Главная ошибка
«…это же прекрасно – человек, который хочет невозможного!»
(Братья Стругацкие)
«Если окажется, что наши представления об исторической миссии рабочего класса ошибочны, мы должны будем искать иные пути для облегчения жизни бедных и обездоленных».
(Л.Д. Троцкий)
Я, кажется, понял, в чём главная ошибка марксистско-ленинского мышления. Мы ошибочно считали, что развитие технического уровня, сложности и наукоёмкости производственных процессов и оборудования ведёт к соответствующему росту знаний, эрудиции, интеллекта рабочих, в результате на каком-то этапе рабочие приобретают навыки и знания, достаточные для управления производством, а затем, после революционного захвата власти, и всем обществом.
Из истории мы знаем, что народные восстания, движимые благородными идеалами, не раз побеждали, но каждый раз через какое-то время из рядов победителей выделялась новая элита, занимавшая место прежних рабовладельцев или капиталистов, и всё возвращалось на круги своя.
Казалось, что коммунистическая власть, основанная на диктатуре пролетариата, сумеет переломить эту горькую тенденцию, и обеспечит справедливую и социально ответственную «антипараллельную» (см. мою статью «Социальный прогресс с точки зрения критериев биологической эволюции») систему управления. Предполагалось, что «высокие технологии» сформируют высокообразованный и высококультурный пролетариат, который будет обладать достаточными знаниями для того, чтобы самостоятельно управлять обществом и не допустить до власти демагогов и карьеристов.
Этим надеждам не суждено было сбыться, и дело здесь не в «происках врагов» (которые, безусловно, были), и даже не в политических ошибках самих коммунистов (которые тоже были), а в объективных законах развития производительных сил, на которые ни коммунисты, ни их враги влиять почти не могли.
Дело в том, что уровень знаний, образованности, культуры рабочих, обслуживающих оборудование, не коррелирует с техническим уровнем этого оборудования. Этот, казалось бы, парадоксальный вывод, я сделал, исходя из анализа развития производительных сил начиная с эпохи становления капитализма.
Вот, мастер средневекового цеха. Он знает все тонкости и секреты своего ремесла, и для своего времени - весьма образованный человек. Рабочей раннекапиталистической мануфактуры уже не разбирается в технологии, он знает только одну простейшую операцию (например, прибивает каблуки), и может без вреда для дела быть вообще неграмотным. Потом появляются фабрики, на них – станочное производство, и требуются уже высококвалифицированные рабочие, появляются даже специальные ремесленные училища, причём организуют их нередко сами хозяева. Потом появляется конвейерное производство – и опять работа сводится к простым операциям. А в 60-е – 70-е годы появляются станки с ЧПУ, и здесь уже труд рабочего по сложности приближается к труду инженера. Именно тогда в марксизме появилась теория «постНТРовского пролетариата», с которой я вплоть до начала 21-го века связывал надежду на новое возрождение коммунизма. К сожалению, и эта тенденция носила лишь временный характер. С появлением компьютерных технологий появилась возможность закладывать самые сложные процессы в программы компьютеризированных комплексов, и теперь работа оператора сводится нередко только к выбору заранее заданной «иконки» и щелчку «мыши». В принципе, за такую работу можно посадить и обезьяну.
Кроме того, капитализм, победивший в результате крушения Мировой Системы социализма, не заинтересован в повсеместном внедрении производств, требующих от работника высоких знаний и культуры. Примитивные производства с неквалифицированным низкооплачиваемым трудом с точки зрения сиюминутной прибыли нередко оказываются выгоднее. А интеллектуалоёмкие производства всё чаще оказываются уделом элитных частей общества.
Получается, что наука и техника развиваются (с некоторыми флуктуациями, конечно), в общем, поступательно (по восходящей экспоненте), а уровень знаний и культуры рабочих - по синусоиде: за подъёмом следует снижение, потом новый подъём, потом новое снижение, и так далее. И если эта тенденция в будущем не изменится, у коммунизма шансов нет: даже если пролетариату удастся захватить власть, он, не имея навыков управления, через какое-то время неизбежно передаст её новой «номенклатуре».
