6. Детская художественная школа живёт и работает

НА СНИМКЕ: Павел Дмитриевич Муратов, искусствовед, автор исследования художественной жизни Сибири.


В 2013 году в журнале «Идеи и Идеалы» № 3(17), т.1 вышла статья известного новосибирского искусствоведа П.Д. Муратова «От первой зональной выставки до второй», которую я неожиданно для себя нашёл, готовя эту книгу к публикации. В серии последовательных публикаций об истории художественной жизни Новосибирска он довольно подробно рассказывает и об Академгородке, уделяя внимание двум аспектам: детской художественной школе и выставкам в Картинной галерее.

Приведу его рассказ «…о возникшей под крылом объединенного комитета профсоюзов детской художественной школе (1965)».

Меня такое начало немного ошеломило. Обычно, говоря о Доме культуры «Академия», «Кафе-клубе «Под интегралом» и других центрах культурной жизни Академгородка, об объединённом комитете профсоюза не упоминают. Я уже к этому привык. А тут: на тебе… Интересно, откуда такая осведомлённость. Я посмотрел ссылки. На материалы, опубликованные мною в «Живом журнале» и на портале “proza.ru” ссылок нет. Так я и не догадался, каков источник этой осведомлённости.

Но вернусь к тексту статьи П.Д. Муратова:

«Налаживанием детского художественного образования в Академгородке занялись новосибирские художники В.Г. Кирьянов, Е.З. Рожков, В.В. Семенов. Кирьянов и Семенов, однокашники по Институту живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде, в то время занимались росписью только что возникшего на окраине парка имени С.М. Кирова городского Дворца пионеров по теме «Космос». Рожков писал пейзажи Академгородка.

Ориентация школы была на живопись. Через полгода к ним присоединился скульптор Б.Н. Горовой. Его энергией в школе был обустроен скульптурно- керамический участок, поставлены печи для обжига, приобретены два гончарных круга и прочее нужное для участка оборудование. Ничего подобного другие детские школы и студии города по тем временам не имели. Они не имели и таких преподавателей, видных действующих художников».

Должен заметить, что, во-первых, вначале школой руководил Юрий Кононенко, а во-вторых, керамический участок создавался в школе с самого начала. Об этом я уже писал раньше.

Но мы, действительно, вскоре, пригласили в качестве руководителя школы молодого художника Виктора Семёнова, а он привлёк к работе в школе В.Г. Кирьянова, Е.З. Рожкова, а впоследствии скульпторов Бориса Горового и Семёнову.

Но вот, интересный абзац о характере занятий в школе:

«Их [преподавателей школы –МК] метод состоял не в рисовании с натуры по твердым правилам анатомии и перспективы, не в утверждении оптически безупречной живописи с прослеживанием собственных и падающих теней, рефлексов, бликов, а в раскрытии образа того, что рисуешь. Художники ненавязчиво помогали детям преодолевать технические трудности рисунка и живописи, радовались находкам детей в их образах. Работа с натуры в школе тоже велась, но велась она руками ребенка в соответствии с его художественными данными».

Это хорошее дополнение профессионального искусствоведа к моим воспоминаниям.


Рецензии