, - «Не знаю, как и сказать – не совсем красиво вышло, ты уж извини…». « А шо такое?» - пускает дым мне в глаза и отгоняет его рукавом.

«Да вот, подошла ко мне девушка, и спрашивает, не знаю ли я, мол, такого – Сергея Суханова?». «А зачем ей?»- начинает волноваться мой тёзка, «Может, чё – то из-за вчерашнего?». А у нас в цеху периодически устраивали внезапные рейды по выявлению пьюще-курящего контингента, а потом –бац!- и премия накрылась!

«Вот и я подумал: надо у неё всё потихоньку разузнать, а потом уж и…» - говорю, а он одобрительно кивает. «А зачем вам, говорю, красавица, понадобился Суханов? А она: Да вот у нас в бухгалтерии, все девушки рассказывают, что в вашем цеху работает такой красавец-мужчина, просто – мачо! Некто – Суханов. Не могли ли вы мне его тихонько показать? А я ей, так, в шутку: Так он перед вами. Я и есть – Суханов! Ну, думал, посмеёмся, а потом я ей тебя и покажу… Но она отчего-то засмущалась, покраснела, и убежала!».

Серёжа недоверчиво - сокрушенно трясёт головой и возвращается за свой станок – продолжать неравный бой с титановой заготовкой и похмельем.

Следующий – мой сосед слева, Игорь Бабак. Огромный, килограмм на сто тридцать, молодец с такой же обширной и доброй душой. Он ходил на заточной участок, но ему уже известно (а в нашем цеху всё мгновенно становилось известно), что к Профессору приходила какая-то баба и спрашивала про Сухаря, за вчерашнее…

Я говорю: «Да нет, Игорь, всё – не так! Эта девушка искала как раз тебя!». «Меня?» - удивляется Игорь. «Так я ж уже больше месяца, как завязал!». «Вот и я удивился, и от неожиданности, уж извини, спросил, зачем, мол, ты ей? А она: Да вот, мол, у неё есть в бухгалтерии подружка, которая, ну, просто обожает солидных мужчин. А ваш Игорь, говорят, как раз такой и есть! Где бы мне его увидеть?» Игорь, по причине хорошего чувства юмора и длительной трезвой паузы, начинает разгадывать мою игру и заинтересованно ждёт продолжения.

«Понимаешь, Игорь, каюсь – стало мне завидно…И я взял, да и брякнул ей, что она, мол, немного опоздала. Потому, что нужный ей Игорь – это я! Только я похудел. Знаете, есть такая замечательная рисовая диета? Сбрасываешь по десять килограммов в день».

О подобной диете мне когда-то рассказывал мой бывший сотрудник по предыдущему заводу, Юра Горбачев – большой юморист и неистощимый рассказчик всевозможных курьезных историй, довольно часто создающий их сам.

Так, каждый раз, заходя в обычно многолюдный кабинет нашего начальника, чтобы позвонить по единственному городскому телефону своей горячо любимой супруге (мобильники тогда были редкостью), он набирал номер и, дождавшись соединения, во всеуслышание заявлял: « Алё! Это секс по телефону? А Бабетта сегодня работает?». Эффект был потрясающий!

Как видите, мне было с кого брать пример…

Итак, продолжим: «А диета, значит, такая: берёте семь рисовых зёрнышек, глотаете и запиваете водой. Рис, он в желудке набухает и чувства голода нет, а вес – сбрасывается! На следующий день – то же, но на одно зёрнышко меньше. Вот за неделю я и похудел. Только рис тут подходит не всякий, а только такой мелкий, кругленький, вьетнамский. Его как раз завезли в наш заводской киоск на центральной аллее. Она и побежала – за рисом».

Игорь хохочет, хлопает меня по плечу богатырской лапой, и уплывает на своё рабочее место.

С остальными нужно быть осторожнее – не все понимают мой своеобразный юмор. Кому – то лучше говорить голую правду, кому –то: «Да ты что? Меня тут вообще не было, вон, хоть у Игоря спроси!». А Игорь: «Да-да, мы с Серёгой уходили - покупали рис для моей диеты!».

Через пару дней вся эта история вернётся ко мне от других людей в совершенно неузнаваемом виде: возле заводского киоска бабы подрались то ли из-за мужика, то ли из-за риса, а зарплаты, говорят, скоро вообще не будет!

Да, нужно знать с кем и когда шутить. Вот на том же заводе, где я работал с Юрой Горбачёвым, был у нас один сравнительно молодой парень-шлифовщик. Я называл его маньяком. Он возмущался и утверждал: «Я – не маньяк! Я – коллекционер!».

Но был он чистейшим маньяком, уж можете мне поверить! И предметом его страсти было холодное оружие – всякие старинные клинки, штыки, кинжалы, сабли и всё такое – прочее. Говорить он о них мог часами.

Денег у Саши – маньяка на стОящие образцы, конечно, не хватало и он покупал на сборищах таких же, как он, коллекционеров, какие-нибудь детали, обломки и т.д., а мы потом ему сообща, по-дружески, помогали дооснастить приобретённую вещь чашками, ручками, гардами…

Как раз в это время, как, впрочем, и сейчас, я продолжал копать холм на дачном участке. Работы эти, по планировке нашего злосчастного участка, я веду уже лет так пятнадцать. Места там не простые, упоминаются в старинных документах, а в легендах есть какие-то слухи, что где-то здесь в незапамятные времена вожди окружающих племён забивали стрелки и перетирали тёрки.

Вот черт меня и дёрнул, сказать этому маньяку, что я де нашел в своих раскопах старинный преогромный меч! И этот самый меч я держу у себя на даче и потихоньку очищаю от ржавчины – не спеша, потому, что совсем нет времени на такие пустяки…

Глаза у нашего Саши загорелись, как светодиодные фары! Через каждые пять минут он подходил ко мне и требовал подробностей или, хотя бы просто повторного рассказа о моей необычной находке. После двух часов таких атак я сдался, и честно признался, что это  я так неудачно пошутил: – «Саша! Нет никакого меча!»

Но он еще пару недель смотрел на меня с немым ожиданием и надеждой… Нет, с маньяками и коллекционерами шутить опасно!

В моих же детских воспоминаниях я абсолютно честен. Вы мне верите?


Рецензии