Золотое Руно в названии др. государств - 1часть

(Продолжение «ОТКРОВЕНИЕ ВЕЩЕГО КОТА» Глава четвёртая. Начало см. Минойская культура, Греческие боги говорили на тюркском, Стоунхендж строили киргизы)

Примеры СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Косвенных  данных

Кроме перевода имен богов и пр. был проведён сравнительный анализ косвенных данных или данных второго порядка, который также дал положительный результат. Несколько примеров:

1.     В критской керамике популярны трубчатые ручки. Сравниваем в казахском:
          ТYТКА ‘ручка’          -          ТYТIК ‘трубка’.

   Цитата: “Трубчатые ручки” - характерный элемент более ранней (раннебронзовый век) балканской и западноанатолийской (Хаджилар, Чатал-Хююк) посуды; известен он и в круге куро-араксинской культуры, имеющей общие элементы с культурами Сирии и Палестины [стр. 30, Бонгард-Левин, Ардзинба, 1988] ”.

2.  В пещере на о. Крит с греческим названием Трапеза найдена керамика с ручками, имитирующими верёвку, т.н. “верёвочные” ручки. Складываем:
ДАСТ ‘рукоять, рукоятка’ + АРКАН‘верёвка’ /общетюркс./; получаем ДАСТАРКАН, что в переносном смысле идентично смыслу греческого названия пещеры Трапеза.

3.    Древнейшим орнаментом на Крите является изображение завитков и сеточки на разных концах орнаментируемого предмета. Это своеобразная “визитная карточка” казахо(кипчако)-карлуков:

 (Ж)АЛ‘грива’ +  АУ‘сеть’ = (Ж)АЛАУ/каз./‘флаг’;  АЛАУ‘пламя’.
Ритуальное использование огня как очистительной силы фиксируется археологами на древних могильных сооружениях о. Крит и древних погребальных сооружениях  на территории Казахстана. Ср. знак флажка в западно-греческом письме в качестве буквы “А” (алау ; алаф (алеф) ; альфа).

4.  Древнее название о. Кипр, где пользовались крито-минойским письмом - Аласия (Алашия) созвучно древнему отличительному кличу казахов, общеказахскому урану “Алаш”, который я перевожу, прежде всего, как “очищение”, “катарсис” в соответствии с древними обычаями Алас. С целью очищения души наши предки прыгали через костёр, вращали зажжёнными тряпками над больными, проводили скот между зажжёнными кострами, читали молитвы материнскому огню на свадьбах, очищали стрелы огнём перед охотой и пр.    В этом ключе уместно сравнение слов:

(Ж)АЛАУ ‘флаг’, АЛАУ ‘пламя’  и  (Ж)ЫЛАУ ‘плач’.
       Слово КАТАРСИС, на мой взгляд, имеет критское происхождение и означает в прямом переводе:
КАДАР ‘ряд, череда’  +  СИС(К) ‘цветок’перен. ‘цвет’ ,
  т.е. чересполосицу цветов. Ср. АЛАША/каз./‘пестрополосный палас’.

5.  Семантика часто встречающихся изображений громовержца Зевса с пучком травы в руке понятна из созвучности слов трава и огонь               
                ОТ ‘1. трава 2. огонь’.

6.   В раннебронзовом веке Греции, а позднее на Сицилии и Мальте были широко распространены “предметы в форме якоря из терракоты с отверстиями в веретене” [с.298, Брей, Трамп, 1990]. По протёртостям (как бы от нити) учёные предположили, что это детали ткацкого станка.
Характер протёртостей на “Якореобразном украшении” (в виде полуячейки рыболовной сети) приводит к выводу, что этот предмет служил приспособлением для плетения сети или сетки. Замечательно, что само Я.у. имеет форму тамги казахского рода ТОРЕ. Слово ТОРЕ (ТОРЕ) кроме значения “господин” может означать также “сеть” - ТОР ‘1.сетка 2.сеть’, а также ТОР - почётное место в юрте, располагавшееся в западной стороне (напротив двери).    Здесь казахи вешали сеть, а также  усаживали гостей и особо уважаемых людей. Западная сторона у тюрков священна, т.к. по преданиям там находилась древняя прародина тюрков - страна Йер-Суб (Земля-Вода). Кстати, на Мальте обнаружена древняя посуда с “трубчатыми ручками”, а само название - ТЕРРАКОТА (с итал. “обожжённая земля”) может пониматься также как ТОР+КYТ “сеть-дух”, ТУРК++КYТ “дух-тюрков”, ср. с именем прародителя скифов Таргитая.
7.    На острове Крит, а также в близлежащих к нему древних государствах фиксируются явно тюркские названия городов, рек и даже названия самих государств могут переводиться по-тюркски. Привожу  их отдельным списком. Названия даны в условном чтении. Расшифровывая их, постараюсь полнее обрисовать масштаб возможных культурных и пр. связей древнего населения.

 
СПИСОК  №2  НАЗВАНИЙ  ГОРОДОВ, РЕК  И  ГОСУДАРСТВ
(см. карту в конце книги; карта взята [Бонгард-Левин, 1988])

1. АХХИЯВА(С)

  Название страны указывает на то, что её хозяин владел  двумя берегами пролива:
АХИ/ЕКIдва ++ ИХ/ЁК1.сторона2.берег+ИЯ/ИЕхозяин+ВАС/БАС                глава, начальник.
Страна располагалась по обе стороны пролива Дарданеллы, где очертание европейского берега напоминало древним голову лебедя с полумесяцем на голове:       
АХХИ / АККУлебедь + АЙлуна + ВАС / БАСголова,
а азиатского-голову птицы, сидящей в гнезде, свитом на голове самки обезьяны (полуостров Малая Азия - взгляд на карту с востока):
АКИЫКвид беркута + ИЯ / YЯгнездо + ВАСголова.

Птица с гнездом на голове у человека - древнейший мотив палеолитической живописи [Игнатьевская пещера, с.53, Васильевский, 1983]. Ср. изображение критской богини с птицей на голове и  сказочную принцессу-лебедь с месяцем в волосах. /В Слове о полку Игореве Дева-Обида “всплескала лебедиными крылами...”/.
Скульптурное изображение сидячей на гнезде птицы известно по раскопкам на стоянке Усть-Кова в Сибири. В додинастическом пиктографическом письме Урука также имеются знаки птицы и гнезда.
Греческая историческая традиция размещает в древности на побережье Фракийского Херсонеса (т.е. на территории “лебедя”)  народ “киконов”. Ср. КИКН/греч./лебедь и КОК ОНА небесная мать, мать неба.

2. ВИЛУСИЯ ТАРУУЙСА               

 ВИЛУСИЯ  = ПIЛслон+ ЛУ(ЛЫ)аффикс, преобразующий слово “слон”  в прилагательное“слоновий” + СИЙ, СЕЙвода,водоём  +  ИЯгнездо.
/Мраморное море напоминает  водяного слона, хобот которого находится в проливе Дарданеллы, а хвост в проливе Босфор/.
      БИЛЕУуправлять,владеть + УС / YШтри  +  ИЯгнездо,
т.е. правитель управлял тремя гнёздами. /Ср. намёк на троичность в названии города Трои/.
БИЛЕУС  попеременно управлять (владеть) +ИЯгнездо
                / “- С”-  залоговый аффикс/
Такое построение предполагает усматривать наличие нескольких, поочерёдно сменяющих друг друга правителей.

ТАРУУЙСА     =    ТАРузкий  +  YЙ+YЙдома + САЙовраг, а также
                ТАРУсвязывать  + YЙдом  + САЙовраг.
Название указывает на расположение Дома, т.е. поселения по обе стороны пролива в его узком месте. Скорей всего это место соответствует подбородку лебедя, что видно из  ещё одного возможного перевода названия страны:
       АХХИЯВА = АХХИлебедь ++ ИЕКподбородок   +    ВАСголова
            Именно здесь в древности находился перевоз.

