Говорят, о вкусах не спорят

Говорят, о вкусах не спорят, но споры, какой должна быть литература, не умолкают до сих пор, а  начались они, когда появилась первая книга.

Цензором всей пишущей и печатной продукции  изначально была Русская православная церковь. В 1551 году в законодательном документе «Стоглав», который касался многих сфер жизни, «пропишут» и индексы запрещенных изданий. Цензура сразу примет официальный статус: будет утверждена  сводом законов и  направлена на борьбу с отступлениями от церковных и священных текстов.

«КНИГИ ПЕЧАТАТЬ «К СЛАВЕ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ» И ПОЛЕЗНОЕ И БЕЗВРЕДНОЕ ДЛЯ БЛАГА СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ»

Существенные изменения произойдут при Петре I, который разделит «духовное» и «светское» книгопечатание. Он предоставит купцу из Амстердама, своему другу Янну Тессиннгу, монопольное право печатать  в течение 15 лет книги для России «к славе великого государя» и полезное и безвредное для блага своего отечества. 

Все печатное дело Петр I сосредоточит в своих руках: он будет и редактором, и переводчиком, и издателем, и заказчиком. Установит штрафы за продажу печатной продукции других иностранных типографий. При Петре I появятся первые бумажные фабрики и гражданские типографии в Москве и Санкт-Петербурге, выйдет в печати первая газета «Ведомость». 

Елизавета Петровна разрешит выпускать частные журналы,  которые будут способствовать становлению и развитию журналистики в нашей стране. Екатерина II  пойдет в этом направлении дальше — учредит институт цензуры и введет профессию цензора.

Следующие монархи в разной степени корректируют подконтрольную область цензуры, но при этом основная задача неизменна: цензура должна контролировать сферы  общественной, политической и культурной жизни общества; цензура должна отвечать за внутреннюю безопасность; цензура должна формировать общественное мнение согласно мнению правительства; цензура должна способствовать развитию науки и воспитывать молодое поколение. Вот на что должны быть направлены усилия цензуры.


Как говорят, цензура запрещает, корректирует, направляет, а любопытный читатель все равно имеет  расположение интересоваться именно запрещенным. Нужно ли контролировать печатную продукцию: учитывать спрос читателей, прививать хороший вкус или пустить все на самотек?


«БЕДА, ЧТО ТЫ ВИДОК ФИГЛЯРИН»

В первой половине ХIX века самым издаваемым и коммерчески успешным в Петербурге был Фаддей Булгарин. Его произведения еще при жизни автора переведут на многие языки мира. В феврале 1824 года Пушкин напишет Булгарину: «Вы принадлежите к малому числу тех литераторов, коих порицания или похвалы могут быть и должны быть уважаемы», но через несколько лет именно с Булгариным у Пушкина случится нешуточная публичная «переписка». Это ему, Фаддею Булгарину, будут адресованы эти пушкинские строки:

Не то беда, что ты поляк:
Костюшко лях, Мицкевич лях!
Пожалуй, будь себе татарин, –
И тут не вижу я стыда;
Будь жид – и это не беда;
Беда, что ты Видок Фиглярин.

Михаил Лермонтов не останется в стороне и выскажет:

Россию продает Фаддей
Не в первый раз, как вам известно.
Пожалуй, он продаст жену, детей,
И мир земной, и рай небесный,
Он совесть бы продал за сходную цену,
Да, жаль, заложена в казну.

Не промолчит и Некрасов:

Не страшитесь с ним союза,
Не разладитесь никак:
Он с французом – за француза,
С поляком – он сам поляк,
Он с татарином – татарин.
Он с евреем – сам еврей,
Он с лакеем – важный барин,
С важным барином – лакей.
Кто же он? Фаддей Булгарин,
Знаменитый наш Фаддей.
Это совсем нешуточные обвинения, так кто же он, Фаддей Булгарин?

«КТО ВЫ, ФАДДЕЙ БУЛГАРИН»

Фаддей Булгарин — поляк по рождению. Настоящее имя его — Тадеуш. Его так назовут в честь Тадеуша Костюшко, национального героя Польши, в восстании которого отец Фаддея будет принимать активное участие и за убийство русского генерала сослан в Сибирь.  О чем Фаддей Булгарин впоследствии постарается не упоминать.

