Все по Марксу

Всем, кто не хочет оставаться с устаревшими представлениями о мире капитала, в котором приходится жить, советую прочитать книгу Томаса Пикетти «Капитал в XXI веке» (http://readli.net/kapital-v-xxi-veke/). Автор дает читателю богатый материал  для собственных выводов, особенно, если добавить к этому чуток своих мозгов. Тем более, что текст рассчитан на читателя без специального образования и вполне отвечает этому назначению.

Пикетти нашёл способ сравнения социально-экономической ситуации разных эпох, стран, континентов, даже отдельных домохозяйств   за последние 300 лет (с 1700 года) в корректном сопоставимом масштабе.  Речь идет об измерении объемов национального богатства, т.е. капитала во всех его формах и проявлениях, годовыми объемами национального дохода. Получилась универсальная шкала для анализа – время накопления богатства, т.е.  число воплощенных  в нём  годовых  доходов.  Получился такой универсальный экономический показатель, отражающий общественную производи-тельность труда,  уровень накопленного обществом богатства,  темпы его обновления.

Исходная концептуальная база – разумеется, Адам Смит и его «невидимая рука рынка». Но если иные исследователи капиталистической экономики говорят об обязательной  необходимости дополнить ее «невидимым кулаком государства», то Пикетти применяет более пикантное выражение: рука, которая сама лезет в кассу.  (с. 385). Такова неприкрашенная метафора современного капитала.

При чтении книги возникает вопрос: а как же Карл Маркс? Никаких противоречий нет, как нет и полемики с ним, скорее, это развитие марксовых идей и отслеживание выявленных им тенденций. Его главные идеи о неизбежном обнищании трудящихся масс и гибельных последствиях капиталистического развития для окружающего мира блестяще подтверждаются.

Пикетти не разделяет капитал  на промышленный, торговый, банковский и т.д. И не ставит задачу вскрыть анатомию межклассовых противоречий. Он рассматривает его как самовозрастающую стоимость, имея ввиду всё разнообразие его конкретных форм и проявлений. Поэтому вскрытое Марксом основное противоречие  капиталистического общества  между трудом и капиталом в интерпретации Пикетти предстает как противоречие между капиталом и обществом – неустранимое и неизбежно гибельное.  Оно проявляется в том, что возрастание капитала идет быстрее, чем рост экономики и развитие общества. Избыток реинвестируется в тело общества как раковая опухоль, пожирая всё на своем пути, включая государство и его институты, культуру, образование, в конечном счете, среду обитания человека и общества в целом. Все-все и всё-всё покупается им и становится частью его самого.

Кому принадлежит сегодня та или иная страна? Вопрос далеко не праздный, а главное  - не очевидный. Сегодня каждая страна, и Россия тут не исключение, принадлежит в значительной степени другим странам.  Весь вопрос в этой самой степени проникновения чужого капитала. В европейских странах доля иностранного капитала составляет от четверти до половины, в США и Японии примерно 10%.  В российской экономике  - в добыче полезных ископаемых - 42,0%, в обрабатывающей промышленности — 49,6%, в оптовой и розничной торговле — 47,1%.  Капитал беспрепятственно гуляет по планете, преследуя исключительно свои корыстные  (других у него нет) цели.

Апокалиптическая картина, из которой автор не видит выхода: «…нет ни одного естественного, произвольного процесса, способного нейтрализовать на долгое время тенденции, ведущие к дестабилизации и неравенству» (с.33).  Эта безысходность и пессимизм – следствие классовой ограниченности авторской позиции и его неспособности, подобно Марксу, шире взглянуть на ситуацию, естественно,  с учетом всей полноты исторического опыта XXI века.

 «Я отношусь к тому поколению, - пишет он о себе, - которое выросло, слушая по радио о том, как рушились коммунистические диктатуры, и которое не испытывало ни малейшего сочувствия или ностальгии к этим режимам и к советской идее».(с.46)

Достойно сожаления, что в книге совершенно не рассматривается влияние на мир капитализма Великой Октябрьской социалистической революции в России. Её последствия в системе мирового капитализма есть, а самой революции – как будто нет. Это выглядит тем более досадно и предвзято, что французским революциям XVIII – XIX веков  внимания уделяется вполне достаточно. Дело не в ущемленном самолюбии российского гражданина, а в грубом  нарушении принципа объективности и непредвзятости исследования и соответственно выводов.
 
Какие же основные последствия для капиталистического мира вызвала социалистическая российская революция  XX века?  Это огромная и слабо проработанная проблема. Грандиозные последствия проявились в изменении политической карты мира, в появлении массы новых государств, в пробуждении и активизации многих народов. 

В социальном плане можно отметить две крупные для капиталистического мира   вещи: 1) появление социального государства  и 2) возникновение среднего класса.  В обострившейся конкурентной борьбе на мировой арене капитал вынужден был идти на уступки ради главного – сохранения  собственного господства, своего существования.
 
СССР и русский социализм успешно порушены  - и что же? О социальном государстве можно забыть, средний класс деградирует и выпадает в осадок, опускаясь на социальное дно. Противоречия обостряются, кризис  приобретает новые угрожающие всему миру формы, обостряются региональные конфликты и разрушительные войны, словом, картина апокалиптическая. Увы, в точности по Марксу, подтвержденному  Пикетти.  Но уже не для всего мира, а той его части, где сохраняется власть  капитала. Но есть уже и другая часть , живущая по иным законам, некапиталистическим.   Это тоже последствие российского Октября 1917-го.  Думается, неустранимое.

В заключение (чтобы не утомлять  нашего избалованного телеграфным интернетовским стилем читателя) вопрос о корнях неиссякаемой ненависти Запада к России. Говорят, разные цивилизации, конфессии, культурные коды и прочее.  А в чем это выражается, если конкретнее? Во взглядах на коренное мироустройство.  На капитализм и социализм. На православие и католицизм. На свободу и справедливость.  И так далее по всему спектру мировоззренческих и житейских проблем.

 Страну и народ мощные внутренние и внешние силы попытались  свернуть с его исконного исторического пути.  С пути столкнули  и остановились  в недоумении - ни туда, ни сюда. Запад это понимает и своих усилий первоначальной разрушительной направленности не ослабляет.  Учитывая многовековую историю, новейший опыт противостояния и реальную расстановку сил, исход в конечном счете предугадать нетрудно:  Россию не сломить.  Но вопрос о сроках и издержках процесса возрождения остается открытым.


Рецензии
Помню после развала СССР, Маркса стали шельмовать у нас и на Западе.
А спустя короткое время снова изучать.
В "Капитале" все верно.

Валерий Ковалевъ   03.06.2025 21:28     Заявить о нарушении
Сегодня классового подхода Маркса мало, нужен цивилизационный
с выходом на социально-генетические технологии. Пора лечить ДНК.

Георгий Иванченко   04.06.2025 08:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.