Все по Марксу
Пикетти нашёл способ сравнения социально-экономической ситуации разных эпох, стран, континентов, даже отдельных домохозяйств за последние 300 лет (с 1700 года) в корректном сопоставимом масштабе. Речь идет об измерении объемов национального богатства, т.е. капитала во всех его формах и проявлениях, годовыми объемами национального дохода. Получилась универсальная шкала для анализа – время накопления богатства, т.е. число воплощенных в нём годовых доходов. Получился такой универсальный экономический показатель, отражающий общественную производи-тельность труда, уровень накопленного обществом богатства, темпы его обновления.
Исходная концептуальная база – разумеется, Адам Смит и его «невидимая рука рынка». Но если иные исследователи капиталистической экономики говорят об обязательной необходимости дополнить ее «невидимым кулаком государства», то Пикетти применяет более пикантное выражение: рука, которая сама лезет в кассу. (с. 385). Такова неприкрашенная метафора современного капитала.
При чтении книги возникает вопрос: а как же Карл Маркс? Никаких противоречий нет, как нет и полемики с ним, скорее, это развитие марксовых идей и отслеживание выявленных им тенденций. Его главные идеи о неизбежном обнищании трудящихся масс и гибельных последствиях капиталистического развития для окружающего мира блестяще подтверждаются.
Пикетти не разделяет капитал на промышленный, торговый, банковский и т.д. И не ставит задачу вскрыть анатомию межклассовых противоречий. Он рассматривает его как самовозрастающую стоимость, имея ввиду всё разнообразие его конкретных форм и проявлений. Поэтому вскрытое Марксом основное противоречие капиталистического общества между трудом и капиталом в интерпретации Пикетти предстает как противоречие между капиталом и обществом – неустранимое и неизбежно гибельное. Оно проявляется в том, что возрастание капитала идет быстрее, чем рост экономики и развитие общества. Избыток реинвестируется в тело общества как раковая опухоль, пожирая всё на своем пути, включая государство и его институты, культуру, образование, в конечном счете, среду обитания человека и общества в целом. Все-все и всё-всё покупается им и становится частью его самого.
Кому принадлежит сегодня та или иная страна? Вопрос далеко не праздный, а главное - не очевидный. Сегодня каждая страна, и Россия тут не исключение, принадлежит в значительной степени другим странам. Весь вопрос в этой самой степени проникновения чужого капитала. В европейских странах доля иностранного капитала составляет от четверти до половины, в США и Японии примерно 10%. В российской экономике - в добыче полезных ископаемых - 42,0%, в обрабатывающей промышленности — 49,6%, в оптовой и розничной торговле — 47,1%. Капитал беспрепятственно гуляет по планете, преследуя исключительно свои корыстные (других у него нет) цели.
Апокалиптическая картина, из которой автор не видит выхода: «…нет ни одного естественного, произвольного процесса, способного нейтрализовать на долгое время тенденции, ведущие к дестабилизации и неравенству» (с.33). Эта безысходность и пессимизм – следствие классовой ограниченности авторской позиции и его неспособности, подобно Марксу, шире взглянуть на ситуацию, естественно, с учетом всей полноты исторического опыта XXI века.
«Я отношусь к тому поколению, - пишет он о себе, - которое выросло, слушая по радио о том, как рушились коммунистические диктатуры, и которое не испытывало ни малейшего сочувствия или ностальгии к этим режимам и к советской идее».(с.46)
Достойно сожаления, что в книге совершенно не рассматривается влияние на мир капитализма Великой Октябрьской социалистической революции в России. Её последствия в системе мирового капитализма есть, а самой революции – как будто нет. Это выглядит тем более досадно и предвзято, что французским революциям XVIII – XIX веков внимания уделяется вполне достаточно. Дело не в ущемленном самолюбии российского гражданина, а в грубом нарушении принципа объективности и непредвзятости исследования и соответственно выводов.
Какие же основные последствия для капиталистического мира вызвала социалистическая российская революция XX века? Это огромная и слабо проработанная проблема. Грандиозные последствия проявились в изменении политической карты мира, в появлении массы новых государств, в пробуждении и активизации многих народов.
В социальном плане можно отметить две крупные для капиталистического мира вещи: 1) появление социального государства и 2) возникновение среднего класса. В обострившейся конкурентной борьбе на мировой арене капитал вынужден был идти на уступки ради главного – сохранения собственного господства, своего существования.
СССР и русский социализм успешно порушены - и что же? О социальном государстве можно забыть, средний класс деградирует и выпадает в осадок, опускаясь на социальное дно. Противоречия обостряются, кризис приобретает новые угрожающие всему миру формы, обостряются региональные конфликты и разрушительные войны, словом, картина апокалиптическая. Увы, в точности по Марксу, подтвержденному Пикетти. Но уже не для всего мира, а той его части, где сохраняется власть капитала. Но есть уже и другая часть , живущая по иным законам, некапиталистическим. Это тоже последствие российского Октября 1917-го. Думается, неустранимое.
В заключение (чтобы не утомлять нашего избалованного телеграфным интернетовским стилем читателя) вопрос о корнях неиссякаемой ненависти Запада к России. Говорят, разные цивилизации, конфессии, культурные коды и прочее. А в чем это выражается, если конкретнее? Во взглядах на коренное мироустройство. На капитализм и социализм. На православие и католицизм. На свободу и справедливость. И так далее по всему спектру мировоззренческих и житейских проблем.
Страну и народ мощные внутренние и внешние силы попытались свернуть с его исконного исторического пути. С пути столкнули и остановились в недоумении - ни туда, ни сюда. Запад это понимает и своих усилий первоначальной разрушительной направленности не ослабляет. Учитывая многовековую историю, новейший опыт противостояния и реальную расстановку сил, исход в конечном счете предугадать нетрудно: Россию не сломить. Но вопрос о сроках и издержках процесса возрождения остается открытым.
Свидетельство о публикации №216110800864
А спустя короткое время снова изучать.
В "Капитале" все верно.
Валерий Ковалевъ 03.06.2025 21:28 Заявить о нарушении
с выходом на социально-генетические технологии. Пора лечить ДНК.
Георгий Иванченко 04.06.2025 08:23 Заявить о нарушении