3. ДАРДАНЕЛЛЫ               

Комплексное из: ДАРА ущелье, ДАРIЯ большая река, ТАР узкий,
ТАРТУ 1. тащить 2. извозничать, ТАНУ завязывать, привязывать, ЕЛ народ.
Название страны очень древнее, т.к. ущелье на месте пролива Дарданеллы существовало до Дарданова потопа - прорыва перемычки между Чёрным и Средиземным морями (около 3000г. до н.э.).
Страна названа по “визитной карточке” народа, предназначение которого заниматься перевозом, а также лечить людей:
ДАРИ лекарство + ДАНА мудрый + ЕЛ народ       
/Ср. Изображения богов страны Аккиява доставляли в страну Хатти, чтобы исцелять царя [с.49, Герни, 1987]/.
Царя г. Троя - Приама первоначально звали Подарком.
/ТАРТУ преподношение, подарок/. После взятия Трои Гераклом, сестра Приама - Гесиона, отданная в жёны Теламону, выкупила Приама за свой платок (покрывало). Ср. ТАРТУНЕ за подарок, в обмен  на “Подарка” + IЛУ подарок, преподносимый невестой родственникам жениха. Этноним мисийцев, живших здесь позднее, лидийцы выводили из лидийского MUSOS буковое дерево  [Страбон стр.536]. Ср. МYШЕ/каз./част.подарок. Возможно слово “подарок” в разных вариантах являлось этноопределяющим прозвищем дарданцев.
Приам был потомком Дардана:    
ДАРДАН   +    YЛсын+YЛсын.
Можно определить какой народ скрывается за данной “визитной карточкой” из:
ДАРДАЙ громадный, здоровенный ++ ДЕНЕЛИ рослый, крупный.
Речь, вероятно, идёт о двух гигантах:  ЕКI два + АЛЫП гигант, великан
или о КОСАЛП - тамге племени Кипчак. /Ср. КАПСАFАЙ 1.сухощавый и рослый(о человеке) 2.ущелье/.
Один великан -  ДЭРТТI страстный, бодрый, жизнерадостный, другой - НЭЛУ, НАЛУ сердиться; злиться; горевать.
Вероятно, от великана ДАРДАЙ* произошёл народ “натягивающий лук” / ТАРТУ тащить, тянуть + (Ж)АЙ лук. Кстати, лук относится к древнейшим шаманским атрибутам - об этом см. [с.45, Сагалаев, Октябрьская, 1990]/, а от гиганта ДЕНЕЛI = (Е)ДЕ+НЭЛУ ‘отец; предок НЭЛУ’ - “динлины” китайских источников. /Ср. таштыкцев и тагарцев/.
* - см. свидетельства о народе “дардас”, локализованного к северу от Индии [с.261, Ранов, 1987, Прошлое Средней Азии - ссылка на В.Томашека].
У этих двух народов мог быть один язык, но общим, наверняка, было графическое начертание (двойных?) символов письменности, что видно из этимологии названия тамги кипчаков:
КОС двойной + ЭЛIППЕ 1.букварь 2. алфавит; азбука.
Очертание азиатского берега пролива - в виде головы птицы, сидящей на гнезде, иллюстрирует, как могли бы выглядеть представители этих двух (поочерёдно правящих?) династий. Один с хохолком (как у ухуаней, запорожских казаков, хеттских колесничих) на куполообразной голове, с носом массивным и горбатым (на конце приплюснутом - как на изображениях, передающих облик хеттов и Гераичей),  другой с острой бородкой, странно сдавленным(?) носом и возможно с продольной черепной деформацией, встречавшейся у ... инков - древних перуанцев Американского континента [Мумифицированный древний перуанец с искусственно деформированным черепом – фото между страницами 128-129, Стингл, 1986].
Эти два антропологических типа широко представлены на памятниках хеттов, и этот факт  поставил перед учёными довольно каверзный вопрос: Почему они, - эти два антропологических типа - “арменоидов” и “прямолицых” не соответствуют антропологическим типам проживавших в то время людей? Цитата: “...Если бы противоречие было ограничено пределами Анатолии, то его можно было бы обойти, предположив, что сравнительно небольшое число откопанных там черепов не является представительным, однако то же самое противоречие характерно и для находок в Иране и Ираке, где краниологический материал значительно полнее. Эта проблема до сих пор не имеет решения [с.188, Герни, 1987]”.

Возможные ОТВЕТЫ:
 Это или 1). культурологическая особенность  изображать  царей   в  виде  мифических персонажей,  или
2). реальные типы древних правителей, которые после смерти уходили в прах погребального костра или же погребались по обычаю, сходному, например, с древнемонгольским (без видимых следов погребения) и которые по этой причине принадлежали к высшей касте “бессмертных духов”.
Весьма похожие антропологические типы обнаруживаются в графическом исполнении: каждый на одной из сторон скульптурного изображения мамонта с восточносибирской верхнепалеолитической стоянки Усть-Кова [рис.2, Васильевский, 1983].
При внимательном рассмотрении изображений на “устьковинском мамонте”  видно, что один из персонажей как бы “плачет”- линия прочерченного хобота мамонта проходит рядом с  его глазом, а у второго (на другой стороне скульптурки) отчётливо заметен “оселедец”. Само изображение мамонта при взгляде с хвоста вполне отчётливо напоминает изображение рыбы. Если же перевернуть скульптурку вверх ногами, то налицо изображения: сидящего двугорбого верблюда, сидящих в гнезде двух птенцов и лежащего рядом с ними яйца, обезьянки верхом на барсе, рожающих женщин, лежащего в купели младенца и пр., не говоря уже о том, что сами “мамонты” напоминают ещё и черепашек...
Но вернёмся в Малую Азию... 
Если проследить за очертанием азиатского берега далее к югу от пролива Дарданеллы, то вырисовывается  силуэт головы ещё одного человека, который составляет с общим силуэтом первых двух людей единую композицию. Третий человек  “изображён” с маленьким, острым, слегка крючковидным носом и широко открытым ртом, словно он хочет проглотить остров Лесбос. Удивительным образом эту описанную композицию напоминает этруский двусторонний карикатурный аск (трагик и комедиант!)  третьего века до н.э. [с.303, Соколов, 1990], а также... фрагмент лобной и носовой костей неандертальца из культурного слоя верхнепалеолитической стоянки Афонтова гора II. [с.12, Алексеев, Гохман, 1984].
На этой древнейшей сибирской костяной мультитотемнице кроме описанных изображений “двух лиц” отчётливо проступают следующие объёмные изображения:
1.(вид сбоку)  единая голова черепахи, мыши, крысы..., голова бегемота с открытой пастью и голова, то ли медведя, то ли собаки также с открытой пастью. Все они покрыты общим “панцирем” и имеют общие туловище и конечности;
2. (вид сбоку - вверх ногами)  единая (композиционно выполненная) голова змеи и волка с общей развёрзнутой пастью. Их  общее туловище переходит с другой стороны в голову слона, вытянувшего бивни и хобот наподобие лежанки или лодки;
3. (вид сбоку - на попа) обезьянка с раскрытой пастью, в  высоком коническом головном уборе;
4. (вид сбоку - ещё на 180 град.) “рог изобилия”, в котором сидит на задних лапах зверёк, напоминающий суслика (сурка). Тело зверька также напоминает торс как бы стоящей на задних лапах собаки, воющей в небо;
5. (вид в фас “двух лиц” - поворот на 90 град. влево) голова птенца, из клюва которого торчит “крылатый демон”, несущий на своей груди человека (сибиро-американский мотив). На другом конце   -   головка верблюда или лошади;
6. (вид в фас “двух лиц” - поворот на 90 град. вправо) фигурка лежащего кабана и голова человека-льва, из носа и подбородка которого высунулась голова “нормана” в головном уборе летучей мыши...
7. Если же перевернуть изображение “двух лиц” вниз головой, то перед нами ещё одна пара “друзей”, имеющих уже знакомые по Малой Азии антропологические типы (!).
Обращаю внимание на то, что  очертания п-ова Малая Азия напоминают не только силуэт  торса “обезьяны” (см. Аххиявас), но и головы  собаки (взгляд на карту с юга) и сказочного (лубочного) конька-горбунка (взгляд на карту с востока).
Добавлю, что на упоминавшемся выше этруском карикатурном аске один из персонажей (комедиант) изображён с выпученными глазами, причём левый глаз комедианта заметно косит. Ср.  ШАЛЫ(С)косоглазый; СОЛлевый + КОЗглаза; глаз + АКИвыпученные, т.е. ШАЛА КАЗАК. Другой персонаж (трагик), кажется вообще слепым на левый глаз, в то время как его правый глаз несоразмерно выпучен, что также предполагает чтение ШАЛА КАЗАК.

4. БОСФОР
                БОС голова + (И)Т собака + ПОРI волк             или
                БОС голова + (И)Т собака + ПОР пара(две).
          Очертания суши по обеим сторонам пролива Босфор действительно напоминают морды двух собак или собаки и волка, как бы, принюхивающиеся друг к другу. (Одна собака “улыбается”, другой явно “не до смеха”).

5. КАРКИСА
                КОР могила + КYС птица.   Название локализует страну  на северных склонах хребта Кёроглу, где русло реки рисует силуэтный профиль грифа  и далее на север, где южное побережье Чёрного моря от устья этой реки до устья р.Кызыл-Ирмак напоминает силуэт лежащего носорога (КЕРIК носорог).
Становится понятным, почему хетты называли эту страну то КАРКИСА, то КАРКИЯ (КЕРIК носорог + ИЯ гнездо, перен. страна). На территории “Носорога” находится современный населённый пункт  с названием Каргы. Если перевернуть карту и взглянуть на “носорога” в этом ракурсе, приняв кружок г.Каргы за изображение глаза (КОРУ зрение), то будет виден силуэт вороны (КАРFА ворона) - между руслом реки и побережьем.
Представляет интерес имя правителя страны Каркиса, который прежде правил “Страной реки Сеха”, пока родственники не изгнали его. Имя звучит как МАНАПА ДАТТА. Ср. МАНАП ист. привилегированное сословие феодально-родовой верхушки (киргизов и отчасти у казахов).

6. ПАЛА               
           Страна локализуется мной в излучине р. Кызыл-Ирмак,
которая рисует голову слонёнка (ПАЛА, БАЛА ребёнок ++ ПIЛ слон) недалеко от своего устья (т.е. под мордой носорога). В Костомоне - чуть северо-западней от очерченной мной территории найдены образцы с письменностью палайцев. Страна Пала ещё не найдена.

