Охота на барсеточников

Охота на барсеточников
Шло расширенное совещание. В президиуме в центре восседалгенерал в милицейском мундире. По обе стороны от него си-
дели прокурор района и глава администрации. Зал был заполнен до
отказа, сверкали большие звёзды на погонах, разница была только в их
количестве: у кого на погонах одна, но таких было мало, у кого две —
их было большинство, а у кого по три — тех было совсем немного, и
они сидели в первом ряду.
Отчитывался начальник райотдела — полковник маленького ро-
ста, с короткой стрижкой. Когда речь пошла о раскрытых и нераскры-
тых кражах барсеток, генерал остановил его:
— Это что у вас получается, раскрытых — ноль?
Полковник у трибуны стоял и молчал, только часто мигал ресни-
цами и смотрел на генерала. Видел ли он его в тот момент?
На заднем ряду, на камчатке, сидел и скучал, подрёмывая, стар-
ший следователь Лесник Сергей Алевтинович. Когда речь зашла о бар-
сетках, он встрепенулся.
«Да, барсеточники не попадаются, сколько раз выезжал в дежур-
ные сутки на кражи барсеток, и никаких зацепок, даже следов не остав-
ляют, в результате одни "висяки"», — подумал он.
Следователь уже не слушал, что происходило на трибуне и в пре-
зидиуме. Генерал поднимал то одного начальника уголовного розыска,
то другого, то начальника следственного управления. У следователя
уже зрел план.
«Надо их брать на живца», — рассуждал он.
С этими мыслями он и ушёл с совещания к себе в кабинет.
Туда с шумом вошли молодые опера Антон Чигирёв и Тимофей
Евгеньев. В руках они держали ракетки для настольного тенниса, Ти-
мофей играл шариком, подкидывая его вверх.
— Сергей Алевтинович, бросай ты эту работу, пошли играть в тен-
нис, — предложил Антон.
— Пацаны, есть идея, — остановил он их.
— Какая ещё идея? — рассаживаясь на стульях, заинтересовались
они.
210
— Барсеточников надо взять.
— О, хорошая тема, — протянул Антон.
— А что делать надо? — подхватил Тимофей.
— Будем брать на живца.
— Это как? — в один голос спросили опера.
— Берём машину с периферии, заезжаем на рынок, водитель идёт
типа что-то покупать, барсетка с куклой лежит на видном месте. Ма-
рина (девушка опер, единственная в отделе) сидит на пассажирском
сиденье. Тимоха, прикрытый курткой, лежит на заднем. Барсеточники
обычно вдвоём подходят: один отвлекает пассажира, а второй с другой
стороны хватает барсетку и исчезает. Тимоха, видя это, выскакивает из
машины и догоняет его.
— А почему сразу мне догонять? — возмутился Евгеньев.
— А потому что ты спортсмен, бегаешь хорошо, вот мы и поручим
тебе ответственное задание, — осадил его следователь.
— А я что буду делать? — спросил Антон.
— А ты с остальными операми будешь сидеть в засаде и по звонку
Марины влетаешь на рынок, и тогда задерживаем остальных.
— А если он успеет в машину прыгнуть? — высказал сомнение
Тимофей.
— Вот на машине и будут дежурить опера, чтобы сразу заблокиро-
вать их у ворот, — разъяснял план операции следователь.
— Всё это хорошо, а машину где с периферии возьмём? — с серьёз-
ным видом сказал Антон.
— Я и это продумал. У меня в деревне есть знакомый, который
часто приезжает в город. Так вот, как приедет, я попрошу его подсобить,
номера у него неместные, думаю, что барсеточники на это сразу клюнут.
— Ну всё ясно, а теперь пошли играть в теннис, — предложил Ти-
мофей.
Милиционеры прошли в спортзал, там следователь обыграл каждо-
го опера в пяти партиях, те менялись после каждой проигранной, а он,
отыграв десять партий кряду, ушёл.
— Тренируйтесь, пацаны, — сказал он им и направился к экс-
пертам, предварительно зайдя к себе в кабинет и выбрав в вещдоках
никому уже не нужную барсетку.
— Палыч! Заряди её, пожалуйста, — обратился он к главному экс-
перту-криминалисту Андрею Павловичу Волченко.
— Да запросто, — ответил тот. — А что собираешься делать?
— Собираюсь устроить охоту на барсеточников, — ответил следователь.