Через несколько лет после его рождения Речь Посполитая распадется, и та часть, где было имение его отца, окажется под властью России. Родовое имение будет разорено. Его матушка решит пристроить Тадеуша в Петербург в один из самых известных учебных заведений —  Сухопутный шляхетский корпус. Неплохой и довольно смелый выбор для сына польского мятежника, неправда ли?!

Так девятилетний Фаддей приедет с маменькой в Петербург и, несмотря на плохое знание русского языка и неблагонадежную биографию своего отца, благополучно поступит в желаемое учебное заведение.

«... ЕСЛИ Б ЛАВОЧКА НАПОЛЕОНОВСКАЯ НЕ ОБРУШИЛАСЬ, Я ТЕПЕРЬ ВОЗДЕЛЫВАЛ БЫ ГДЕ-НИБУДЬ ВИНОГРАД НА ЛАУРЕ»

После окончания кадетского корпуса в  1806—1807 годах Фаддей примет участие в военных действиях против французов в составе Уланского полка Цесаревича и Великого князя Константина Павловича.

Под Фридландом получит ранение, будет награжден орденом Святой Анны 3-й степени за проявленное мужество и стойкость. Ему восемнадцать!  И это его  первая награда за военную кампанию.

В это время он проявит себя и как поэт. За эпиграмму на  Великого князя Константина Павловича, в полку которого он так доблестно служил, окажется на несколько месяцев под арестом в Кронштадтской крепости. После чего его переведут в  Ямбургский драгунский полк, где он будет плохо «аттестован». Уйдет в отставку в чине поручика.  Вернется снова в Польшу, вступит в войска герцогства Варшавского, созданные Наполеоном. В составе Надвислянского легиона примет участие в военном походе в Испанию. После Тильзитского мира 1807 года Франция — союзница Российской империи, но наступит 1812 год, и Булгарин пойдет на Россию в составе 8-го полка польских улан 2-го пехотного корпуса маршала Удино. По его словам, будет награжден орденом Почетного легиона, но документального подтверждения так и не найдется. Получит чин капитана.

Через много лет Булгарин признается Н. Гречу, своему соратнику по «Северной пчеле»: «... если б лавочка Наполеоновская не обрушилась, я теперь возделывал бы где-нибудь виноград на Луаре! Судьба решила иначе, и я покорился ей».

«Лавочка обрушится»: Наполеон потерпит поражение, Фаддей сдастся в плен прусским войскам, которые выдадут его России. Согласно российским законам Булгарина как поляка, воевавшего в составе наполеоновской армии против русских, должны были отправить на службу в казачьи войска, но этого не случится. Он ненадолго вернется в Варшаву, потом в Вильну, где будет управлять имением своего дяди. В это же время начнет анонимно публиковать свои первые произведения на польском языке. Будет терпеть нужду... И снова приедет в Петербург. Видимо, под Счастливой звездой родился Фаддей или Сильные покровители у этого удачливого господина?!

«РОССИЯ — СЕРДОБОЛЬНАЯ СТРАНА»

Россия — удивительная страна: всех понимающая, всепрощающая, не помнящая обиды и всех принимающая — сердобольная страна.

В 1819 году Булгарин приедет в Петербург, заведет связи с интересными и нужными людьми,  развернет литературную и издательскую деятельность. Его появление в северной столице воспримут по-разному: ведь он совсем недавно служил капитаном в наполеоновской армии. Во время сражения на реке Березине он, хорошо ориентируясь в той местности, укажет брод и станет проводником Наполеона при переправе. Фактически спасет Наполеона от  пленения...

Если в Варшаве его писательские способности не слишком востребованы и  материально оценены, то в Петербурге судьба будет благоволить ему. Он становится редактором-издателем первой частной российской политической и литературной газеты «Северная пчела». Пишет публицистические статьи в  «Северном архиве» по истории, географии и статистике. Благодаря его протекции в журнале о театре «Русская Талия» печатаются отрывки из грибоедовского «Горе от ума».

«КОРОЛЬ ГОСТИНОГО ДВОРА»

Булгарин Всюду! Он Везде! Он Успешен! У него не только слава, но и деньги.