Мы неверно представляли себе тенденции развития производительных сил общества. Мы считали (как тогда казалось, не без оснований), что чем больше шкал и циферблатов на лицевой панели у станков и приборов, тем выше готовность общества перейти к коммунизму после захвата власти пролетариатом. Но… достигнув максимума к началу 80-х годов, шкалы и циферблаты к концу 80-х исчезли совсем. Управление производством стало компьютерным, удалённым и элитарным. А рабочие при современных технологиях отчуждены от управления производством больше, чем когда бы то ни было. А, значит, и навыки управления не приобретают и к управлению обществом после захвата власти не готовы. Думаю, что не случайно вышеуказанные события совпали по времени с тяжёлым поражением коммунизма, причём не только в СССР (что вполне объяснимо как результат перерождения КПСС и Советского государства), но и в мировом масштабе. Получается, что по крайней мере некоторые ключевые положения марксистско-ленинской теории (в частности, теория исторической миссии рабочего класса), не получили подтверждения, что ставит под сомнение всю доктрину вцелом.
Следует ли из этого, что я должен отказаться от своих коммунистических убеждений? Нет, не следует.
Во-первых, «синусоида» хоть и медленно, но тоже возрастает. Рабочий средневековой мануфактуры был неграмотным, вместо подписи ставил крест, а все его знания исчерпывались слухами, фольклором, предрассудками и церковными проповедями. А сейчас даже самый бесправный гастарбайтер, по крайней мере, умеет читать и писать.
Во-вторых, после поражения СССР и мирового комдвижения буржуазия наглеет, «закручивает гайки», и это на каком-то этапе неизбежно затронет, в том числе, и элитную часть пролетариата и научно-технической интеллигенции, что приведёт к «полевению» этих слоёв.
В-третьих, хоть буржуй как класс и заинтересован в массовом отуплении пролетариата, в ряде случаев само производство требует от него обучать рабочего навыкам управления. Мне рассказывали, что на некоторых предприятиях хозяева, не желая тратиться на дорогостоящих специалистов, поручают делопроизводство и инженерные функции производственным рабочим (разумеется, за ту же зарплату).
В четвёртых, сам факт того, что в законах развития общества для нас ещё многое неясно, как это ни парадоксально, вселяет некоторую надежду. Надежду на то, через какое-то время обнаруженные нами закономерности могут измениться, и мы получим именно ту ситуацию, которую предсказывали классики марксизма-ленинизма. Пока к этому дело не идёт, но кто знает, не посрамит ли лет через 100 История нынешних похоронщиков коммунизма. Во всяком случае, я бы очень хотел, чтобы мои выводы, изложенные в начале этой статьи, оказались верны только для ограниченного отрезка истории.
И ещё одна сторона вопроса. Любая научная теория (а коммунистическое мировоззрение хотя бы в части своей основывается на научном подходе) несёт в себе определённую долю истины и определённую долю ошибки. И то, что марксизм-ленинизм оказался несостоятелен в некоторых своих положениях, даже ключевых, ещё не означает, что его надо «выбросить на свалку истории». Не факт, что другие мировоззренческие системы более адекватны реальности, чем марксизм.
Наука не даёт и никогда не даст исчерпывающие ответы на все вопросы. Научная теория – это модель, адекватно (с точки зрения поставленных перед ней задач) описывающая часть окружающего Мира, причём, только в пределах доверительных границ модели. За пределами доверительных границ модель может сохранять адекватность, а может и не сохранять, и это не основание объявлять теорию «бредом и чепухой». Просто надо знать эти доверительные границы, и помнить, что за их пределами теория может приводить к ошибочным выводам. Совершенствование и усложнение модели позволяет расширить доверительные границы, но полностью устранить их никогда не удастся.