7. ТУМАННА      
                Судя по названию (ТОМЕН низ и ТУМА родственник + АННА по матери), это близкая в родственном отношении хеттам страна и соответствует больше всего “Нижней Хатти”, располагавшейся вероятно на юго-западе от Хаттусы (в стороне противоположной Верхним странам) и возможно доходившей от западных верховий реки Сакарьи до восточных берегов о. Туз. Предполагаю, что по женской линии, хотя бы часть хеттов была тюрками, что подтверждается, на мой взгляд, изображениями женских божеств, имеющих иногда даже явную монголоидную примесь (сфинкс из Еркапу и пр.). Ср. принцип наследования престола у хеттов через сестру царя - женщину из царского рода, а также дохетский титул “великий правитель” г.Пурусханды. Город находился в Нижней стране.
Возможно также, что, наоборот,  отеческая линия хеттов была тюркской, ведь язык хеттской письменности назывался неситским, а Неса - не родной хеттам город. Их родной город - Куссара (по моему мнению, это нынешний Кайсери). В критской письменности есть иероглиф, изображающий одновременно, и птицу, и осу, что должно передавать звучание КYС+АРА (птица-оса). На территории современной Турции много названий, образованных от слов КУСАР и САКАР. 
Ср. КОСУприбавить; присоединить; КYШЕЮусиливаться     и
ШЕГЕРУвычитать, отнять; ШАКАРбедовый, отчаяный...
    Имя царя Куссары – Питхунис (ПИТвошь+ХУНкровь+АСпища)
может относиться к традиционным шаманским именам. Ср. также название страны Питасса и более поздних страбоновских  фтирофагов “поедателей вшей” [Страбон, 468,471,473].
Современные названия, созвучные имени древнего г.Куссара, распространяются от Гисарлыка (Трои) через Малую Азию далее на восток - Гиссар в Сев.-Вост. Иране, горные топонимы - Гиссарский хребет, Гиссарская долина, Гиссаро-Алай, посёлок Гиссар в Таджикистане,  на Сев.-Вост.Азербайджана есть Кусарская равнина, река Кусарчай и г.Кусары...

8. ФЕРМОДОНТ         
                Река амазонок по Страбону [стр.514] протекала чуть восточней античного Галиса (р.Кызыл-Ирмак). Считаю, что название реки Кызыл-Ирмак (возможно перенесённое позднее на Галис) также отражает принадлежность этой реки к земле амазонок. Слово КЫЗЫЛкрасный распадается на КЫЗдева и ИЛ 1.селение, страна; 2.народ. Возможно именно отсюда во времена далёкой юности троянского царя Приама, когда сам царь с фригиянами отдыхал у реки Сангарий, “...ратью нашли амазонки”. Слово “амазонки” греки объясняли как “портящие грудь”. Так, по словам греков, это слово переводилось с языка амазонок. В тюркских языках:
      АМА / ЕМIсосок груди + ЖОН поправь, переработай + КЕСотрежь.

ИРМАК = ИIРIМ изгиб (реки) +  АКИ / ЕКI два. В этом построении числительное стоит после существительного, что кажется уже совсем неприемлемым, если бы река Кызыл-Ирмак в действительности дважды круто не меняла бы направление своего течения.  А также река Есиль-Ирмак, имеющая ту же приставку.
На этом основании можно сделать вывод, что упомянутая выше “визитка дикокаменных киргизов” может быть прочитана как ДАСТ+ АК; ЕКI (“две белых рукоятки” или “белая рукоятка”) и, следовательно, посуда киргизов может иметь (ДАСТ++ТIК) вертикальные ручки. Ср. сосуды типа “депа” и греческие и анатолийские “минойские” чаши [с.27 и с.31., Маккуин, 1983].   

ФЕРМАДОНТ = ФЕРМА/ПЕРМА дважды* + ТАНДА сновать, бегать туда-сюда.
  *ПЕРМА = ПАР/ПЕР пара(два) + МА-частица, означающая изначально “часть” или “крат”, что видно из сравнения слов: YШАтуша, но МYШЕчасть туши; БОЛУделить, но БОЛIМчасть; МЭРТпорядок кратности, где РЕТпорядок.

То что названия Фермодонт и Кызыл-Ирмак означают в принципе одно и то же подтверждает также следующая сравнительная семантическая процедура:

ИIРУ 1. прясть;вить;сучить                ТЕРУ 1. ткать пряжу на станке
           2. собрать в кучу,                2. собирать;подбирать
              согнать в одно место                ТЕРМЕ сборный

МЕК(ЕН) 1. местожительство                ДОН, лобное место
                2. обиталище,                ОТАН родина; АТАпредок(дед)
                резиденция                АНДАУ собираться,
                3.перен. родина                сходиться со всех сторон 

ЫРЫМ 1. вера в приметы                ПЕР / ПАР пара(две)
               2.соблюдени традиций            ПЕРМАдвойная(двукратная)
                (культ., религ. и пр.)              МЭДЕНИЕТ культура,
АКИ / ЕКI два(две)                цивилизация

ЕКIдва-ЖЫЛ(АН)змея-                ПЕРдва-МАТАУсвязывать-
                -ИIРУ(МАК)вить                -АНДА/АЕДА(ХА)миф.змей

Две перевитые (связанные) в виде восьмёрки змеи - символ амазонок, который в качестве орнамента присутствует на их одежде, оружии и пр. В данных построениях интересен намёк на слияние двух культур (!).

9. СТРАНА РЕКИ СЕХА
                Считаю, что эта страна располагалась у реки Сакарья, и что в древности река носила то же название, что и сегодня, а название Сангарий указывает на особенность произношения, когда СЕХ=САК=САНГ. Скорей всего в древности название могло звучать как САЕК, что по-критски или кипро-минойски идентично САНК (т.к. Е=Н).
Река Сеха, протекая по местности, вместе со своим притоком как бы очерчивает силуэты собаки и барсука. Ср. название р.Порсук - притока Сакарьи, протекающей по “территории барсука”. Считаю, что в названии р.Сеха заключалось слово САК собака.
Страна же могла называться САК-АРЬЯ-ЭЛ, где АРЬЯрека, а ЭЛ/ЕЛ 1.страна; 2.народ. Это т.н. “сакаравлы” или “дети слепых” (т.е. рабов, возможно киммерийцев) из:
                СОКЫРАслепой + YЛсын.
Этот же народ по книге Геродота [с.187 кн. IV] и в его время жил в Северном Причерноморье, а уже во II веке до н. э. по сообщению Помпей Трога завоёвывал (освобождал?!) Греко-Бактрию.
Второе название этого народа - ГЕРУЛЫ=КОРслепой+YЛсын. Этот народ дал древним германцам своё название, богов и руны (III в.н.э.). Кстати, поблизости от р.Сакарья находятся одноимённые гора и горный хребет Гёроглы (ОГЛЫ=ОГЛАНсын. Ср. КЛАНсын в этруском, т.к. у этрусков нет буквы “О” - она табуирована).
Возможно также построение: САКА-ЭЛЬ-АРЬЯ или САКАЛЯРЫ - европеоидная ветвь якутов /Ср. САХА-самоназвание якутов.
По Геродоту, далеко на востоке от Скифской земли “живут другие скифские племена. Они освободились от ига царских скифов и заняли эту землю” [IV, 22]. Освободиться могли именно “дети слепых”, согласно приводимой Геродотом легенде [IV, 2-3]”/.
У сакаляров серый, пепельный цвет волос не редкость, а на цветной фреске с древнего о. Санторин (Тира) изображён юноша с пепельными волосами, держащий связки рыб. [Генетическое сравнение с арийцами предков якутов приведено на с.80-81, Химия и жизнь №8, 1988г].
В этой связи интересно построение САК/САЕК I. белая II. кость III. перен. род, племя + АРЬЯарий + ЭЛ / ЕЛ народ; страна.
Возможно построение САКсобака+АРАЙзаря+ЙЯгнездо, подразумевающее восход Сириуса.
СУМБЕ(алт.Сириус)+РУрод созвучно СУМБЕРУ (ЮЧ СУМЕРУ) трёхглавая священная гора сибирских народов. Ср. Сибирь и ШУБУР ХАМАЗИ (ХАМпрорицатель+АЗслепой; КАМстрадание, печаль + АЗАтраур, горе) - древняя горная страна на востоке от Шумера (в Западном Иране). Особо обращаю внимание на то, что название Шубур Хамази и построения “слепой прорицатель”, “страдание-горе” включают имя ХАМА - одного из сыновей библейского Ноя (т.е. Нуха - “царя Гороха”). Согласно библейской легенде, иранские народы происходят от Хама.
Камлание - шаманский ритуал. Алтайцы, изображая из курута гору Юч Сумер, лепят четыре вершины вместо трёх... Четвёртый курут (КУР+УТ) - согласно  этимологии и логике - символ  “невидимой снежной горы  могилы-собрания предков-огня, куда улетает дым от сгоревших приношений”. Табуированное (ТОРТчетыре + СУМЕРУ) может означать -
 ТОРсеть;ТОРпочётное место в юрте + ТYСсторона + УМпослед (место рождения) + ЕРземля. Может подразумеваться священная западная страна предков ЕР-СУБ.    Ср. также КУРУТ и КРИТ.
Чтобы дополнить картину о народе Сакарья, приведу цитату:
“В сообщениях египетских надписей и папирусов второй половины Нового царства, а также в Библии говорится о народе “сакара”, который вместе с другими “народами моря” участвовал в нападении на Египет, а затем осел на побережье Палестины. Академик В.В. Струве доказал, что название “сакара” является одним из диалектологических вариантов этнического названия “карийцы” греческих авторов и “крети” Библии” [с.17, Предисловие к Археологии Крита, Дж. Пендлбери, 1950].

