14. Творчество Валерии Семеновой

Я нашёл интересную статью П.Д. Муратова «О творчестве Семёновой», которую с удовольствием помещаю в мою книгу, понимая, что мой читатель не станет её искать по ссылке, хотя я и привожу её здесь (по ссылке читатель прочтёт полный текст, я же привожу статью в сильно сокращённом виде (http://www.pdmuratov.org/semenowa_w_e/semenowa_w_e.html)


Валерия Елизаровна преподавала керамику в нашей Детской художественной школе, и мне хочется рассказать хотя бы об одном преподавателе более подробно. Тем более, что она заслуживает такого рассказа.

Валерия Елизаровна Семенова начала участвовать в выставках с 1953 года. Она была тогда студенткой факультета скульптуры Тартусского художественного института. Без е` особенных стараний её работы попали на республиканскую выставку в Таллин, где они экспонировались рядом с произведениями преподавателей. Через два года Семенова получила диплом с отличием, вернулась из Прибалтики в родную Тюмень, и теперь уже Тюменская организация Союза художников послала ее новые работы на республиканскую выставку в Москву.

С тех пор ее произведения появлялись на выставках разных уровней и разных типов в разных городах страны. Бывали годы, например, 1975-й, когда Семенова показывала скульптуру и керамику на четырёх выставках в Москве (две из них республиканские, одна всесоюзная, одна групповая новосибирских художников), на всесоюзной в Вильнюсе, на зональной в Томске и таким образом в течение года на выставках побывали десятки ее произведений.

Как известно, часть произведений с художественных выставок попадает в государственные хранилища и потому нет ничего удивительного в том, что скульптуру и керамику Семеновой можно встретить в художественных музеях Барнаула, Брянска, Иркутска, Кемерово, Тюмени и, конечно же, Новосибирска.

К тому, что осело и оседает в художественных музеях можно прибавить большое количество общественных учреждений Новосибирска, среди которых Дворец культуры завода имени В.П. Чкалова, Дом учёных Академгородка, Дом актера, консерватория и мы получим некоторое представление о том, где и как появлялись, где и как приживались произведения Семеновой, Заслуженного художника РСФСР (России).

Есть ещё одна область, где распространялись произведения художников в буквальном смысле слова принятых народом, массой, пусть эта масса и не беспредельно широка. Имеются в виду те начала частных собраний живописи, графики, керамики, скульптуры, какие появились в Новосибирске в среде местной интеллигенции.
Человеку, любящему искусство, независимо от того, художник ли он сам или журналист, актёр, учёный, искусствовед, музейный, административный работник хочется иметь перед глазами какие-нибудь творения увлёкшего его художника. Чаще всего он хранит у себя произведения, подаренные по случаю, редко – купленные.
Покупка произведений современного искусства у нас в массе не привилась. Весомые в историко-художественном отношении подарки бывают в исключительных случаях. Зато для хранящего подарок он памятен событием, встречами с художником, переживаниями, сопровождавшими встречи. В таких именно интимных собраниях чаще и больше других встречаются работы Семеновой.

…Начиная с середины шестидесятых годов, Семенова занялась и керамикой, творчество её вследствие этого резко расширилось, стало зрелищным, разнообразным, частично утилитарным.

И пошли к ней паломники за диковинной кружкой, за нестандартной вазой, за расписанным блюдом. Стеснённые условия мастерской, при которых происходило быстрое «затоваривание» площадей, способствовали доброте автора. Семенова одаривала многих, и многих очень щедро.

Чтобы иметь возможность постоянно дарить, надо иметь бездонные кладовые. Такой кладовой стала редкая работоспособность Семеновой. Конечно, и другие художники в том же Новосибирске имели ненормированный рабочий день, но не всегда работоспособность так прямо отражается в производительности, как это видно у Семеновой. Сначала в школе, потом самостоятельно она научилась именно создавать, а не просто быть занятой работой.

С … благодатной и ограниченной глиной Семенова научилась работать виртуозно. Два, четыре часа работы и – этюд готов, иногда столь характерный и запоминающийся, что все понятия о скульптуре иного вида на время улетучиваются из сознания зрителя. Правда, в течение этих часов лицо скульптора медленно сереет, покрывается серебристой росой пота. Сосредоточенное напряжение даёт себя знать. И оно долго ещё отзывается возбуждённым взглядыванием на законченную работу, в то время как руки уже делают другое.