Ошибки коммунистов уходили корнями в характерную для интеллигенции конца 19-го – начала 20-го веков безграничную, почти религиозную веру в науку. Считалось, что то, что «научно доказано», не может быть подвергнуто сомнению и будет верно всегда и при любых обстоятельствах. Поскольку марксизм-ленинизм был объявлен «самой передовой, единственно научной» теорией развития общества, считалось, что он способен обеспечить в исторически короткий срок переход всего человечества в новое качество, к обществу прогресса, справедливости и гуманизма. На деле Октябрьская революция, советский период истории, мировая система социализма и вся история коммунизма 20-го века были лишь эпизодом в вековой борьбе человечества за общество добра и справедливости.
Большевики и другие коммунисты 20-го века об этом не знали, и хорошо, что не знали. Иначе у них опустились бы руки, и они не сделали бы того, что сделали. И тогда бы все мы сейчас, даже в странах Запада, жили так, как это показано в романах Эптона Синклера или в многочисленных современных «негативных утопиях». Потому что ход истории определяется РАВНОВЕСИЕМ, и Советский Союз, мировое коммунистическое движение, мировая система социализма были важнейшим элементом этого равновесия в 20-ом веке. Без «давления слева», со стороны СССР и комдвижения, в Мире никогда не возникла бы современная система социальных гарантий, бесплатного образования и здравоохранения, не было бы сильных профсоюзов, других общественных организаций, всего того, что принято называть «гражданским обществом», и что либералы ставят только себе в заслугу. Миллиарды людей, живущих сейчас вполне сносно, жили бы по-прежнему в нищете и невежестве, и «естественным путём» их бы погибло на порядки больше, чем в ходе всех коммунистических репрессий вместе взятых. Недоступность образования провела бы к тому, что наука и техника оставались уделом элиты, и нехватка рядовых квалифицированных исполнителей отразилась бы на темпах научно-технического прогресса. Так что, не будь Великой Октябрьской социалистической революции 17-го года, не факт, что мы бы сейчас летали на Марс, сидели за четырёхядерными компьютерами и выращивали человеческие органы из стволовых клеток.
Коммунистическое мировоззрение не решило главную задачу, которое само перед собой поставило – построение справедливого и гуманного общества на всей Земле, но оно сыграло огромную положительную роль, сделало Мир добрее и лучше. Оно показало, что другой Мир возможен, и заставило богатых считаться с бедными и не доводить их до совсем уж полной нищеты и отчаяния.
Марксистско-ленинская теория не стала универсальной теорией развития общества, но она была вполне адекватной с точки зрения задач своего времени. А ошибкой коммунистов, в значительной степени предопределившей поражение, стали ЗАВЫШЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ.
За 70 лет «коммунистического эксперимента» коммунизм, даже такой, какой у нас был, добился колоссальных, невероятных для любой другой системы, успехов, превратил отсталую Россию в ведущую промышленную державу, и спас, опять же, с учётом влияния на весь остальной Мир, на порядки больше жизней, чем уничтожил сам в ходе войн и репрессий. Но дело в том, что «планку» коммунисты себе поставили гораздо выше: построение справедливого и гуманного общества на всей Земле. И эта цель не была достигнута, да и, при нынешних условиях, не могла быть достигнута. Великая идея вдохновляла людей на героизм и самоотверженный творческий труд, но когда стало ясно, что цель недостижима, наступило всеобщее разочарование, которым умело воспользовались классовые враги, объявившие коммунизм «преступным бредом», а его приверженцев – негодяями и сумасшедшими.
Но мы-то должны понимать, что ошибочность (тем более, относительная) отдельных положений ещё не означает, что идея неверна во всём. Каждая теория несёт в себе определённую долю истины и определённую долю ошибки, и к истине можно приблизиться только в уважительной и равноправной дискуссии, а не в категорическом отрицании типа «есть только две точки зрения: моя и неправильная». Другое дело, что классовые пристрастия делают такую дискуссию невозможной, и потому истину всё равно придётся утверждать с помощью революционного насилия.
Короче, из того, что идея в чём-то неверна, ещё не следует, что её надо отбросить, потому что абсолютно верных всегда и во всём теорий не может быть в принципе.
