Инженеры! Где Вы? Ау!

                Инженеры! Где Вы? Ау!

      Эта статья должна была появиться много, много лет назад, но пусть, хотя бы с большим опозданием  она все-таки будет. При этом хочу отметить, что желающих высказаться на эту тему всегда было много, но на них никто не реагировал.  Понимаю, что и эта статья будет только малой слезинкой, но не высказаться просто не могу

       Люди моего "почтенного" возраста любят вспоминать годы своей молодости и зрелости. Вот и меня одолевают те же мысли.  И тема на этот раз –  в каком окружении мы жили ранее и живем сейчас, А также понять какими мы были и кем стали.  Причем я имею ввиду не семью и не коллектив, в которых мы жили и проживаем сейчас. 

       Имею ввиду  наше  окружение  в вагоне поезда, соседей по столу в доме отдыха,  друзей по водномоторному туристскому клубу,  знакомых по  палаточному городку  на берегу какого-то водоема и т.д.  Во время знакомства и спонтанно возникающих бесед, мы выясняли  профессии друг друга.   В большинстве случаев это были люди   созидательных профессий:  инженеры, учителя,  станочники, строители, врачи и  т.д.

       Но вот произошла перестройка,  сопровождаемая соответствующими изменениями. И страна вдруг решила, что созидание - отрасль  второстепенная. Главное отстаивать свои права, подсчитывать и распределять доходы, охранять  тех, кто этим занимается.  Не забывается и необходимость хорошего сервиса.               

      Вспоминается высказывание, в начале девяностых, только вступившего в должность мэра Санкт-Петербурга Собчака А.А., смысл которого  был: "Петербург город музей, центр мировой культуры и  ему не нужны  заводы.  Как город туризма, он успешно проживет на туристском бизнесе, торгуя сувенирами и обеспечивая соответствующий сервис".

      Возникло бесчисленное количество университетов, академий и факультетов  права, менежмента, экономики или того и другого вместе.  Во многих уважаемых технических ВУЗах  появились юридические и экономические факультеты, не свойственные их профилю

      Теперь просматривая различные передачи, где  каждый участник, называет свое место работы и должность,  например в судебных заседаниях, или  посвященных здоровью мы слышим: бизнесмен, адвокат, экономист, менеджер, охранник и т. п. Общаюсь в обиходе  с  различными людьми -  тот же результат. Специалисты, перечисленные в первом абзаце,  встречаются редко.
 
      Смотрим различные современные заседания и ток-шоу.   В каждом говорится о необходимости развития  собственного российского производства, обеспечивающего изготовление  импортнозамещающих изделий. Кто это все будет осуществлять?  Надеяться на юристов, экономистов, политиков?  Сомнительно.  Однако, участники этих ток-шоу, дружно  призывающие к развитию собственного российского производства не могут додуматься до того, чтобы хотя бы на эти обсуждения пригласить  производственников, которые  могут сформулировать задачи и пути их решения для восстановления и реконструкции разрушенных предприятий и создания новых.   
   
     Уже два года, как  против России введены санкции. С  их началом сверху посыпались заверения, что " вот  ужо теперь то" Россия возьмется за  импортозамещение  и оно будет  осуществлено в ближайшие годы.  Но за прошедшие два года мы слышим умные призывы, самые умные мысли, но  не видно засученных рукавов, а потому не просматриваются, какие-либо коренные изменения в нужном объеме. Если что то и осуществляется, то в таких  мизерных для нашей громадной страны объемах, что вспоминается поговорка – "Один жаворонок весны не делает".   

      Об этом говорят  эти  бесполезные, как ток-шоу, так и серьезные совещания. А чтобы появилась польза, в, первую очередь,  следует поднять реальный престиж инженерной профессии.  И в первую очередь нужно  повысить  оплату их труда. И начать следует с тех, кто учит будущих инженеров.