После эксперта Лесник пошёл к начальнику уголовного розыска и
без церемоний обратился к нему:
— Паша, надо на рынке автомобильных запчастей наружку выста-
вить, чтобы проанализировать обстановку и вычислить барсеточников,
а потом провести операцию на «живца».
— Я не против, сделаю заявку, — ответил начальник угро.
211
На последнем совещании генерал так орал за нераскрытые данной
категории дела, что многие получили выговоры, поэтому предложение
следователя Лесника пришлось ему по душе.
Прошла неделя. В кабинет к следователю зашёл Тимофей.
— Пошли, тебя Паша зовёт! — обратился он к Леснику.
— Зачем я понадобился твоему начальнику? — ответил тот.
— Там отчёт пришёл с «наружки» по рынку автомобильных запча-
стей.
— Это уже интересно, — сказал следователь и зашагал вперёди
опера в кабинет начальника уголовного розыска.
В кабинете собрались почти все работники уголовного розыска и
смотрели видео. Следователь внимательно стал вглядываться, но ему
было трудно сосредоточиться, потому что видео крутили давно.
— А можно сначала, — обратился Лесник к начальнику угро.
— Да мы уже там смотрели, — возмутился старый опер Косоротов.
— Разговорчики в строю, — резко оборвал его следователь.
Начальник уголовного розыска молча отмотал кассету назад, и все
так же молча начали смотреть, иногда переговариваясь.
— А откуда это снимают? — спросил следователь у присутствую-
щих.
— С окна техникума, — почти хором ответили опера.
За несколько дней «наружка» отсняла хороший материал, где было
видно, как на парковку заезжает автомобиль без номерных знаков с за-
темненными окнами, из него выходят бритоголовые братки, шныряют
между машинами, высматривая добычу. Заснять момент кражи не уда-
лось, но технология у них отработана. Кроме того, было видно, как по
тротуару вдоль рынка прохаживается мужчина лет сорока с большими
залысинами на голове, к нему то и дело подходили братки, которые
вылезали из затемнённого автомобиля.
— Этого мужика я знаю, — сказал Косоротов,— мы его брали на
барсетках, только на другом рынке, сейчас он сам не светится, только
руководит молодёжью.
— В момент операции не пасите их возле ворот, а то он ваши рожи
сразу вычислит,— сказал следователь.
— Поэтому мы и молодых на рынок отправляем, старых оперов
они в лицо уже знают,— ответил за всех начальник угро.
***
Когда в очередной раз знакомый Лесника приехал в город, опе-
рация началась. По заранее оговоренному плану машина заехала на
рынок автомобильных запчастей. Деревенский мужик в унтах, ду-
блёнке и барсучьей шапке пошёл по рядам, Марина, оставшись на
212
пассажирском сиденье, открыла двери и, кокетливо выставив ноги,
курила. На заднем сиденье, под курткой, притаившись, лежал Тимо-
фей Евгеньев. Барсетка с куклой лежала на передней панели. Вдоль
торговых рядов прохаживались два опера, поглядывая на припарко-
ванную машину, это на тот случай, если преступник бросится между
рядами. Антон Чигирёв стоял у калитки на верхнем входе на рынок
и курил. У техникума, напротив рынка, два опера сидели в машине и
в случае необходимости должны были заблокировать своей машиной
ворота на выезде из него.
Было видно, как продавец с первого места позвонил по телефо-
ну и через мгновение на парковку въехал затемнённый автомобиль
без номерных знаков, из него вышли два добрых молодца и сразу
направились к периферийному автомобилю. Один остановился воз-
ле Марины и стал с ней затевать разговор, она охотно кокетничала
с ним. Второй обошёл с другой стороны и стал аккуратно открывать
двери.
Тимоха видел всё.
Как только преступник схватил барсетку и стал удаляться от их
машины, Евгеньев выскочил из неё. Преступник оглянулся и увидел,
как опер достаёт из кобуры расположенной под мышкой пистолет. Бар-
сеточник обо всем догадался и бросился к своему автомобилю. Пока Ти-
мофей добежал до машины, преступник уже скрылся в ней. Евгеньев,
как в лучшем голливудском боевике, перекрыл ей ход, положив локти
на капот с зажатым обеими руками пистолетом и целясь в водителя. В
этот момент из машины выскочили трое пассажиров и разбежались в
разные стороны. Но Тимофей чётко оценил обстановку, он заметил, что
из одной двери выскочил молодой человек, у которого лицо, руки и
одежда были в бордовом порошке.