Кроме того, даже если коммунистическая идея в чём-то неверна, ей всё равно нет реальной альтернативы. Западная система, основанная на рынке, либерализме и демократии, сохраняла эффективность и видимость гуманизма только при наличии «противовеса» в лице Советского Союза и мирового комдвижения (см. мои статьи «Мировой коммунизм и принцип равнодействующей» и «Причины эффективности экономики капитализма и неизбежность его крушения»). А без «красного» противовеса «свобода» и «демократия» в западном понимании неизбежно приведут к системе, при которой из всех свобод и прав остаётся только одно право: право сильного (см. мою статью «Нравственные и этические последствия отказа от коммунизма»).
Другая альтернатива коммунизму – державный патриотизм. Это лучше, чем рыночный либерализм, потому что патриотизм – идея не корыстная. Но это тоже капитализм, у власти тоже «олигархи», только не транснациональные, а наши, доморощенные. И потом, из практики известно, что попытка противостоять капиталистической глобализации с позиций традиционного общества заведомо обречена на провал.
И последнее. Даже если марксистско-ленинская теория несостоятельна с научной точки зрения (это не так, но допустим), это не значит, что я от неё откажусь. Даже если коммунизм окажется несостоятелен как наука, он всё равно будет состоятелен как религия. Потому что коммунистическая идея включает в себя близкий сердцу многих людей нравственный выбор: бескорыстие, подвижничество, власть трудового народа, равенство и солидарность. Да и просто порядочность.
Разве христианство претендует на научную состоятельность? Нет. Но в Христа верят миллионы. И никто не считает христианство «преступным бредом». Наоборот, христианство – великая мировая религия. И существует уже тысячи лет. И влияние христианства в Мире огромно.
Так вот, может статься, что коммунизм через много лет возродится, и все попытки его подавить будут столь же безуспешны, как в своё время попытки подавить христианство.
Для меня коммунизм – добро, антикоммунизм – зло. Это мой нравственный выбор, и другого не будет. Сегодня антикоммунизм победил. Но победившее зло не становится добром, и даже полная победа зла ещё не означает, что надо вставать на его сторону..
Марксистско-ленинский коммунизм – лучшее из всего, что было создано во всей человеческой Истории, Ленин и большевики – величайшие и благороднейшие подвижники, Советский Союз был главной силой добра на Земле и надеждой Человечества.
А потому – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
«Мир хижинам, война дворцам!»
«Экспроприация экспроприаторов»
……………………………………………………
И вообще: «Будьте реалистами, требуйте невозможного!»
С.В. 2014
Свидетельство о публикации №216110901416
.
Да
.
"Получается, что наука и техника развиваются (с некоторыми флуктуациями, конечно), в общем, поступательно (по восходящей экспоненте), а уровень знаний и культуры рабочих - по синусоиде: за подъёмом следует снижение, потом новый подъём, потом новое снижение, и так далее. И если эта тенденция в будущем не изменится, у коммунизма шансов нет: даже если пролетариату удастся захватить власть, он, не имея навыков управления, через какое-то время неизбежно передаст её новой «номенклатуре»"
.
1)
Рабочие может быть и революционная, но не прогрессивная часть пролетариата. Будущее за ИТР. У них работа интересная, им легче интегрироваться в коммунистические отношения, им легче представить, что значит трудиться из мотивов самореализации. Не должно быть профессии "придаток к машине" или "заменитель машины". Это ясно сейчас. Впрочем еще Энгельс сказал: плох социализм, где есть место профессии тачечника ("А-Д").
Но это еще не все.
До недавнего времени невозможно было автоматизировать работу сборщика авиационного производства, и уборщицы. Оказалось, что это работа... "интеллектуальная"! Ведь она требует умений:
- ориентация в пространстве
- распознавание образов: умение отличить инструмент от детали, хлам от нужной вещи, узор на стене от пятна грязи
С первым справляются уже лучше человека человекоподобные роботы фирм Boston Dynamics, Tesla, UniTree.
Со вторым - искусственный интеллект.
А их комбинация дает робота - работника. В результате уже анонсировано в следующем году производство человекоподобных роботов: рабочих на производство и домработниц - за смешную для богатого человека цену в несколько десятков тысяч долларов. Мир Айзека Азимова неожиданно стал реальностью!