10. ХАЛКЕДОН
Третье название сакаравлов - ХАЛКИДОНЦЫ, т. е. жители города Халкедон, что недалеко от реки Сакарьи, т.к. именно их греческая молва окрестила “слепыми” [Геродот IV, 144, Страбон стр.292], за то, что они якобы просмотрели красивое место (греки впоследствии возвели здесь Византий), и построили г.Халкедон в неудобном, по мнению греков, месте. Сейчас становится понятно, что “слепые” были не так слепы и селились, органически вписываясь, в одухотворяемые ими образы своих территорий. Явным доказательством того, что “слепые” видели, является тот факт, что они возвели свой город на Азиатском побережье - якобы “грустной собаке” (при малом увеличении), чтобы постоянно иметь перед глазами противолежащий берег - “весёлую собаку”, т.е. свой тотем:
                КYЛКIсмех + ИТсобака+ ОНАмать.
Но в то же время, если взглянуть на карту при большем увеличении, “азиатская” собака предстаёт уже в “хохочущем” виде, а европейская наоборот - в “уныло воющем”.
Напоминаю, что слово “слепой” можно вывести из построения КОЗглаз +АКбельмо, а мотив “пустых глазниц” очень популярен на Крите (и не только!).
                ХАЛКзащита + ДОНмир.
 Ср. традиционный перевод этнонима “казах” как “гази-хак” - “защитники веры” [с.31, Танышбаев, 1925].
ХАЛКщит+ ДОНлобное место.
Ср. название города Царьград, на стену которого Вещий Олег прибил свой щит. Вероятно, Халкедон (ХАЛК-ДYНИЕ букв. Народ-Вселенная) это город на возвышенности, куда сходились народы и каждый оставлял (как знак защиты) или получал здесь свой щит. Традицию “изображать на щитах эмблемы” греки переняли у карийцев. [Геродот I, 171].
Похожие по звучанию названия: г.Халкида на о.Эвбея, Халикидика во Фракии, р.Каликадн на юге Малой Азии, Колхида - область в Закавказье на восточном побережье Чёрного моря, куда греки плавали за золотым руном (за рунами?). /Ср. ХАЛКнарод-ДАНА мудрый/. Во всех этих названиях слышится:
                ХАЛКнарод+ИТсобака.

Этноним ТУРК может распадаться на   (И)Тсобака+УРКсемя.
Здесь же - на юге от Чёрного моря протекает река Келькит, где учёные локализуют племена КАСКОВ (второе название АБЕШЛА), которых считают предками абхазо-адыгов (у древних абхазов собака - священное животное).

11. Племя КАСКОВ, по моему мнению, жило на территории (Е)КIдве+ШОШКАсвиньи, очерченной линией южного побережья  Чёрного моря и руслами рек Келькит+Есиль-Ирмак и Чорох. Именно их хетты презрительно называли “свинопасами” и “кочевниками”. Издёвка хеттов понятна, если учесть, что тюрки-кочевники не едят и не пасут свиней. Исключение видимо составляло племя БЕШАРАнесчастный(-ное). /Ср. народ САКАРА и ШАКАР бедовый, отчаяный/. Символом народа “бешара” могли быть “пять пчёл” БЕС+АРА или АРИпчела+ПЕСпять. /См. древний браслет из Западной Турции с пятью рогатыми и крылатыми фигурками. Рогатая голова похожа на изображение пчелы, а, перевёрнутое “вверх ногами” тело - на изображение птицы [с.79, Маккуин, 1983]/. АРИПСА - столица(?) этой страны локализуется учёными на месте нынешнего Трапезунда. Это племя занималось также прокладкой каналов, что видно из построения:

ОР канава;ров; АРИ(К)канал, арык + ПЕШАработа,деятельность.

В древней Колхиде в г.Вани - центре области Скептухии найден золотой браслет, на каждом конце которого имеется по фигурке  свиньи (кабана), а в скальном грунте у древнего святилища высечены ритуальные каналы [с.15, Лордкипанидзе, Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии, Археология СССР, 1985]. Само название области - Скептухия может свидетельствовать, что, вероятно, именно здесь жили скептухи-гениохи (скиптроносцы-возницы), управлявшие ахейцами и зигами [см. выше - ТАСТАК].

    ПЕШАработа + АРА(М)поганый.
В Слове о полку Игореве “под кликами* поганых” река  Сула поменяла своё русло, а река Двина превратилась в болото.
/* Клик - приспособление в виде плетня (ограды), см. ниже/.

Именем двух свиней(кабанов), вероятно, названа гора Варденис на юге оз.Севан       -
   ПАР пара(две) + ДОНЫЗсвинья(кабан).

Этот же народ греки впоследствии могли называть КОНАПСЕНАМИ или “ханами АПСЕНОВ (АПАСИАН-абазинов?)”, т.е.  тех народов, которые вместе с сакоравлами завоёвывали Греко-Бактрию. Абазины (абазы) -  племя абхазо-адыгской языковой группы. В этнографическом отношении абазы /ср. АБЫЗжрец/ делятся на две группы: “тапанта” и “шкарауа”. Ср. ТАЙПА+АНТА племя антов (побратимов) и СОКЫРА+УЯ (гнездо слепых).

Обнаруживается любопытное совпадение названий кавказских народов абазов, аваров, андов (андийцев), адыгов с древними кочевыми народами, тюркская принадлежность которых подразумевается многими учёными. Это народы аваров (авазов), абзоев (сообщение Плиния Старшего, см. ниже), антов (гуннский союз). Имя адыгов созвучно с названиями казахских племён адай (племя Младшего Жуза) и атигай (племя аргынского племенного союза Среднего Жуза, АТИК+АЙ букв. антический лунный, ср. критский луновидный топор). Вероятно, в древности антские связи народов имели место и были достаточно крепки, если  народы-анты (побратимы) носили одно имя. Ср. например - АДАЙ+АДЫГ и народы ДАЙ ДАК. В объединение дайдахов, конечно же, входили туркмены-текинцы. Ср. благоговейную и непреходящую с глубокой древности традицию изображать горного козла (ТАУ ТЕКЕ) в череде поколений горных культур Туркмении (!).
Что касается причерноморских антов, то ни в антропологическом, ни в культурологическом аспектах исторические анты - носители Черняховской культуры как, впрочем, и их родственники поляне, по всей видимости, не  могут являться единым восточнославянским субстратом. Лингвистическая близость с древними славянами может объясняться наличием тесных и очень древних АНТских связей. Ср. этноним АНТЫ. Под именем ФАЛОНОВ (полян) Оттону Фрейзингенскому были известны куманы [с.280, Райт, 1988]. Племя БУЛАНОВ упоминает и Клавдий Птолемей [с.143, Бронштэн, 1988]. “Северный путь” китайцев в V-VIIв.в. заканчивался в стране Фулинь, достигая Западного (Чёрного) моря [с.371, Тихвинский, Литвинский, 1988].
Согласно китайским хроникам в Кушании имелся храм предков на западной стене которого были изображены владетели босысские (персидские) и фолиньские [с.107, Брыкина, 1982]. Следовательно, cтрана Фулинь (Фолинь) существовала ещё в кушанское время и могла обозначать и Крым. Наименованием Византии она станет позже. ФУЛИНЬ может переводиться как “дворец+парк” [ср. дворец Фулигун и парк Шаньлиньюань, об этом см. с.147-148, Крюков, Переломов, Софронов, Чебоксаров, 1983], а ФОЛИНЬ как “роща Будды”. И тот и другой перевод может быть китайской передачей названия города Бахчисарая = БАХЧА; БАХСЫ ++ САРАЙ. В 1969г. в Крыму близ г. Бахчисарая были найдены стелы сарматского времени (конец II - начало IIIв.). “На стелу нанесено рельефное изображение двух всадников; на нижней части её по вертикали вырезаны четыре китайских иероглифа машан эр жэнь  - “два человека [верхом] на лошадях” [с.371, Тихвинский, Литвинский, 1988]. Традиционно в виде двух всадников (всадниц-амазонок) на конях изображались в древности киммерийцы.
По моему мнению, сарматы были потомками киммерийцев. После прихода скифов в Северное Причерноморье киммерийцы были как бы рассечены на две части - северных и южных. Северные были оттеснены в лесостепь. Именно здесь, в западной части лесостепной полосы на базе чернолесской культуры могло происходить формирование северных антов (энетов). Южная группа киммерийцев частично ушла в Малую Азию, частично была прижата к горам Северного Кавказа.

