Рыбалка сквозь мост

Из книги "Охотницки да рыбацки байки и не только..."
Глава "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"



     В бытность моей недолгой работы в заповеднике, я частенько  приезжал на рыбалку на Шегультанский кордон. Хотя с ним меня связывали и «дозаповедниковские» рыбалки и охоты и строительство моста через реку. Это место долгое время мы звали просто «Шегультанская», да и сейчас, кто ещё помнит, тот так и зовёт.
     Мост являлся «шедевром» недоучившегося строителя-самоучки (простите за столь курьёзное определение, но оно более полно характеризует «зодчего»). Необходимость его строительства возникла у госпромхоза в 1987 году. Начиналось освоение лесов за Шегультаном. Осваивать, в переводе на обычный язык, значит назначать спелые древостои в рубку и начинать заготовку. Вывозка этого леса, вброд через Шегультан, было делом трудным,  опасным, а иногда и просто невозможным. Как любая горная река, а это место находится примерно в середине верхнего течения, в гористой местности, Шегультан становится очень полноводным и бурным в дождливую погоду, если дожди не кратковременны, не говоря уж про весенне-осенние половодья. И в отличии от других местных речек, долго не падает, то есть намного дольше держит уровень большой воды. За исключением стихийных бедствий и очень сильных ветров, заготовка леса игнорирует остальные капризы природы и может вестись круглый год, в отличие от вывозки, но так как процесс должен быть комплексным, и вывозка не отставала от заготовки и был построен мост.
     Никаких специалистов звать не стали, «проект» в «спичечном» варианте склеил у себя в кабинете начальник участка госпромхоза и дал команду на начало строительства. В посёлке, под весну, было срублено два сруба, один из бруса, другой из кругляка (почему так - история умалчивает) – будущие «быки» - опоры моста в русле. Летом выждав, когда вода в реке упадёт до минимума, быки привезли, и собрали на местах. Затем засыпали их крупным камнем из шахтных отвалов, так сказать, огрузили. С обоих берегов на быки были положены длинные толстые сосновые хлысты, которыми «связали» основания будущего моста между собой и с берегами. Далее на них выложили настил для проезда. Всё было вроде надёжно закреплено и произведение местного «зодчества» было готово к эксплуатации! Уложились за летний период. Наблюдая за данной деятельностью, я, молодой в то время и несведущий во многом, в душе не верил, что всё оказывается так просто, хотя, как говорится, факт был на лицо. Внешний вид «факта» даже внушал доверие…   
     Срок эксплуатации закончился через… два года, к зиме. Своенравный Шегультан за два сезона размыл быки и они покосились в разные стороны, удерживаемые хлыстами со слегка «ощетинившимся» настилом, доски и брус которого, разошлись от перекоса и торчали как попало. За половодья к мосту нанесло много подмытого и упавшего в реку леса, запрудив пространство перед мостом. Река искала выход из созданного «препятствия» и сперва просочила, а затем и промыла дополнительное русло под берегом, образовав новый рукав, перекрывший дорогу перед выездом на мост. Вложенные средства, затраты и людской труд оказались… сказать точнее, уплыли вниз по течению бесследно. Стрелочником был выбран, естественно… Шегультан! Дескать, очень непредсказуемая река, мы вот строили, строили, старались,  но увы... стихия, бессильны мы, разводя руками в стороны и честно глядя в глаза. Даже мне, далеко неискушённому строителю, было непонятно, почему быки не вкапывали и не бетонировали в русле и не крепили с берегами и между собой мощнее? Предупреждали «зодчего» и о стихийном сплаве леса к мосту! Всё тот же пресловутый авось или всезнайство?