Ныне студенты даже не ищут материалы в интернете, а просто обращаются к искусственному интеллекту. И ладно бы растолковать некий вопрос. И зачем тогда нужны преподаватели? Иногда и просто решить домашнее задание. Напиши, рассчитай, обоснуй.
Недалеко то время, когда слова Маркса и Энгельса из "НИ" о том, что пролетариат уничтожит труд, станет реальностью, и понимать это нужно будет буквально: пролетариат создает производительные силы, которые полностью сделают ненужным труд человека.
Из плюсов: так будет преодолено отчуждение труда естественным образом...
Но хорошего в этом мало. Это же сделает неофашизм непобедимым.
2)
Если некая социальная группа будет получать больше других, то это конец социализму - вы правы!
Ну, и каков же выход?
А он прост.
Коммунизм - это по потребностям (без учета трудовых заслуг), социализм - по труду. Но если внимательно почитать Маркса ("КГП") и пересказывавшего его Ленина ("ГиР"), то ясно, что их версия "по труду" больше похоже на "поровну". Поровну независимо от вида работ. Нет доплат ни за ответственность руководителя, ни за квалификацию - об этом Маркс намекает, а Ленин пишет прямо - и на практике ввел партмаксимум.
При капитализм пролетарий получает по труду, но там о справедливости речь не идет, цель этого "по труду" - не справедливость, а прибыль
Задача 1-й фазы коммунизма с ее "по труду" - тоже! - вовсе не установить окончательную справедливость в вопросе вознаграждения за труд! А отучить людей от материальных стимулов к труду. Каким образом? Привычным людям. То есть материальными стимулами - такова диалектика.
Подробности в моем блоге
.
"Ошибки коммунистов уходили корнями в характерную для интеллигенции конца 19-го – начала 20-го веков безграничную, почти религиозную веру в науку "
.
Была такая болезнь, называлась "позитивизм"
Но ошибки коммунистов совсем не в этом!
Ошибка коммунистов в том, что они понимали Маркса исходя из современных им реалий и более ничего представить не могли. Не смогли поэтому постичь науку Маркса!
Сторонники СССР признают, что марксизм - наука. Но в их глазах научность марксизма исчерпывается тезисом, что капиталист заинтересован эксплуатировать, поэтому для установления справедливости нужна революция.
А термин "отчуждение труда" понимают как отчуждение продуктов труда от пролетария к капиталисту - т.е. как ту же эксплуатацию. А о механизмах устойчивости формации, которые состоят в преодолении отчуждения, они не подозревают. Поэтому им кажется, что СССР не может быть неустойчив, ибо "нет эксплуататоров" - хотя такая точка зрения опровергнута не только Энгельсом ("А-Д"), но и Лениным.
А Маркс не устарел, а слишком опередил свое время! Как Циолковский или Леонардо да Винчи.
Опередил и свое время, и даже время СССР. Даже в СССР коммунизм казался несбыточной утопией. И люди думали: лучше синица социализма в руках, чем журавль коммунистической утопии в небе.
Правота Маркса стала видна лишь сейчас.
Ныне стало ясно, что социализм типа советского - это как ракетомобиль. Были такие в истории техники, на наших дорогах они не прижились. Для поездок используются автомобили. Для взлета к звездным вершинам коммунизма нужна космическая ракета. Это очень сложная инженерная задача, но достижимая. А для полетов в космос ни автомобили, ни ракетомобили не предназначаются.
Невозможен "социализм" типа советского, он разрушился, ибо не имеет механизмов устойчивости формации. Нежизнеспособный гибрид вроде ракетомобиля.
Нужен коммунизм. Сейчас коммунизм не кажется райской утопией. Он достижим с помощью современных технологий. Вот насколько Маркс опередил свое время. А Ленин в свое время очень трезво и честно высказался о коммунизме: "Этого мы не знаем и знать не можем" ("ГиР"). Да, время коммунизма наступило лишь сейчас.
.
Марксизм как он есть сейчас (от Маркса) есть теоретическая биология, которая предсказала нынешний экономический кризис, объяснила как болезнь роста социального организма и показало выход в виде перехода на болшее высокую стадию развития.