БЕЙШАРА означает, кроме “несчастный” и “бедняга” также:
“не имеющий глазных впадин” - БЕЙприставка отрицания+ШАРАглазная впадина.  Ср. глиняную мужскую голову из Асины, имеющую вместо глазниц выпуклости (лепромы?), глиняные фигурки и головы с выпуклыми глазницами из поселений балкано-карпатских культур медного века, антропоморфные поделки этрусков,  а также золотые маски из шахтных гробниц Микен, изображающих скуластые лица мужчин-львов, либо с выпуклыми глазницами, либо с раковинами-фисташками на глазах. Ср.  БЕШАРА и БАС АРЫС “голова-лев”. /Праформа АРЫСлев может быть выведена из сопоставления слов АРЫСТАН = АРЫСЛАН = “лев”/.

Второе название племени касков - АБЕШЛА можно перевести как “самый лучший”, “абсолют”(!) - читай по буквам, “умелый”, “ловкий”, “жреческий”. Интересно сравнение АБЕШЛА и ЯФС + ЛА (древний суффикс принадлежности от YЛсын, в перен. потомок). Яфс - библейский Иафет - отец Авара (Аваза), Тюрка и пр.

По моему мнению, историческое племя Касков (Бешара) было родственно одноимённым нынешним тюркским народам кашкаев (Иран, область Фарс) и афшаров. Последние живут в Сев. Иране, Турции и Афганистане. /Интересно, что БЕШАРА может переводиться как БЕС+АРЫ(К) “пять каналов”, ср. топоним в Ю.В.Иране - Пяндж-арык [с.151, Джарылгасинова, Никонов, 1984]/. О продвижении в глубокой древности народа “строителей каналов” в Ю.Туркмению, Среднюю Азию, Афганистан и далее, а также о его яркой культуре можно получить представление по памятникам Алтына, Геоксюра, Саразма и пр. Следы этого народа обнаруживаются и в энеолитических древностях Шахри-Сохте в Систане и в  Инамгаоне в Индии [с.78, Массон, 1984]. Ниже будет сказано о ещё более широком распространении этого народа в глубокой древности.
Впоследствии, именно потомки этого народа (арийцев - “пчёл”), т.е.  Бешара  -  Кашков, а также Сакасенов (САК+ОЗЕНрека), Герулов (Сакаравлов, Халкедонцев),  по моему мнению, стали прародителями не только скифо-сакской культуры, но и множества удивительно развитых культур древнего мира. Именно этому искусстному племени, на мой взгляд,  могут принадлежать древности Черняховской культуры. Ср. турецкое название южной части междуречья Днестра и Прута - Бессарабия. “По рассказам фракийцев, в области за Истром обитают пчёлы”, т.е. к северу от нижнего течения Дуная [Геродот V, 10]. Ср. также т.н. Траяновы валы - “визитки” племени Бешара.
БЕША-РУ “род Беша” на Руси называли “бесовыми детьми (отродьем)”. Ср. “Дети бесовы кликом степь перегородили...” [Слово о П. И.].

Племя БЕШАРА могло состоять из пяти основных родов, что выводится из БЕСпять + РУрод. Эти роды могли быть жреческой,  военно-аристократической или даже царствующей кастой у пяти различных этносов. /В Черняховской культуре заметно влияние скифо-сарматской, пшеворской, вельбарской, фракийской и греческо-римской культур/.
БЕШАРА созвучно БЕС АРЫС “пять львов”, “пять семей”. Изображение пяти львов имеется на золотой этруской фибуле VIIв. до н.э. [с.72, Соколов, 1990] и на известном золотом гребне из царского кургана Солоха [фото между с.144-145, Брей, Трамп 1990]. Общей особенностью на этих двух изображениях является то, что три льва повёрнуты в одну сторону, а два - в другую.
БАС+ОРЫС может означать Русь Изначальную, проторусов. Как и протоболгары проторусы были тюрского племени.
Гребень из Солохи имеет девятнадцать зубьев, что вероятно, должно означать - ОН ТОFЫЗ (девятнадцать) = ОНТ ОГУЗ, т.е. “анты огузы” или “анты - белые узы”. Сам гребень может быть “визиткой” племени - ТАРАК гребень + ТАЙ(ПА)племя, в которой заключается имя первопредка ТАРГИТАЯ. /Ср. тирагеты - жители р. Днестр и греческое - Архиан (Начальная, Исконная) Скифия [Геродот, IV, 99] - это её на Руси называли, в соответствии с греческой традицией - Великая Скуфь/.
Выше уже говорилось, что греческое ТАВР может означать “бык” (быки), по-тюркски - ОГУЗ, что также может переводиться как ЕКI ЮЗ “два лезвия” и подразумевать критский топор. Туркмены и узбеки относятся к огузским (бычьим) племенам. Ср. “анты огузы” (ОНТ ОГУЗ).

       О АНТАХ, ЛЮТИЧАХ  и “ПОГАНЫХ ТОЛКОВИНАХ”

Город Арипсу в стране племени кашков греки называли Трапезундом. Т.к. Трапеза=Дастархан, получаем - ДАСТАРХАН-АНДА (вар. УНДА) “друзья по дастархану” или “друзья-побратимы Хана” (ДОСТАР-ХАН-АНДА).
ТАРХАН АНДА ++ ДАС, т.е. ТАРХАН АН-ДАС означает “Тархан зверь-камень”. “Зверь-камень” это каменный истукан, т.е. болван. Тюркское слово (звание) ТАРХАН присутствует и в названии города Тмутараканя. Город, вероятно, был основан в земле касогов (кашков), но был передан во владение черниговскому князю Мстиславу Владимировичу, который в честном поединке “зарезал Редедю (престарелого тмутараканского хана) пред полками касожскими...” [Слово о П.И]. Молва приписывает Редеде слова: “Моё станет твоим...”
О могуществе и влиянии, а также о возможных антских связях народа касог (казах) может свидетельствовать факт существования и функционирования в Армянском государстве в 4-5 вв. н.э. базилики Касах. Из двух базилик - римской (ЕРЕРУХ) и казахской (КАСАХ), последняя была построена на столетие раньше. Армения находилась в вассальном положении от двух государств, и находилась между ними это Римская империя и Кушанское царство.
Становится понятным назначение “Тмутараканского болвана” из АНДАУ собираться; сходиться со всех сторон; АНТТАС связанный клятвой. Каменный идол мог служить ориентиром для сбора войска антов (“десяти тысяч тюрок-тарханов”).
Слово ТЬМА может пониматься как “десять тысяч” или ОН МЫН = МЫН-ОН = МИНОЙ, т.к. Н=Й.
ТЬМА может пониматься также и как “жертвенное место” (ОТогонь+УМАЙ) в честь родства (ТУМАродич) по матери - ТАМмогильник + АНАмать = ТАМАНА /ср. название г.Тамани, страны Туманны в Малой Азии, а также этруское ТМИА “жертвенное место” = ТМ+ИЯ “гнездо ТЬМЫ”/. 
Слово ТАРХАН созвучно ДЭРIХАНАаптека и, вероятно, может обозначать “царя лекаря” (букв. “лекарство-хан”), что является эпитетом древнего царя-врачевателя Лукумона*(Лукмана), /см. также Дарданеллы/.
*ЛУКУМОН букв. (У)ЛУFвеликий + УМОН / АМАНздравый; целый; невредимый; сохранный; здоровый. /Согласно древнеаравийскому преданию Марибская плотина в Южной Аравии построена Лукманом/. Лукумон или МЕКх ТУТА был известен и этрускам. /Ср. “меддикс тутикус” (букв. медицинская трубка) - верховный правитель у осков и др. италийских племён/. Вероятно, Лукман мог носить эпитет (У)ЛУFначальник; глава + ОМIРжизнь = ЛУКУМIР /ср. Лукоморье и “великий кумир”, т.е. всеобщий (народный) болван-истукан/.
Лукоморские половцы это, вероятно, и есть племена касков-бешара /ср. Бессарабия, а также - ИIНизлучина ТЕНIЗморе = ИНI ДОНЫЗ “Мать Свинья”/. Лукоморье могло находиться и в устье Днестра, и в устье Дона. Ср. ДАНАС (ТР), ТАНАИС и ДОНЫЗсвинья; ТЕНIЗморе. Название Днестра - ДАНАС + ТОР(господин) может указывать на главенство Лукоморья Днестровского.
БЕШАРА может этимологически заключать БАС+(Ж)ЕР главная земля и подразумевать священную прародину тюрков - ЕР-СУБ, что в прямом переводе может пониматься как  “граница земли-воды”, т.е. “линия побережья”.
КЕЗскитайся ++ ЖАFАберег(реки, озера, моря) = КАЗАК.
Ср. греческое - “скифы” (скитающиеся). Вероятно, поэтому предки казахов могли хорошо знать рисованные образы побережий.
Именно вдоль побережья Чёрного моря жили, и каски малоазийские, а также каски (касоги) тмутараканские, и лукоморские половцы. /Ср. “Гзак (казак-касог) бежит серым волком. Кончак ему след правит к Дону”, т.е. из Лукоморья путь сначала лежал к Дону, а затем - “...Половцы идут”; от Дона, и от моря, и от всех стран русские полки обступив” [Слово о п. И.]/.
В Лукоморье жили и анты Иордана - “от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину” [с.72, Иордан, 1960]. В этих же местах жило впоследствии племя летописных уличей (лютичей, ульчинов, т.к. Й=Н). Ср. YЛЫвеликий + ШЫНволк  и “Гзак бежит серым волком...”  /Ср. КАСКЫРволк, ГЗАК РУ “род Гзака” и КАСК IРI “большой каск”/.
Зачастую изображение волка встречается с изображением кабана. Ср. петроглиф эпохи раннего железа из Кара-Уюка в Сибири (волк изображён рядом с кабаном) [с.86, Окладникова, 1985], изображение волка и кабана на накладке от седла из кургана хазарского времени у села Чир-Юрт в Дагестане [с.26, Плетнёва, 1976], изображение шестирукого трёхголового божества из святилища древнего Пенджикента с оплечьями в виде волка-кабана-слона... [рис.5, с.159, Массон, 1984] Ср. “хан ульчей” = УЛЬЧИХАН= YЛЫ ЖИГАН “Великий Слон”. Вероятно, эти животные (волк, кабан, слон, лев...) были тотемами скифских, сарматских и савроматских племён, т.к. часто изображались на разных поделках.
Считаю, что летописные пояснения (“зовётся от греков”) “Великая Скифия”, может относиться к племени ульчей, т.к. это пояснение встречается в летописных перечнях племён вместо этнического имени ульчей (как этноним+политоним), завершая список племён,  и не встречается, когда племя ульчей в этом списке названо своим именем и на своём месте, т.е. в конце списка. Такую точку зрения косвенно подтверждает Повесть временных лет, причисляя, правда, к Великой Скифии и племя тиверцев: “... а улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху къ Дунаеви. Бе множьство ихъ; седяху бо по Днестру оли до моря, и суть гради их до сего дне, да то ся зваху от Грекъ Великая Скуфь” [ПВЛ,I, с. 14].
Геродот пишет о Исконной (Великой, Древней, Начальной) Скифии [IV, 99], /ср. YЛЫвеликая в этнониме ульчей/; Страбон о Малой Скифии или Таврии [Страбон, гл.IV,5], /ср. с названием племени тиверцев и названием критского топора (ТАВРИС)/.
В Малой Азии много названий, связанных с этническим именем Тавров, но самое примечательное это горы Тавр - ТАУ+РУ букв. “горный род”, т.е. горцы. Горцев могли также называть ДАКАМИ (от ДАГгора) или ДАКА+РУ (горный род), т.е. тохарами. Ср. скифское племя ДАИ ДАХОВ, букв. ТАЙ(ПА) ДАГ “племя-гора”. По умозаключению Страбона, в древности, фракийских даков могли называть ДАВАМИ [с.279, Страбон]. Ср. ТАВ/тува-кижи/гора.
В этнониме древнего малоазиатского народа - каппадокийцев  слышится КОПмного+ДАГгора, т.е. “многогорье”. Вероятно, слово ДОКИ (гора), в этнониме каппадокийцев можно заменить на ТАУ (гора) и получить этноним критян - КАППАТАУ /ср. Кефтиу - так называли критян египтяне/. Страбон называет каппадокийцев “белыми сирийцами” [Страбон, ХII, III,5,9], а также  энетами [там же..., с.25], т.е. антами (!), оставшимися в Малой Азии после Троянской войны, когда остальные энеты переселились в Энетику на Адриатике.
Если анты и “белые сирийцы” суть одно и то же, то, следовательно, в Восточной Европе уже после гуннского времени анты продолжали жить в “излучине моря”, т.е. на своём месте. Источники называют их киммерийцами или АКАЦИРАМИ, т.е. “белыми сирийцами” (АК+СИР) [с.72, Иордан, 1960]. Давно замечено [с.36, Ельницкий Л.А., 1977], что геродотовское - “Начальная Скифия” может пониматься и как родина киммерийцев. Любопытно, что и Страбон в одной из своих версий приводит сведения о единстве (антском?) киммерийцев, энетов и каппадокийцев - “... какое-то племя с таким именем /т.е. с именем энетов - Т.И./, жившее по соседству с каппадокийцами, сражалось вместе с киммерийцами и затем было оттеснено к Адриатическому морю.” [Страбон, с.510, ХII, III,8].