    Лес ещё несколько лет возили через реку, добавляя туда различный мусор, ГСМ и портили колёсами рельеф основного русла…
    Каждое половодье и летние подъёмы воды прибавляли прибывавший по реке лес к мосту. Образовался десятиметровый по толщине затор перед покосившимся строением. На него можно было заходить по торчащему из воды топляку, кое где даже зеленели кусочки чахлой травки. Река промыла основное русло, обходя скопище топляка. Перед завалом образовалась обширная акватория с разными глубинами, струйками, подводными течениями и очень понравилась хариусу. Как быстро узнали об этой яме рыбаки я не помню. Помог «харюзятникам» и сам обитатель сиих речных мест. Характерные всплески кормящейся рыбы никогда не ускользнут от внимательного взгляда, а опытный рыбак определяет их даже по звуку. Постепенно места, где всегда стояла рыба, начали периодически облавливать те, кто уже знал, но не распространялись об этом. Да и народа, ездившему в ту сторону в те времена, было немного. Но всё преходяще, молва от скрытого шёпота перешла в громкоголосье, рыбаки вооружались техникой и почти тайное, как всегда, стало явным. Защита от превращения этой рыбной ямы в пустую акваторию пришла с неожиданной стороны. В начале девяностых реорганизовали заповедник "Денежкин Камень"и мост вошёл в «особо охраняемую территорию». Рыбачить там можно было законно только работникам заповедника. Отъявленных «харюзятников» в охране было немного и хариус стабильно держался у моста и наверно появилась молодь, нагуливавшая жир в этом месте и навсегда запомнившая это место.
     Вот про это спокойное время уже второй половины последнего десятилетия прошлого века я и хочу поделиться воспоминаниями. Тот день в конце августа был ненастным, но перед вечером осадки закончились и я решил сгонять к Шегультанской. Два часа убитых на убитую дорогу и я у кордона. Вышедший из избы госинпектор Володя Хозяинов после обычных приветствий, на вопрос про наличие рыбы, ответил, что у моста нету, с утра пара штук и всё, потом "задожжало" и больше не ходил. Ну нет у моста, схожу ниже, думалось мне, но начать решил всё-таки с моста.   Наковыряв под досками настила у избы червяков, пришёл к мосту. Присел на бревно, закурил, оглядывая яму. Тишина. Побросав ради приличия и проверки наличия, хотел было сворачивать снасть. Тут моё внимание привлекла щель в брёвнах, лежащих от берега к первому быку. Положив удочку и рюкзак, я заглянул через щель в воду. Мать честная! От щели до воды было около метра, а там… в толще прозрачной, около полутора метров, тихо струящейся воды, почти у дна, по всей ширине проёма выстроилась, не стая общей кучей, а шеренга харюзов! Почему шеренгой я понимаю сейчас. Все они были примерно одного размера, а значит одного возраста и старшинства меж ними не определялось. Отдельно, от «шеренги», в сторонке, возле быка, стоял в гордом одиночестве солидный экземпляр. Расстояние между брёвнами было примерно с ширину ладони среднего физически работавшего мужчины. Подчёркиваю слово «физически». Так как, привыкшая к компьютерной мыши, ладошка едва закрывает этот «намёк» на животное. В общем, сантиметров десять, если вдруг, читатель возьмёт в руки линейку. Ситуация была интересной! Прямо подо мною два десятка красивых рыбин во главе с отдельно, не знаю, как у них(рыб) принято говорить про начальство, сидящим или стоящим, а вернее всего, стоящим в «особенной» струе начальником! Наблюдая за рыбой как в телевизоре, заметил как они кормятся. Из-под моста течением тащило в толще воды что-то съестное. Шеренга хаотично открывала рты и хватала еду строго по курсу. То есть только то, что шло в рот по прямой! Никаких шагов, по нашему, влево и вправо! А вот у начальника-то маневр был! В вальяжной манере, он как бы нехотя открывал рот, иногда поворачивая голову из стороны в сторону, выхватывая, видимо, наиболее лакомые куски!