Одним этюдом с одной модели она, как правило, не ограничивалась. За первым следовал второй, третий, десятый. Если натура терпела, работа продолжалась до тех пор, пока Семенова не озарялась приближением такой полноты знания предмета, что и без натуры могла делать прочувствованную живую скульптуру. Тогда-то и оказывалась возможной свобода обращения с реальной формой. Гротеск и утрировка, столь свойственные творчеству Семеновой, рождались у нее из знания натуры, а не из волевого: сделаю так.

От глины в скульптуре до глины в керамике всего один шаг, и Семенова сделала этот шаг, вступив в область, где фигуративные объёмы переходят в нефигуративные, в том числе в функциональные, где цвет и форма живут не так, как в скульптуре.
Скульптура Семеновой в основном портретна, керамика строит образ на ассоциациях с формой живой и неживой природы, развивает типы предметов, сложившиеся в народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве. <…>

 Цвет в керамике – раскраска, разрисовка, роспись, иногда дополняемые цветом материала расписываемого предмета, чаще же полностью его перекрывающий. Керамика вследствие разнообразия форм и полноты цвета очень зрелищна. Она способна стать зазывалой на художественную выставку, и керамист при этом не унижает своего искусства, наоборот, возвышает его тем изобретательным игровым элементом, какой издавна живет в народной культуре. <…>

При первом взгляде на собственно керамику Семеновой разбегаются глаза от ее разнообразия. Впечатление разнообразия вызывает чувство сродни обретению творческого всемогущества, будто зритель сам вместе с художником сотворил этот цветной мир гуделок, свистелок, ваз, кружек, блюд, пластов, керамических деревьев и прочего, из чего состоит керамика Семеновой. Помнится, в начале семидесятых годов немалое число любителей искусства, овеянных этим чувством, сожалело о том, что Семенова тратит силы на скульптуру, тогда как ей дано волшебное свойство творить весёлые предметы.

Между тем, керамика Семеновой не так уж далеко ушла от ее скульптуры. Коты, птицы, собаки, кентавры, населяющие керамический отдел творчества Семеновой, существуют и в нарисованном, и в вылепленном, то есть в скульптурном виде. Вазы и кружки с диковинными ручками при ближайшем рассмотрении обнаруживают простую конструкцию: цилиндрический объем с приросшим к нему фантастическим зверем, который тоже весь – декоративная скульптура. <..>

К восьмидесятым годам Семенова и в керамике, и в скульптуре стала строить форму внутренне подвижную. Произошла смена тем и сюжетов. Появились прихотливой формы «кораблики», «звезды» и прочие дива.

Традиционные блюда и тарелки в отдельных случаях стали походить на изделия из мягкой замши с трепещущими краями, вдруг окаменевшими. <…>

В середине восьмидесятых Семенова начала делать фигурки музыкантов величиной до десяти сантиметров, предполагая со временем вылепить полностью симфонический оркестр. Оркестр она не вылепила, фигурок же музыкантов со струнными и духовыми инструментами в руках в мастерской накопилось множество. Среди них есть очень удачные. Выпуклая сзади, вогнутая спереди глиняная лепешка образует широкое туловище. Его завершает похожая на маленькую двухпудовую гирю голова.

Внизу у фигуры коротенькие отростки – ноги. Ручками-колбасками, сламывающимися в локтях и в запястье, человечки держат инструменты (альт, виолончель, контрабас, трубу, валторну), вылепленные с соблюдением характера форм прототипа, но гротесковые по пропорциям. «Музыканты» получались на загляденье, особенно после того, как они выходили цветными и глазурованными из муфельной печи. <…>

Семенова-скульптор, Семенова-керамист работали в неразрывном единстве так, что трудно прочертить пограничную полосу между ними. Полоса не прочерчивается, она входит одной стороной в один вид искусства, другой стороной – в другой. Но есть еще Семенова-живописец, художник близкий первым двум.

Здесь уже упоминалось о раскраске и росписи семеновской керамики. Это тоже живопись. Но сейчас имеется в виду не декоративная живопись, выполняющая вспомогательную роль в керамике. У Семеновой есть натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые сцены, написанные по законам станковой живописи. Они не составляют отдельного от керамики ряда, потому что выполнены эмалями, глазурями, ангобами на блюдах, пластах, тарелках, однако в данном случае пласты и тарелки воспринимаются как одна из разновидностей основы живописи, керамическая пластина вместо холста. <…>

В 1981 году Семенова переехала в Москву, предполагая там найти благодатную почву для своего творчества. Исполнились ли ее надежды? Как бы там ни было, деятельная результативная пора ее творчества пришлась на те шестнадцать лет, что скульптор, керамист, живописец Семенова прожила в Новосибирске. И этого достаточно, чтобы помнить и любить художника Валерию Елизаровну Семенову, оставившую заметный след в художественной жизни города.


Рецензии