Про колбу
Для моего роста полка была приколочена слишком высоко, поэтому мне пришлось встать на табурет, и вдобавок еще приподняться на цыпочки. Задрав голову и шаря почти вслепую рукой по полке я свалила на пол термос. Термос остался целым, но колба разбилась на мелкие кусочки. Меня объял ужас. Я знала, что мне не поздоровится. Мать была очень строгой и я знала, что такой проступок без наказания не пройдет. Девчонок как ветром сдуло. Всем вдруг захотелось домой. Оставшись одна, я поставила термос на место и решила ни о чем родителям не говорить в надежде, что как-то обойдется. Позднее с девчонками мы договорились не ходить в кино, а всем сообща копить деньги. Нас беспокоило лишь одно: где купить эту злополучную колбу. Мы жили в маленьком населенном пункте,состоявшим примерно из 30 домов. А центральная усадьба или центр,находившийся от нас в пяти километрах, казался нам чуть ли не городом. Мы решили попробовать удачу там.
Однажды утром, сказав родителям, что мы пошли поиграть на улицу, на самом деле подались на центральную усадьбу. Была весна,конец марта или начало апреля.С утра было холодно. Дорога была мерзлой и мы бодро шагали по ней: пели песни и рассказывали стихи, размахивая при этом руками, словно мы были на сцене. Но к обеду припекло так, что снег местами растаял, на пашне и кое где на дороге показалась земля. Войдя в поселок, мы заметили, что под ногами стояли лужи и грязь. Снега не было и в помине. А мы были в валенках. Но мы были упрямы в своих действиях и решили твердо идти до своей цели. Подойдя к магазину мы увидели на дверях огромный амбарный замок. И только тогда поняли, что сегодня воскресенье, а в воскресенье мыгазины закрыты. Разочарованные мы повернули назад.
Наш путь лежал через речку Каменку. Утром, за игрой и разговорами, мы не заметили, что лед был уже некрепкий. А теперь лед тронулся. В отчаянии мы шли вдоль реки и искали место где можно было бы ее перейти. Путь нам преградил овраг, по дну которого в летнее время вяло передвигался ручей. Теперь овраг наполовину наполнился водой, которая неслась с бешенной скоростью. На еёповерхности казалось собрался весь мусор, который можно было собрать в поселке. Ближе к реке, куда бежал ручей, поверхность оврага была покрыта льдом и представляла собой своего рода тунель. Большая масса воды с огромной силой врывалась в нее, но не могла сразу протиснуться, поэтому брызги воды поднимались вверх в виде фонтана и обрушивались снова вниз, образуя огромную массу грязной пены. В нескольких шагах от образовавшегося тунеля мы заметили тропинку, которая вела чрез овраг.Люди, повидимому, таким образом сокращали путь с одного конца поселка в другой. Вероятно еще утром эта тропинка проходила по дну высохшего летом оврага, а теперь она пропадала под водой и появлялась лишь на следующем берегу. Нам ничего не оставалось делать, как перепрыгивать. Одна из смелых девчонок решилась прыгать первой. Отойдя на определенное расстояние, как нас учили на уроке физкультуры, она разбежалась и оттолкнувшись в одно мгновение была на другой стороне. Остальные стали повторять за ней. Очередь дошла до Верки. Она была меньше всех ростом, вдобавок худенькая, да к тому же - трусиха. Она наотрез отказалась прыгать. Наша группа разделилась надвое: одна - на одной, другая - на другой стороне. Ее двоюродная сестра Валька таким же образом вернулась обратно и стала подбадривать ее. То ли у Верки страху было больше, чем сил или толчок при прыжке был слабый или ее ноги были очень короткие, не знаю, что сыграло в данный момент главную роль, но наша Верка упала в овраг.
Сильный поток воды понес ее к реке. Мы, испуганные и беспомощные, бежали следом, не зная, что предпринять. Быстрее всех бежала Валька, но помочь Верке она так же, как и мы, не могла. Уровень воды был ниже берега и подхватить ее быстро плывущее тело не представлялось возможным. Своеобразный тунель изо льда был счастьем для Верки: ее пальтишко распахнулось и задралось ввех и когда она уже ногами заскочила в тунель, пальто, как пробка, просто на просто заткнуло его. На мгновенье Веркино тело осталась торчать в этой дыре, вокруг которой кипела и пенилась ледяная вода. Но в следующее мгновение с поразительной быстротой Валькины руки вцепились в пальто и вытащили Верку на берег. Мы кричали, плакали и смеялись от счастья и радости. Наша подружка была спасена.
Мокрая, продрогшая, но живая. Но нам предстояло еще пять километров идти до дому, а самое главное - перейти речку. Ее то мы перепрыгнуть не могли.
Бредя по берегу, мы увидели, как мужик с лошадью, запряженной в кошеву, переезжал по льду реку. Воодушевившись, мы направились в этом направлении. Не успев начать наш переход, как лед под лошадью рухнул и она с головой ушла под воду. Через какое-то время показались уши, голова, а затем и сама лошадь. Ее выпученный от испуга глаз готов был выскочить из орбит, из ноздрей валил пар, верхняя губа была высоко задрата, так, что можно было видеть ее оголенные зубы и язык, которым она пыталась освободиться от мундштука. Льдина, на которой остались стоять сани, была такой большой, что лошадь была не в состоянии ее сдвинуть. Она билась передними ногами об лед, разбивая его на куски и пытаясь продвинуться вперед. Все было тщетно. Мы стояли на берегу и рыдали в голос, забыв про нашу несчастную Верку и про то, что нам самим еще нужно пройти через эту злополучную речку. Мужик встав на облучок, снял овчиный тулуп и стал кричать. Его отчаянный крик о помощи перемешивался с руганью и матом.
На противоположном берегу на плоской крыше сарая стоял старый казах и скидывал сено в карду. Услышав крик, он спустился и начал бегать по берегу, не решаясь ступить на лед. Он был таким же беспомощным как и мы. Оба мужика, один - на берегу, другой - на санях отчаянно жестикулируя руками, кричали и бранилисъ, но положение не менялось. Лошадь, в который раз погрузившись под воду, вынырнула и пронзительно заржала. Этот душераздирающий крик, был криком отчаяния и беспомощности.
И в этот самый момент кусок льдины, на которой стояли сани, отломился и начал двигаться. Мы перестали плакать, но с замиранием сердца наблюдали как лошадь медленно, со страшным усилием, ломая лед,плывя по ледяной воде, продвигалась вперед, таща за собой неимоверный груз. Добравшись до берега, лошадь рухнула.
Как мы сами перебрались через реку и добрались до дому стерлось из моей памяти начисто. Повидимому переживания, связанные с лошадью, были настолько сильными, что затмили все остальное.Мы вернулись домой когда на небе уже светились звезды. К удивлению Верка даже не заболела. Как и все мы выросла и стала взрослой. А злополучный термос простоял до весны. Когда мать делала уборку в доме нечаянно уронила его и даже не догадалась, что колба уже была разбита.
Свидетельство о публикации №216110800092
Елена Голуб 22.07.2023 23:05 Заявить о нарушении