ностальгия

                НОСТАЛЬГИЯ.
      Поезд  дальнего следования. Ко мне в купе подсаживается примерно моих лет интеллигентного вида пассажир с располагающей улыбкой. Ничто так не подталкивает на откровенность двух незнакомых людей, вынужденных коротать время в поезде, зная, что в будущем вряд ли придётся свидеться.  Познакомились, как я и думал, мы оказались одногодками: оба родились при Сталине, детство и отрочество провели при Хрущёве, молодость при Брежневе. Завязался разговор:
-он: в молодости я считал, что живу в самой лучшей стране и впереди меня, как и всех, ожидает светлое будущее. А в эпоху кого из правителей тебе лучше всего жилось?
-При Хрущёве, это было время взросления, и мы свято верили всему, что нам вещали в школе и с репродукторов (тогда ещё телевизоров почти ни у кого не было).
-Я учился на втором курсе института, когда к нам на занятие пришел сияющий преподаватель со словами: я выиграл ящик коньяка: Хрущёва сняли.
-Мне тоже больше всего запомнилась эта эпоха, время надежд, время светлого прошлого. И теперь не надоедает слушать песни тех лет. Нашими кумирами были тогда Владимир Трошин, Марк Бернес, Людмила Зыкина, а наши одноклассницы были без ума и во всём старались походить на Майю Кристалинскую.
     Затем он поведал мне историю своей первой любви:
      Я учился в 11 классе, она – в 9. Это было время первых свиданий, время эмоционального подъёма, когда всё окрасилось во все цвета радуги, но преобладал розовый цвет. Мы часто, почти ежедневно встречались, я летал как на крыльях, нам было так хорошо, что мы дали друг другу слово никогда не меняться, что бы ни случилось. Это была платоническая любовь, ни о каком сексе у меня и в мыслях не было. Большей частью меня воспитывала мать: не вздумай жениться до института, пойдут дети, пеленки и тебе будет не до учёбы. В то время свято блюлось понятие девственности, а секс до свадьбы считался святотатством для мужчины, а для  девушки – позором.
-Да, ты прав, сейчас нравы упростились до предела. В наши времена мы девушек оберегали, за них дрались, не допускали в их присутствии  грубых, тем более матерных слов, а теперь оставаться девственницей до замужества являетсяется чуть ли не позором, а матерщина при них обычна в разговоре, да и они не отличаются чистотой речи. Согласно кивнув головой. Он продолжал.
   Окончив школу, поступил в институт, на каникулах продолжались наши встречи, затем она окончила школу, далеко уехала, в последнем письме, до отъезда,  написала: «если бы ты меня позвал, я бы поехала за тобой хоть на край света». Затем она поступила в институт в далёком городе  и мы потеряли связь друг с другом. Окончив институт, я женился по любви, появились дети, любимая работа, но время от времени ностальгия не отпускала, я  думал о ней и когда был в отпуске на родине, расспрашивая о ней у общих знакомых, узнал, что она вышла замуж, работает в институте старшим научным сотрудником в другой стране, имеет двух сыновей. Оказалось, что в этой стране живут мои дальние родственники, через них я узнал её телефон. Мне так захотелось услышать её голос, что решился на звонок, который её поразил: она никак не могла поверить, что это я звоню через 40 с лишним лет. Я сказал, что думал о ней, искал встречи и просил, что если она приедет гостить к своей сестре на родину, сообщить мне. И прозвучал звонок:
-Я приехала к сестре, долго колебалась: звонить или не звонить, боюсь, что наша встреча  принесёт нам обоим разочарование, прошло столько лет, мы изменились, ведь существует жизненное правило: к прошлому нельзя возвращаться.
-Я приеду, я обязательно приеду, приходи завтра утром на наше условленное место прежних свиданий. Отпросившись с работы, утром был на месте, волнуясь, чувствуя своё сердцебиение, вглядывался в ту сторону, откуда она должна появиться.
     И вот она пришла, остановилась, безвольно опустив руки. Я подошёл, обнял, она ответила лёгким объятием. Изменилась, время лучший косметолог, изменяет человека внешне, а жизнь внутренне. Пройдёшь мимо – никогда не узнаешь, а если будешь знать – с трудом разглядишь знакомые черты. Встреча через  41 год. Зашли в кафе, выпили вина и беспрерывно говорили. Она показала фотографию своего мужа: типичное лицо азиата с широкими скулами, раскосыми глазами, в которых проглядывала веками воспитанная  восточная хитрость и жестокость. Она с ожиданием смотрела на меня:
-Я ничего не скажу.
-Она согласно кивнула головой:
-Правильно.
-Скажи, ты девушкой вышла замуж?
-Да
-И ты никогда ему не изменила?
-Никогда, хотя возможности были.
-Ты потеряла себя как женщину. Она промолчала.
-А какие теперь у вас отношения?
-Неважные, он отъел себе пузо, целыми днями лежит у телевизора, ничего не хочет делать. Моя отрада -  мой младший сын.
Потом мы пошли на кладбище, постояли у могилы моих родителей.
-Почему ты не пришла на похороны моего отца?
Помолчав, она тихо ответила:
-Не смогла.
    По дороге с кладбища она вдруг спросила:
-Почему ты меня не лишил девственности?
-Не мог, ибо был бы вынужден на тебе жениться, а в то время я это сделать не мог.
   По дороге с кладбища мы вспоминали время нашей юности и я у неё спросил:
-И зачем нам с тобой нужно было расстаться? Могли бы остаться, я бы работал шофёром, ты – швеёй, (в то время мы оканчивали 11классов и получали права: мальчики -  автослесаря, девочки - швеи) мы бы поженились, завели детей и жили бы вместе, бок о бок, долго и счастливо.

- Она отрицательно покачала головой: жизнь прожита, в прошлое возврата нет, а как бы она иначе сложилась -  неизвестно.
 Затем у её сестры  пили чай, разговаривали и я, попрощавшись, сел на поезд, уехал домой. Потом, пока она ещё была у сестры, несколько раз разговаривал с ней по телефону, она сказала, что это была её последняя, прощальная поездка на родину.
     Закончив рассказ, он замолчал. Я спросил:
-Ну и как, ты не был разочарован встречей?
-Нет, это была встреча с юностью и одновременно прощание с ней, короткое, но абсолютное счастье, мы оба вновь чувствовали себя юными. Это  встреча, о которой мечтал так долго, наконец свершилась. Неправда, что нельзя возвращаться к прошлому: можно, полезно и нужно. Это было прощание с юностью, обретение реальности, раздумье о жизни, её мгновенности, неизбежности смерти, о смысле жизни.
     По дороге домой вспомнились стихи Михаила Светлова: «Лишь по небу тихо сползла  погодя на бархат заката слезинка дождя». Это как раз отражало моё настроение после встречи.
-И что же, ты и по жизни был святошей: никакого секса на стороне без серьёзных отношений?
-Нет, были женщины, но они быстро забывались, не оставляя никакого  следа в душе.
     Утром я вышел на своей станции, он поехал до конечной.
   

-


Рецензии