ПО СЛЕДАМ МАЛОАЗИЙСКИХ АНТОВ

По моему мнению, именем народа антов названа Малая Азия - Анатолия (см. ниже). Имя антов (ЕЛ+АНТА, вар. УНТА) прослеживается в названии города Элеунта на Фракийском Херсонесе у пролива Дарданеллы [Страбон, с.312], т.е. в стороне противоположной проливу Босфор, где находился греческий Византий. Вероятно, окончание -УНТ в греческих названиях городов - Элеунт, Трапезунт, Керасунт, Опунт, а также крымской гавани Ктенунт (с греч. “расчёска”!) и пр. пр. встречается именно там, где проживало племя антов. В этой связи интересно казахское КАРСЫпротив, являющееся калькой греческого АНТИпротив в названии города КЕРАСунта, расположенного как и г.Трапезунт в земле Касков (“двух свиней”). Эта часть Каппадокии (Младшая, Малая Каппадокия) впоследствии была переименована греками в ПОНТ (море). Ср. ДОНЫЗсвинья и ТЕНIЗморе. Греческое Херсонес в обозначении протяжённых узких проливов могло произойти от КАРСЫнапротив ++ ЖАНАСУ сближаться, приближаться.
Антами греки могли называть и халкедонцев, т.к. Апполон повелел “заложить поселение напротив слепцов” [с.292, Страбон]. Ср. ХАЛКЕДОНЕС = ХАЛКнарод+ДОНЫЗсвинья. Страбон упоминает также варварские племена АОНОВ, ТЕММИКОВ и ГИАНТОВ, поселившихся в своё время в Беотии. Имея в виду последних, он приводит фразу - “Некогда род беотийцев был свиньями назван.” [с.293, Страбон]. Этноним ГИАНТОВ созвучен этнониму ГЕНЕТОВ - так называет энетов Гомер [Ил. II, 852] и Страбон [с.200, 509]. Интересно, что гианты впоследствии “вышли из Беотии и поселились вместе с этолийцами” [с.442, Страбон], а выходцы с Крита куреты [там же, с.440, 443] во главе с Фестием (ср. г.Фест на Крите) владели Плевронией –
 
“Жили в Плевроне и в тучной земле, Калидоне гористом.”
                [Ил. ХIV, 116]
“Когда же разразилась война между сыновьями Фестия, с одной стороны, и Энеем и  Мелеагром - с другой
(Бой о клыкастой главе и о коже щетинистой вепря,
                [Ил. IХ, 548]
как говорил поэт, придерживаясь мифического сказания о вепре, но, по всей вероятности, из-за клочка земли), то, по словам Гомера,
Брань была меж куретов и браннолюбивых этолян
Вкруг Калидона града.
[Ил. IХ, 529]...”

По моему мнению, племена куретов и этолян (в составе последних были гианты) спорили не “из-за клочка земли”, а, скорей всего, оспаривали первенство в союзе родственных племён Вепря, т.е., исходя из этимологии слова кабан (ДОНЫЗ), боролись за владычество - 1). на Море (ТЕНIЗ), 2). над Миром (ДYНИЕ), 3). над городом Калидоном, букв. КАЛА ДYНИЕ “городом Вселенной” или, в представлении “детей Вепря”, “столицей Мира” /ср. Халкедон и летописное Царьград/. Мелеагр, влюбившись в Аталанту, дарит ей “вселенную” - голову и шкуру ритуально убитого “Калидонского Вепря”, точно так же как позднее Парис ради ответной любви Елены дарит Яблоко Афродите. /Ср. АЛМА яблоко и ЭЛЕМ вселенная, а также созвучность имён героев Энеев (Калидонского и Троянского). В своём “списке подвластных народов” хазарский каган Иосиф рядом с народом Г-РУЗИН называет народ АЛ-МА, что, по моему мнению, может пониматься как обозначение страны Колхиды [с.10, Плетнёва, 1976]/. 
Ссылаясь на “Политии” Аристотеля, Страбон связывает лелегов с акарнанцами (“часть страны занимают куреты, а лелеги и телебои владели западной частью”), этолийцами (локрами, Аристотель называет их лелегами), беотийцами (лелеги владели Беотией), опунтцами и мегарцами [с.293, Страбон]. Опунтцы - жители г. Опунт (см. выше окончания на - унт) на Опунтском заливе, они же локры, т.е. лелеги. Мегарцы основали г.Халкедон и были расселены - в Греции (Мегарида), на Сицилии (Мегара гиблейская) и, вероятно в Сирии (г.Мегар)... Все эти народы могли быть родственными, т.к. в древности их предки населяли острова, в том числе и о.Крит. Они могли составлять союз племён Моря (Вепря). /Ср. свидетельства египетских хроник о нашествии “народов моря” (Вепря) на Египет, совпадающее по времени со взятием греками-ахейцами Трои. Не от них ли сохранившиеся до времён греков названия на  Африканском побережье -Фикунт (мыс), Большой Сирт, Малый Сирт, Керкинна и Керкиннитида (острова), ср. Каркинитский залив в Крыму, где во времена Страбона жило племя тафриев [Страбон, 281-282], а также КАРFАНУ клясться и АНТклятва.../.
Племя тавров, а, следовательно, и племя тиверцев с полным основанием можно также причислить к племенам разбойников моря.

