Братцы-ратуйте!

В землянке тускло горел фителек.Все семейство Ш... было взволнованно-пришла повестка в военкомат Якобу.Шел к концу 42 год .Якоб шутил,успокаивал-это всего лишь постановка на учет-ему исполнилось только 18.Да и не брали уже немцев на фронт.Все мужское население старше 18 было в трудармии.Примостившись поближе к фитильку Якоб попросил Марию, сестру , прочитать еще раз про Жилина и Костылина,Мария единственная в семье могла  читать на русском.Еще когда жили в Поволжье , она с мужем Эдуардом  ,в голодные годы 32-33  ,выезжала на заработки под Москву в Каширу,чтобы прокормить остальных,там и научилась.

      Мария закончила читать все молчали и только Якоб твердил -"яб так не смог, я бы обазтельно ,кричал -Братцы-ратуйте,нет только не плен." Утром проводив Якоба до машины ,которая увезла ребят в райцентр,Мария вернулась домой.Отец сидел посреди землянки возле сундука,там было его место отдыха , курил трубку,рядом лежали теплые шерстянные носки связанные Марией для Якоба.Мама умерла еще в Поволжье. Здесь в Казахстане Мария была за старшею.Носки Якоб втихоря выташил-до снега вернусь.

      Не вернулся не до снега ни после...Прошло два года пришла повестка "пропал безвести" .

      Только в 60 годах в далекий Казахстан пришло письмо с Германии.   
Не помогло "Братцы-ратуйте". Был ранен,окружение,плен. В лагерь часто приезжали местные немцы-бюргера,разрешалось им брать советских солдат на сельхоз.работы .
Якоб был молод,знал язык,приглянулся дочке фермера.Да и сам не видел другого выхода.По окончанию войны чтобы возвратится не было даже и мыслы. Вернее мысли о родных  были всегда .Но куда с клеймом немец да еще и в плену был.Тут тоже только ссылка ждала.
       И только письма...как вы там...Якоб встретился с родными-дочками Марии в Германии ,но это уже другая история . 
          


Рецензии