      Задача по восстановлению инженерного  корпуса сегодня очень   непроста. Все эти годы инженерный труд, в связи с упадком промышленности не был востребован в нужном количестве. И теперь эту обидную паузу нужно преодолевать.  Ранее инженер после окончания института, попав  в опытный производственный коллектив, достаточно длительное время учился у опытных специалистов, прежде чем начинал работать самостоятельно. И он  проходил все ступени роста: инженер, старший инженер, ведущий инженер, руководитель группы и т.д. 

      В девяностые годы вся эта система была разрушена. Выпускнику института  негде было работать и не у кого  учиться. Многим пришлось отойти от техники. Большинство тех, у кого он мог учиться вышли на пенсию.   И эту систему нужно восстанавливать.  Но это восстановление не должно быть копированием прежней системы, поскольку  техника, как технологически, так и организационно, за это время ушла далеко вперед.  И было бы неплохо привлекать для этой работы  специалистов поработавших в передовых странах.  Нужно верить, что молодежь полна энергии и тяги к современным знаниям, а потому быстро освоит новые технологии. Но нужно им создать требуемые условия.

      Неплохо и пишущей братии в своих трудах   писать больше о творцах новой техники, пусть даже это будет в ущерб   статьям  о преступности,  мистики и другой желтизны.


Рецензии
Понятие "инженер" было сведено до уровня полупрезрительного отношения ещё в СССР, задолго до начала его распада. Я полагаю, это социально-экономическое явление стартовало где-то в пятидесятые годы прошлого столетия. А в семидесятые это было уже общим местом: инженер = полированный стол + корка хлеба на всю жизнь. Нет, ну была ещё перспектива выбиться в более высоко оплачиваемые начальники. Но как известно, на всех лейтенантов генеральских мест не хватит. Звание Инженер выхолощено массовостью его присвоения тем, кого по уровню квалификации бывает и техником-то нельзя назвать. И эта профанация была сделана и развита в СССР, принятой в нём системой высшего образования. Сотни институтов штамповали сотни тысяч человек с дипломами "инженер". Из которых ни один при выпуске не был настоящим инженером. И из которых каждый в лучшем случае десятый имел задатки со временем сформироваться настоящим инженером. Спрашивается, зачем было это массовое производство пустых бездарных голов с дипломами? Вместо того, чтобы взять их в нужное русло, и обучить тому, к чему они были способны. А меньшее число действительно способных постараться таки, и выучить настоящими инженерами? А ведь сегодня мы имеем наследие именно оттуда, всё то же. Только ещё более уроненное, потому что сегодня выпускнику "инженеру" даже полированный стол и корка хлеба не гарантированы.

Владимир Прозоров   31.05.2019 17:00     Заявить о нарушении
Рабочий в смене зарабатывал по 260 р в месяц, мастер - около 200, реже 210 (максимум). Один раз рабочий получил квиток, в котором значилось 220 р, так он с лица стемнел: да чтобы я за эти деньги пахал!!! Рабочие с образование отказывались переходить на итр-ские должности, так как теряли в заработке.

Лев Ольшанский   31.05.2019 17:52   Заявить о нарушении
Вы дали совершенно точную характеристику инженерного корпуса в Советском Союзе. Требование о всеобшем среднем образовании, привело к снижению технической, да и другой грамотности дипломированных специалистов. Плюс к этому осуждению учебных заведений зо высокий отсев учащихся, не справляющихся с программой. Зависимость оплаты труда преподвателей от количества учащихся. Все это вело к снижению качества выпускников. С другой стороны на производствах звание инженер давали людям не соответствующим нужной квалификации. Были даже придуманы должности "инженер по кадрам", "инженер по рацработе" и прочие. Молодежь последние годы СССР это хорошо поняла и, спрятав свои дипломы шла в таксеры, официанты т.п. А сейчас выпускники ВУЗов если инаходят работу по специальности сталкиваются с разрывом состава специалистов. За эти 20 лет непрестижности инженерного звания. Старые специалисты либо были уволены, либо ушли по возрасту. Порвалась цепочка повышения уровня инженер- старший инженер- ведущий инженер, руководитель группы. это проблема.

Артем Кресин   31.05.2019 20:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.