Но марксизм не стал прикладной медициной, дающей пошаговую технологию лечения.
Потому что это возможно лишь с помощью современных технологий, которые мы видим воочию, а Маркс лишь предсказывал силой своего гения.
Поэтому восхождение от абстрактного к конкретному - формирование марксизма как прикладной медицины - задача нынешнего поколения марксистов.
Чем и занимаемся в нашем блоге!
Афонин Вячеслав 25.05.2025 20:24 Заявить о нарушении
Сергей Столбун 26.05.2025 08:17 Заявить о нарушении
У всех - это у кого? У Маркса, Энгельса или Ленина?
Считаю, что неверно поставлен вопрос.
Никто же не предлагает реформы капитализма
В СССР партноменклатура была не классом буржуазии, как нынешняя партверхушка Китая - она была просто привилегированной прослойкой класса пролетариат.
Но "откуда-то" появился ее буржуазный интерес
Буржуазии не было, но оставались буржуазные отношения. Буржуазное по факту бытие определило буржуазное сознание. Не только партверхушки, но и рядовых граждан, поверивших перестройщикам, что капиталист-частник - более выгодный работодатель, чем КПСС. Ибо все имели сознание буржуазного класса пролетариат.
Поэтому вопрос в другом! То, что класс буржуазии - не должен быть у власти - это безусловно. Но этого мало! Вопрос вот в чем: как глубоко укоренены буржуазные отношения, где они гнездятся?
И вот Маркс 1-ю фазу коммунизма, где нет никакого бизнеса и все производится и распределяется по плану, где отменены деньги и все получают по труду, то есть почти поровну... И вот этот порядок Маркс в "КГП" и пересказавший его Ленин в "ГиР" называют... буржуазным порядком и буржуазным правом!
И принципы распределения, как пишет Энгельс в "А-Д", играют важную роль.
Действительно, неравенство - это:
- дискриминация, эксплуатация низкооплачиваемых высокооплачиваемыми
- мина замеддленного действия: привилегированные хотят уничтожить этот порядок, чтоб получить больше привилегий, а изгои - чтоб избавиться от статуса изгоя
То есть - равенство - основа новой формации.
Анализируя Ленина("ГиР") - и это не противоречит Марксу - можно выделить равенство:
- материальное
- труда ("все дело в том, чтобы ... работали поровну и получали поровну")
- статусное ("все управляют по очереди и привыкнут, что никто не управляет")
Афонин Вячеслав 26.05.2025 18:56 Заявить о нарушении
Нет, именно классом. Только новой, особой, "совокупной" буржуазии. Без этого невозможно об'яснить падение СССР и реставрацию капитализма (см.мою статью: "События рубежа 80-х - 90- х годов, их суть, причины и классовая подоплека").
Сергей Столбун 12.06.2025 09:57 Заявить о нарушении
Объяснить просто: не была им, но хотела им стать. Советская система этому мешала. Пришлось разрушить вместе с СССР. В отличие от партноменклатуры Китая, которая уже есть класс буржуазии - поэтому разрушать Китай им нет нужды.
Да, они были особой привилегированной прослойкой - но только не классом, а социальной группой - этого термина из социологии нет в марксизме - потому что марксизм сам стал философской методологической основой науки социологии.
Но главное, почему у них возник такой интерес - потому что советский строй не достиг даже первой фазы новой формации, которую Ленин предложил называть социализмом. А значит, механизмы устойчивости новой формации не были сформированы. Все заслуги советской системы перед трудящимися держались на субъективном факторе. Кончился субъективный фактор - началось действие механизмов устойчивости формации. Какой? Новая не сформирована, поэтому - прежней. СССР не ступил на новую ступень общественного развития, а подпрыгнул над старой (хотя и очень близко к новой) и шмякнулся об нее.
А с вашей статьей ознакомимся
Афонин Вячеслав 12.06.2025 17:47 Заявить о нарушении
Афонин Вячеслав 12.06.2025 17:49 Заявить о нарушении