     Оставалось одно – убрать поплавок, оставить на «телескопе» два колена и рыбачить как на зимнюю удочку. Нужные манипуляции проведены, насажен червяк, ну, с богом! Снасть медленно опускается в воду… Не устаю удивляться тому, что охота на харюза, а эту рыбную ловлю я считаю охотой, всегда полна сюрпризов и неожиданностей! Нужно иметь недюжинную сноровку и смекалку! Я считаю харюзиную рыбалку квинтэссенцией всех мне известных способов ловли удочкой… Первым забросом я не попал. Червяк уплыл за них, пройдя выше. Ни один из них даже не шевельнулся, хотя червяк был в хорошем движении. Им нужно попадать прямо в рот, решил я, и прибавил дробинку выше блесёнки. Второй заброс с учётом течения и груза. Во, пошла правильно! Момента заглатывания я уже не видел, потому что крутил катушку, вытаскивая рыбу! Я заметил только начало броска открытого рта! Вот голова, а затем и красивое трепещущее тело, с отливающим фиолетовой жемчужностью спинным плавником, вылетело из «щели». Харюзок оказался граммов триста пятьдесят, хороший, средний экземплярчик. Заглядываю в щель. «Отряд не заметил потери бойца» и сомкнул ряды… После третьего выловленного, слегка поредевшая «шеренга» стала игнорировать червяка. Даже если он шёл прямо в рот, его не открывали. Мне показалось, что даже отворачивались, чтоб не пропустить более ценную пищу. Пришлось искать альтернативу. Первое, что пришло в голову, ручейник. Поиски увенчались успехом, благо место было подходящим. Я нашёл хороших крупных ручейников, замочив при этом рукава в пылу азарта. Было добыто ещё четыре штуки и я решил поохотиться на «начальника». На естественный в такой ситуации вопрос, а почему не сразу? Во-первых, забрасывать в угол было очень непросто, «тренируясь» я бы разогнал всех , а во-вторых, если бы даже он попался, то вываживание тоже могло распугать их. Поэтому имея уже семь штук , можно было и рискнуть. Не помню с какого раза у меня получилось кинуть в угол. Поклёвка была мгновенной и я, радостный, как обычно стал выкручивать потяжелевшую  снасть из щели. Вариантов другого извлечения рыбы из воды не было. Безвыходность ситуации всё же напрягала. Глядя на согнувшееся колено удилища, я понял, что тягать через верх было чревато…Он оборвал снасть, когда был вытащен из воды! Громкий всплеск и полегчавшая удочка были тому подтверждением. Мой обескураженный вид насмешил бы даже самого чёрного меланхолика. Погоревав с незажжённой сигаретой во рту, прикурить которую я забыл напрочь, представляя мысленно какая добыча ушла, вернулся к действительности. Обрывок старенькой японской лески 0,22 вяло колыхался в слабых порывах ветерка, тянувшего по реке. «Ну что, это не твой!», с грустью сказал мне мой внутренний голос, ошибался в таких случаях он редко, я это знал. Жизнь продолжалась, я заглянул в щель. Поредевшая «шеренга» была на месте, чуть ниже появились два мелких. Привязав новую блесёнку и насадив на неё ручейника, вновь опустил снасть... Привередливость харюзов возросла. Пришлось пробовать менять проводку. Опускал на дно и течением приманку тащило по донной поверхности. Ещё шесть соблазнённых. Вместо ручейников, которые кончились и терять время на их поиск не хотелось, нацепил опять червяка. Проводка та же – ещё четыре. После поимки последнего, остатки стаи занервничали и перестали брать, а потом и совсем убежали под мост. Два мелких заняли их место, но меня не соблазнили и я стал собирать пожитки. Разложенные рыболовные коробочки, улов, определял в рюкзак, а глаза неумолимо тянулись в щель. Посидев, покурив, послушав реку и насмотревшись в прояснившийся незаметно для меня небосклон, свернул удочку, осмотрелся вокруг по старой лесной привычке. Всё моё вроде с собой. Чувство блаженства от неожиданной удачи и процесса такой своеобразной ловли постепенно разливалось по телу. Вот когда я действительно пришёл в обычное человеческое состояние. Так реагировал организм на происходящее. Впечатления этого вечера отправились в анналы памяти, а всю эту атмосферу позитивной энергетики впитало в себя подсознание, оставив в душе спокойствие и радость.
     Одев рюкзачок и взяв удочку, перед уходом не преминул заглянуть в щель… и чуть не присел! «Начальник» или его двойник, что мало вероятно, стоял на своем обычном месте! Немного ниже резвились два «пендаля», величиной чуть больше ладошки. Приникнув к брёвнам, старался рассмотреть кусок лески с блесёнкой в губе рыбины. Их не было!!! «Выплюнул»! За сорок минут. Про способность хариуса освобождаться от неожиданных «подарков» я слышал от многих заядлых «харюзятников» со стажем, теперь увидел это сам. Однако желания снова испытывать судьбу у меня не было и это не показалось мне странным. Пусть живёт, решил я про себя.
     На вопрос Володи: «Ну как?» - показал улов. На следующий вопрос с округлившимися глазами: « Где ловил?» Ответил просто: «На мосту».

27.03.2015 г.


Рецензии