Тиверцы могли называться КIШI ЧИ по аналогии с YЛЫ ЧИ, что напоминает КОСЕЗЫ (ср. конс. КСС) - название особой социальной группы у древних славян-карантанцев (“чёрных” или “сборных” антов?). Именно это сословие и только оно имело право избирать князя славян-карантанцев. Цитата: “О происхождении этого слоя у карантанцев говорит и его название, очевидно производное от аварского (тюркского) guazag - “свободный, разбойник, кочевник.”... “Также слово “витязь”, обозначающее этих воинов у других славян, имеет неславянское происхождение.” [с.73, Ранне-феодальные государства и народности, 1991]. 
ВИТЯЗЬ = БИ 1.судья 2.феодал-предводитель 3. дамка (в шашечной игре) + ТАЖкорона; ТАЙЫЗ мелкий (о глубине реки и пр.), т.е. витязь это младший феодал, совокупность которых, т.е. совет   судей-феодалов-предводителей племён составляет корону князя. Ср. КЕНЕСсовет  и славянское КНЯЗЬ.
КIШI++ЧИН (тиверец) /ср. “младший чин” и германское “унтер”/ = КИШИН /ср. г.КИШИНЁВ и этноним “кушане”/. Младший чин мог называться и КИШИ БИ (см. “витязь”), что созвучно этнониму КАШУБОВ - померанцев (северных антов-косезов?). /Считаю, что представители племени кашубов могли быть в числе воинов-дружинников тех князей из племени русь, которых посланники Гостомысла пригласили “владеть” восточными славянами, ср. “кашубы” и прозвище русских  - “кацапы”. Кацапами, например, могли быть Аскольд и Дир...)/.

(Y)ЛЫ ЧИН созвучно ЛАШЫН сокол = ЛАС поганая +IНнора, т.е. туалет-уборная - ДЭРЕТХАНА, что созвучно этнотитулу - “хан дардов” (о дардах см. Дарданеллы), тюркскому титулу “тархан”, эпитету Лукмана - ДЭРIХАН и летописному прозвищу “поганые”. Примечательно, что Каркинитский залив Чёрного моря называется у Страбона также Тамиракским заливом, а северо-западный мыс п-ва Крым - Тамирака. Ныне этот мыс носит название ТАРХАНКУТбукв. дух Тархана, что в вульгарной лексике может означать “задница Тархана”. Вероятно, название мыса Тарханкут  могло подразумевать  и Каркин-ит, что в комплексе с первым может давать титульное имя ТОХАР ХАН КУТ (дух хана Тогара) /ср. Тогар-Тогарма  и ТАМЫР ЭКЕ “отец-корень (кровеносный сосуд)”/. КАРFАНУклясться может подразумевать через конс.КРКН - “чёрный (могила-фонд) хан” или КIР грязный; КIРЕизвоз; КYЙмелодия+(Ж)ЫРпесня; сказание (в стихах)  ХАН...

          ОБ ИЛИРИЙЦАХ, ФРАКИЙЦАХ, ЭТРУСКАХ, ДИНЛИНАХ

Страбон, упоминая иллирийское племя дарданцев во Фракии, пишет: “...дарданцы, были совершенно дикими, так что вырывали пещеры под навозными кучами и там жили, однако проявляли интерес к музыке, играя на музыкальных инструментах: на флейтах и на струнных инструментах.” [с.288, Страбон], ср. “сокол-поганая нора”, КYЙ ТАРТУисполнять мелодию и этноним дарданцев, а также то, как в Слове о П.И. Вещий Боян с помощью соколов, “рождает” песни. Показательно, что претендент на престол у славян-карантанцев перед интронизацией обряжался в крестьянскую одежду (грязное рубище!) [с.72-73, Ранне-ф.г. и н., 1991]. Сам престол карантанцев был каменным /ср. каменный трон киргизов (ТАСТАК)/.
С племенем БЕШАРА можно сравнить разбойничье племя  БЕССОВ во Фракии - “... бессов, которые занимают большую часть горы Гема, называют разбойниками даже сами разбойники. Бессы обитают в хижинах, влача жалкую жизнь...” [с.290, Страбон].
Т.е. народы бессов и дардов (дарданцев), с точки зрения греков, пренебрегали роскошью и комфортом, но эти же народы, на мой взгляд, могли иметь богатые могилы, т.е. “прятать” награбленные богатства, а также специально изготовленные для погребальных целей изделия в могилах, посвящая их предкам... Ср. кенотафы Балкано-Карпатских культур медного века (!) и построения - КОР++КОР ПАТША “могила;фонд царя” = КАРПАТ САЙ “овраг (ущелье) Карпат”.
Некоторые племена фракийцев (как, впрочем, и  иллирийцев, эпиротов),  по моему мнению, могли быть тюркскими (турецкими) племенами. Ср.:
 а). эпитет фракийцев - САРБАЛОС, который переводится традиционно как “потомок светловолосых людей” [с.82, Северные фракийцы, Никулицэ, 1987], /ср. САРЫ БАЛАСЫ “жёлтый, светлый ребёнок”; “дети Жёлтого, Светлого” и т.д./;
б). племя ФАРАХИЯ в составе Западно-Тюркского каганата;
в). этнонимы фракийских племён (в особенности тех племён, что в древности жили в Малой Азии) -
- пеоны (ПЕЙ; БАЙ+ЭН “богатый песней” - эпитет Апполона, ср. построение “мелодия-песня-хан”, эпоним “культуры Боян” и гидроним БИЁН в Семиречье, а также имя “песнотворца” - Боян. /По моему мнению, Боян был тюркским певцом, что заметно по вероятной фразе Гзака - “Рекъ Боянъ их оды на Святославля... и т.д.”, а также начальное - “не по замышлению Бояню!” Видимо, “замышление Бояна” предполагало воспевание антского единства и дружбы Руси и Поля. Ср. БОЯНУкраситься, подкрашиваться и БОЙЫНШАсогласно. Столкновения Руси и Поля, вероятно, рассматривались Бояном как память о “первых времён усобиц”, что само по себе уже не устраивало автора “Слова...”/. Пеоны ранее назывались тевкрами;
- тевкры /ТЭУIПзнахарь+КIРЕизвоз - см. Дарданеллы. ТАП1.отпечаток2.жар; тепло ++ ТYПдно + КЕРЕСкрест - ср. рисунок на дне керамики стентинелло* (культура 4000-3500гг. до н.э. на о.Сицилия), а также фатьяновских, абашевских, самусько-сейминских, гамаюнских, караякуповских (I типа), некоторых албанских (Кавказ) и черняховских и пр. горшков и мисок/. По свидетельству Страбона, в древности, тевкры жили на Крите [с.567, Страбо]; по Геродоту - тевкры ещё до Троянской войны с завоеваниями дошли до Ионийского моря [V, 20, Геродот]. Геродот называет тевкров также гергифами [V, 122], ср. со страбоновскими керкетами [с.468,471] - азиатским племенем на восточном берегу Понта (где впоследствии жили касоги) и керкитами (аппетами) [c.515], жившими недалеко от Трапезунда, т.е. в малоазийской стране Касков. Этноним “аппеты” созвучен имени Иафета /ср. выше - АБЕШЛА/;
- одоманты (букв. “прекрасные анты”, ср. Оттоманская империя - от этнонима младотурков);
- агриане (“белый; отец + облик-сновидение” или “белый род - мать” (АК+РУ+АНА), АКЫРАЮ “вытаращить глаза”), они же этруски или ТУСКИ (ТYСсновидение + ЭКЕотец; АК белый.  ТYСвремя + КИнавоз - см. ниже).
Этруские и греческие атлеты часто изображаются бегущими (как бы “на пуантах”). Ср. сибирские граффити Кара-Оюка афанасьевского времени - “бегущие “на пуантах” четверо мужчин” [с.86, Урало-Алтаистика, 1985]. Китайские источники сообщают о живущем в Сибири “светлом” народе динлинов, причём иероглифы этнонима “дин”+“лин” передают понятия - “четвёртый циклический знак” + “нуль”, что напоминает греческое название племени бессов - ТЕТРАКОМЫ = греч. ТЕТРАчетыре + КОМАглубокий сон, дремота. /Ср. понятие “комы” (коматозного состояния), как “нулевого” состояния человека (между жизнью и смертью)/ [с.313, Страбон, фрагмент 59].
Греческое ТЕТРАКОМИТЫ, вероятно, можно понимать и как “потомки бессов”, и как “четырёххвостый” (четырёхкосый?). На фреске из Пилоса, ХIIIв. до н.э. изображён бой между четырёхкосыми (?) людьми, одетыми в шкуры, и воинами в шлемах [блок-фото между с.192-193, А. Бартонек, 1991]. “Четырёххвостая звезда” (тетракометес)  может ассоциироваться с четырёхлучевой звездой и “косматым” (волосатым) идолом, изображаемыми на стеллах окуневцев...
Замечательным является то, что окуневские каменные изваяния могут изображать спящих людей (!). Ср. этноним агриан и тусков.
Сочетание “четвёртый”+“нуль” может пониматься и в описательно-цифровом виде. В этом случае, китайское “динлин” и греческое “тетраком” могут передавать числительное “сорок”, причём само понятие “нуля” может подразумевать в числе  40 также наличие некоего первоначала, например, слова АТАпредок (ОТогонь, АТлошадь, ИТсобака и пр.) или слова КYТдух, что может заключать имя первопредка - ТОР(Т) КYТ (см. выше) или даже КОРКУТ, переводящееся как “сбор-душа” и передающее этнонимы керкетов, керкитов... Число “сорок” является сакральным у многих народов, /ср. сороковой день поминок по умершему; сорок дней траура  у скифов и пр./. Комплексное из ТОРКУТ ++ КОРКУТ снова даёт “дух Тогара” (ТОКОР КУТ)...
Сравнивая этнонимы КРКТ и КРГЗ, можно выявить самоназвание (АТимя) народа - УЗ, ЭЗ, АЗ, ИЗ. Ср. этноним  “узов”, а также ЭЗ 1.слепой 2. мудрый и выражение русов - АЗ ЕСЬМЬ, АЗ ЕСИМ, т.е. “(моё) имя АЗ”. /Ср. сказочное ГОЙ ЕСИ “(какое имя) добрый молодец?”/. Сочетание IЗ+ОТ,АТ,ИТ... т.е. “знак огня, лошади, собаки...” может подразумевать тотемный знак антов (знак “собако-лошади”) из Влесовой книги, а также тюркское шаманское ИЗЮТ, осетинское ИЗАЕД, авестинское ЯЗАТА - божественное первоначало. /Ср. также египетское - Изида/.
По Карамзину [c.34, Карамзин, 1993] территория России именовалась у скандинавов Girkia, что можно понять как “сорок гнёзд-ульев”.
Китайское “дин-лин” может передавать также “четвёртый цикличный знак - увядать; опадать (в сочет.)”. Подразумеваться может  “одно из четырёх времён года, когда увядают и опадают листья”, т.е. КYЗосень, ср. с этнонимом ГУЗОВ (УЗОВ).
На росписи этруской Гробницы быков (ср. ОFЫЗбык, КYЗосень и ГУЗ-этноним) в Тарквиниях изображены деревья  в разное время года, а над ними фрагмент мифа Ахилл и Троил [с.32, р.14, Юсева, Сидорова, 1988]. Времени осеннего опадения листьев на нижней росписи соответствует на верхней росписи изображение источника, оформленного в виде башни-туры с фигурками двух сидящих на ней львов. Башня сложена из блоков трёх цветов - белого, голубого, красного. На голове у Троила, сидящего на коне, надета шапка-борик с меховой опушкой и торчащим назад хвостом пушного зверя, вероятно, соболя. Волосы Троила заплетены в косы. Интересно сравнение этого изображения с изображением юноши царя-жреца на кносском рельефе. У юноши с кносского рельефа волосы  заплетены в косы, на голове надета шапка-борик, на которой три разноцветных пера - белое, голубое, красное... Шапка-борик с тремя разноцветными перьями напоминает по виду вулкан-гейзер, изрыгающий пар, воду и огонь. Ср. ВУЛКАН и БУЛКАН/уйг. и стп.монг./соболь.