Он пишет повести и романы в новых для России жанрах — в жанре плутовского романа, утопии и антиутопии, батального рассказа. Он родоначальник коммерческой рекламы: «Вчера, когда я шел по Невскому проспекту мимо лавки табачной фабрики, где продается самый лучший в городе табак…» На страницах своей газеты он публикует хвалебные заметки о товарах, магазинах, гостиницах, не забывает при этом изящно «рекламировать» и свои произведения.  Естественна ответная реакция  владельцев «табачных фабрик» и «заводиков» —  они не перестают щедро благодарить своего Покровителя и молиться за него, желая Многие Лета.

Он писал, ориентируясь на массовый вкус и сам на страницах своих произведений формировал этот незамысловатый вкус. Он делал ставку на простого  читателя — чиновничество, купечество и признавался не раз, что его произведения — это набор легких импровизаций. Для него как будто не существовала цензура. Он был сам Цензор для себя!

Неслучайно такие гибкие предприимчивые люди с небезупречным прошлым   оказываются востребованы определенным обществом и  в определенный период, да и властью, которая, зная цену таким людям и их творчеству,  считает: пусть народ пляшет и поет, читает сущую безделицу, чем интересуется политикой.

Биография Булгарина, который служил у Наполеона, а затем вдруг стал  ярым  сторонником реакционной политики и агентом Третьего отделения, была предметом обсуждения в русском обществе и многочисленных эпиграмм. И это неудивительно!

Его обвиняли в пошлости, плохом слоге, бездарности. Для них он «Король Гостиного двора», слагающий посредственные коммерческие зарисовки. Плут, ловкий обманщик, скоморох, притворный, двуличный человек, одним словом — Фигляр, готовый мерить разные маски на потеху толпы и ради личной выгоды. А за связь с тайной полицией прибавят для пущей выразительности имя шефа французской полиции — Видок. Видок Фиглярин!


 
Так кто же прав? Иль истина посередине?!


«ПРОСВЕЩАТЬ ИЛЬ ПОТАКАТЬ?!»

Говорят, о вкусах не спорят, но что важнее: просвещать публику иль потакать ей? Есть ли золотая середина. И Кто же будет цензор? Сам автор, читатели или Всезнающий Гуру?!

Если прибегнуть сегодня к спасительному опросу даже очень любопытного читателя, знакомо ли ему имя Фаддея Булгарина, не каждый способен ответить утвердительно. А совсем недавно, всего лишь 200 лет назад, имя Булгарина Фаддея было у всех на устах. Его роман «Иван Выжигин» переиздавался и не раз, так популярен был среди восторженных почитателей. И модницы Гостиного двора доверяли  исключительно любезнейшей рекламе Булгарина Фаддея.

Выходит, вкусы Публики так переменчивы?

Все произойдет вмиг. Вмиг случится прозрение и осмысление. На смерть Пушкина Фаддей Булгарин отзовется едкой репликой: «Жаль поэта, и великого, —  а человек был дрянной».

От былого восторга и почитания не останется и следа. Читатели отвернутся от  своего кумира окончательно и бесповоротно, для которых станет он посредственным литератором и двуличным человеком.

«А вы, друзья мои,
говорите,
что о вкусах не спорят?
 
Но вся жизнь
и есть спор о вкусах!»

Фридрих Ницше


Рецензии
Актуальнее темы в наши дни не найти! Тем интереснее прочитать данную статью, представленную как небольшой по историческим меркам, экскурс в вопросе (именно в ВОПРОСЕ!!!) о цензуре. Причем не только и не столько в литературе, сколь везде и далее - в просвещении, образовании,- пойдем дальше- в дипломатии, экономике, то бишь во внутренней политике правителей наших...
В свете последних диспутов на тему "нужна ли цензура в исскустве" (читай: "Ответ г-ну Райкину мл.";-) ответ к названию статьи Ирины можно было бы приписать такой. СПОРЯТ. И ЕЩЕ КАК!
P.S. Удивительная история судьбы Булгарина... Правильно поставлен вопрос: "Видимо, под Счастливой звездой родился Фаддей или Сильные покровители у этого удачливого господина?!"

Михаил Савельев   10.11.2016 09:48     Заявить о нарушении