Солистам Бурятского театра оперы и балета зал апло
Те, кто усомнились и не пошли 7 ноября на гала-концерт солистов Бурятского театра оперы и балета имени Г.Ц.Цыдынжапова, много потеряли! Такого количества певцов с прекрасными голосами в одном выступлении я давно не слышала! Семнадцать солистов, у более половины из которых великолепные сильные красивые голоса, у остальных либо хорошие, либо очень хорошие. И я знаю еще как минимум двух певцов этого театра, чьи голоса великолепны, и их уже слышали в операх в Мариинском театре! Это прекрасный монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар, выступивший в Мариинском театре в партии барона Скарпиа опере Пуччини «Тоска» в дни фестиваля «Звезды белых ночей». И Аюна Базаргуруева, которая много раз была трогательной Аидой в одноименной опере Верди, проникновенно пела и оправдала ожидания публики.
Я-то ни секунды не сомневалась, идти ли на этот гала-концерт. Бурятский театр оперы и балета я знаю с молодости, когда его труппа приезжала на гастроли в Благовещенск, куда я попала на несколько лет с родителями. В этом театре был прекрасный классический репертуар и хорошо поставленные спектакли. Они единственные в Советском Союзе в конце 1960-х годов исполняли оперу Ж.Бизе «Искатели жемчуга», фрагменты из которого я не могу забыть до сих пор. Впрочем, у меня перед глазами стоит и Мефистофель из великолепно поставленного «Фауста» в исполнении легендарного баса этого театра Лхасарана Линховоина. Он был и прекрасным Кончаком в замечательной постановке «Князя Игоря» с настоящими половецкими плясками (а не с вариациями на неизвестную тему под музыку Александра Бородина, которую показал 8 ноября на сцене Мариинки Якутский театр оперы и балета). Театр из Улан-Уде привозил на гастроли не менее полутора десятков спектаклей, среди них оперы «Травиата», «Риголетто», «Кармен», «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Жизель». И оперная и балетная труппы были очень впечатляющие. Бурю восторга всегда вызывала у публики прима-балерина Лариса Сахьянова. Словом, весь мой прежний опыт подсказывал, что гал- концерт будет стоящим! Тем более я нежно люблю этот театр за то, что он познакомил меня в студенческие годы с оперной и балетной классикой в таком далеком от столичного театрального рая Благовещенске, центре Амурской области. Когда я рассказывала своим знакомым, что собираюсь на этот концерт, что знаю этот театр, что у него хорошая труппа, что я выросла в тех краях на их спектаклях, то в ответ услышала: «Ну, мы же там не выросли». Видимо, имелось в виду, что они выросли в более хорошем месте… Меня всегда умиляет питерский снобизм! А такой труппе, как у Бурятского театра оперы и балета, и сегодня позавидовали бы многие театры России, а некоторым солистам – и театры мира! В гала-концерте участвовало четыре тенора, два из которых просто изумительно хороши! А если верить художественному руководителю Геликон-оперы Дмитрию Бертману, что теноры – это штучный товар, а хорошие – так вообще на вес золота, то Бурятский театр обладает просто несметными сокровищами! Помимо этого у них есть несколько прекрасных и хороших басов, баритонов, сопрано и меццо-сопрано. И по всему получается, что театр своими силами может поставить практически любую оперу на весьма высоком исполнительском уровне. А если учесть, что пели участники концерта очень выразительно, что называется, «так, как доктор прописал», то есть драматургию роли выстраивали, прежде всего, голосом, а потом уже лицом и телом, то можно себе представить, как это все великолепно смотрится в полноценном спектакле! Я бы с удовольствием сходила!
В гала-концерте прозвучали три фрагмента из оперы Чайковского «Пиковая дама» – ариозо Германа (Михаил Пирогов – потрясающей силы и красоты тенор!), ария Лизы (народная артистка республики Бурятия Марина Коробенкова – великолепное мягкое сопрано) и песенка Томского (народный артист республики Бурятия Мунзул Намхай – хороший баритон).Такой Герман и такая Лиза – находка для любого театра мира! По всему было видно, что слушать эту оперу Чайковского в Бурятском театре одно удовольствие!
Прекрасно исполнил арию Хозе из оперы Бизе «Кармен» Мэргэн Санданов, еще один великолепный тенор! И ария Микаэлы (Батчимэг Самбуугийн) из этой же оперы порадовала, потому что все свои девичьи переживания невеста дона Хозе живописала нежным красивым голосом, который тем не менее был прекрасно слышен на фоне оркестра, который временами, видимо, забывал, что он в данный момент не симфонический, а оперный, и включал полную мощь. Но к чести певцов, их голоса не терялись и на этом фоне. Знаменитую и труднейшую арию Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта» очень достойно исполнила народная артистка республики Бурятия Бигильма Ринчинова. Потрясла публику и народная артистка СССР Галина Шойдагбаева арией Лауретты из оперы Пуччини Джанни Скикки» и сорвала самые громкие аплодисменты и крики «Браво!». Завершился концерт проникновенной музыкально-хоровой композицией «Моя Бурятия», слушая которую перед глазами вставали бескрайние просторы Забайкалья, с пологими сопками, высоким голубым небом, широченными реками и озерами, увидеть которые надо хотя бы раз в жизни! Дарю идею туроператорам! Организуйте постоянный маршрут в Бурятию для посещения спектаклей этого великолепного театра, а заодно прокатите туристов по Трассибу, покажите природные и национальные красоты Забайкалья. Если правильно все сделать, то будет очень интересное, приятное и познавательное путешествие! Я уже знаю людей, кто готов пару раз изменить Мариинскому театру с Бурятским!
Лишь одно меня резануло на этом гала-концерте. Музыканты и дирижер (Леонид Корчмар) должны были выступать радушными хозяевами, проявлять заинтересованность в происходящем, раз они не были спрятаны в оркестровую яму, а сидели у всех на виду. Мне, как зрителю и просто человеку, кажется, что когда певцы кланяются и широким жестом благодарят оркестр и призывают публику обратить внимание на их мастерство, то музыканты и дирижер, как минимум должны смотреть на солиста, а не заниматься каждый собой или соседом. Правда, дирижер, временами все-таки спохватывался и начинал улыбаться и реагировать на жесты певцов. Возникало ощущение, что музыканты словно говорят: они – сами по себе, а мы – сами по себе. Но это ненормально, я не видела ни одного зарубежного оркестра, который бы аккомпанировал оперным певцам, не выказывая им своего хотя бы внимания на протяжении всего концерта, пока все на людях. Ведь зритель не должен видеть техническую сторону работы музыкантов такого уровня. Да и сценический этикет еще никто не отменял. Странно было видеть как музыканты, когда зал буквально надрывался от восторженных криков «Браво!», с нескрываемым изумлением изучали зал. А публика принимала солистов Бурятского театра оперы и балета тепло и восторженно, отдавая дань их таланту, мастерству и артистичности. В конце концерта зал долго аплодировал стоя! Не часто можно увидеть такую овацию в Мариинском театре! За последние полгода, хотя я хожу в театр часто, я вижу третью, причем эта, пожалуй, самая впечатляющая.
Я не утерпела и подошла к дочери легендарного баса Лхасарана Линховоина Дариме Лхасарановне, концертмейстеру театра, чтобы взять автограф и сказать, что я слышала ее отца в спектаклях и его Мефистофеля помню до сих пор!
Свидетельство о публикации №216110900273