Возможно, племена гетов, ульчинов, тусков (этрусков), хакасов могли, быть, если не одним и тем же племенем, то, вполне вероятно, родственными племенами (по союзу племён - “Грудь”)  Ср. КЕУДЕ и ТОС/каз./грудь, ГЁГЮС/тур./, СИНА/тур./грудь; СИЙНА/узб./книжн.поэт. грудь с этнонимами гетов, тусков, хакасов, ульчинов... и “грудью, терзаемой волком (собакой)” в “визитке” ТАСТАК - см. выше. /Ср. также древнее название Днепра - Борисфен = БОРI+СУ+ТЭН “волк-вода-тело”; “родина (становище) волка”; БОРIС+ДОНЫЗ “волк+кабан” и т.д./.
Тиверцы (младшие скифы), “известные как толмачи”, были родственны с уличами, хотя могли и не быть скитающимся (по берегу моря) народом. Ср. у фракийцев - “даки к горам привязаны” (даки = ДАГгора) и “даки представляют молодую ветвь гетов” [с.230-231, Никулицэ, 1987, ссылка на Флора и Помпея Трога...].
Тиверцы были известны как полиглоты-толмачи...
  Ср. полиэтничный свод узбекского словаря, а также ТОЛМАЧ = ТIЛязык + МАШ сорт мелкого зелёного горошка. Вероятно, подразумевается язык Працаря-Гороха, т.е. НУХА - библейского Ноя - первого мореплавателя нынешнего поколения людей. Ср. НУГОЙ - этноним  ногайцев/. Кстати, в Крыму есть озеро Донузлав. Его очертания, а также очертания линии восточного побережья Крыма (Тарханкутский п-ов) напоминают голову кабана с приоткрытой пастью - ДОНЫЗкабан; ТЕНIЗморе+ЛАВ 1.берег 2. губы; уста. /Ср. выше “о клыкастой главе... вепря”.
У тавров была “Бухта Символов” [с.282, Страбон]. Ср. ДОН; ДУНИЕмир+IЗотпечаток;знак +ЛАБберег или ШЫFАНАКбухта = ЖИГАНслон + ЭКЕотец, т.е. “мамонт”, /ср. выше - “хан ульчей”/. Считаю, что и здесь может подразумеваться “праязык  мира”, т.е. “язык кабана (моря)”... (о “слоне-отце” см. ниже). /Вероятно, у тавров было две “бухты символов”. Одна в Донузлаве, другая - Севастопольская. Это может подразумеваться в сообщении Страбона/.
Из “Слова о п. И.” понятно, что  Святослав не считает “переводчиков” русским, т.е. “своим” племенем, т.к. называет их “поганые толковины”. Этноним гиантов, кроме понятия «великан», может переводиться как КИ навоз; кизяк ЭНДЕУудобрение, что также может пониматься как КИЗЯК АНДА, т.е. “навозные анты” или анты Казахи (вероятно, “малые казахи”) /ср. младший чин германцев “унтер”, “косезов” (КIШIЧИмладший волк) славян карантанцев и казахов-воинов Младшего Жуза. Под “антами Казахами” могут пониматься и двуязычные (славяно-тюркоязычные) казаки-сердюки или СЕРДЫ. Вероятно, именно их могли называть волохами (волхвами?) от СYЙРЕТУволочение; волочить + УК здесь: род(племя). Именно сердюки-волоки (бурлаки?) могли именоваться “бродниками”. “Бродники” должны были пользоваться неизменным расположением тюрков-антов, ведь этноним гиантов может звучать как (Е)КIдва+АНДА. Ср. каз. СЕРТ = АНТ “клятва”, а также СЕРДИКА - прежнее название г. Софии в Болгарии. Показательно, что во время русско-турецких войн сердюки, воевали на стороне турков и крымских татар. СЕРДЮК (слуга; работник) созвучно слову СЕРДЯГА, т.е. казахскому - БЕ(Й)ШАРА/.
В Бессарабии и в Крыму есть озеро САСЫК (вонючее). Считаю, что это эпитет племени Бешара /ср. ШОШКАсвинья/. Судя по эпитету, жрецы племени Бешара были весьма могущественны, т.к. обладали “властью над временем”, ведь ЖАМАН ИIС “плохой запах” может означать ЗАМАН IЕCI “хозяин (повелитель) времени”/ср. выше - “время-навоз” в этнониме этрусков (тусков)/.  Вульгарное ХАРАМ (арам-арамеец?) “поганый” может быть созвучено с этнонимом караимов и названием Крыма (Кырыма), но в то же время от этого слова, по моему мнению, произошло и слово ХРАМ - место духовного очищения и обитель вечности... Ср. этруское ХЕРАМ.
Кстати, этноним половцев можно перевести буквально с русского - как “пол-овцы” или КОЙовца+(Ж)АРЫМполовина, что созвучно названию Крыма и этнонимам курама и караимов (оба племени являются потомками кипчаков). /Хотя возможен и прямой перевод этнонима ПОЛОВЕЦ, как «поло- (в смысле полая) вица», где вица - хворостина «по-вятски» [с.123, Даль]/.

                Я намеренно задержался на расшифровке названий племён и стран Малой Азии, т.к. большинство учёных полагают, что Грецию, Крит, Кипр и территорию полуострова Малая Азия населял некогда “неиндоевропейский” этнос, присутствие которого ещё фиксируется в начале II тыс.до н.э. на западе Анатолии, в горах Южного Тавра и на Южном побережье Малой Азии. Этот этнос предложено называть протолувийским [с.119, Бонгард-Левин, 1988].
С целью доказать, что “тюркские совпадения” неслучайны, продолжу расшифровку названий в этом направлении.

© Изъящев Т.П., 2016               
ISBN 978-601-06-3798-6
Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права                №1952 от 19.09.16г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2016/11/13/713


Рецензии