«Кукла сработала», — подумал он и в три прыжка догнал преступ-
ника, уложил на асфальт и, завернув руки за спину, сомкнул наручни-
ки. Тот только простонал:
— Больно!
Антон Чигирёв, ничего не подозревая, покуривал у калитки. И
тут увидел, как прямо на него несётся молодой человек с характерной
внешностью. Он сделал шаг ему навстречу, достал из кармана удостове-
рение и сунул бежавшему под нос со словами:
— Уголовный розыск!
Тот попытался обогнуть опера и шмыгнуть в калитку, но не тут-то
было. Чигирёв схватил его за куртку, тот стал вырываться, как птица,
попавшая в сеть. Антон взял его руку и заломил за спину, достал из за-
днего кармана наручники и, защёлкнув на запястье одной руки, грозно
сказал:
— Вторую!
Тот медленно повиновался и добровольно протянул руку. Опер за-
щёлкнул наручники на второй руке, с силой дёрнул его за локоть так,
213
что преступника развернуло на сто восемьдесят градусов и их лица при-
близились. Антон, не отпуская его локтя, потянул за собой со словами:
— Пошли, урод!
Тот молча подчинился.
Когда Евгеньев метнулся за преступником, тот, что стоял рядом с
Мариной, как будто потерял к ней интерес, повернулся и пошёл прочь.
Она, недолго думая, выскочила из машины, достала из кармана наруч-
ники, догнала его и, схватив за руку, защёлкнула на запястье. Тот от
неожиданности упал животом вниз, а Марина на него. При падении он
выставил одну руку вперёд, а когда оказался на земле, то придавил её
собственным телом. Поэтому, когда Марина потянула руку на себя, что-
бы надеть наручники, у неё ничего не получилось. Она, недолго думая,
защёлкнула их на запястье своей руки и скомандовала:
— Вставай!
Она поднялась первая и потянула его за собой.
Двое оперов, что прохаживались между рядами, увидели, что на
них стремглав мчится молодой человек. Один опер резко шагнул ему
навстречу, беглец попытался его обогнуть, но на него вышел второй
опер. Бежавший хотел с силой оттолкнуть его, но не тут-то было: опер
выставил вперёд свой кулак, и молодой человек с разгону воткнулся в
него. Из носа брызнула кровь, опера схватили его за руки и потащили
на выход.
Милиционеры, сидевшие в машине, увидели, что на рынке на-
чалась какая-то суета и, не дожидаясь команды, стали приближать-
ся. Только они подъехали к воротам, как оттуда начал выезжать ав-
томобиль с затемнёнными стеклами и без государственных номеров.
Опер, находившийся за рулём, остановился между опорами, на кото-
рых висели ворота. Водитель затемнённого автомобиля стал махать
рукой, чтобы опер уступил ему дорогу, но в это время из машины
выскочили два опера с пистолетами в руках. Водитель затемнённого
автомобиля включил заднюю скорость и попытался тронуться, но
посмотрев в зеркало заднего вида, увидел, что за машиной ходят
люди. Тогда он остановился, но двери в машине заблокировал. Опер
Косоротов стволом пистолета спокойно постучал по стеклу водитель-
ской двери и сказал:
— Сейчас вышибу!
Тот разблокировал двери, Косоротов рванул их на себя, схватил во-
дителя и вытащил из машины со словами:
— Руки на капот!
Тимофей, первым задержавший преступника, подвёл его к метал-
лической ограде рынка и пристегнул к ней, затем привели задержан-
ного с окровавленным носом и так же пристегнули к забору. Антон
Чигирёв не стал перестёгивать наручники своего задержанного к огра-
де, а надел через верх на её металлический стержень, при этом сильно
завернув тому руки.
214
— Ой, больно, — завопил задержанный.
— Молчи, урод, — спокойно ответил ему Антон.
Последней привела своего задержанного Марина. Видя, что осталь-
ные стоят пристёгнутыми к ограде, она сняла с себя наручники и при-
стегнула их к забору. С высоко поднятой головой она обратилась к
операм:
— Учитесь, пацаны!
— Мариночка, ты его как: сзади или спереди? — тут же подшутил
над коллегой Антон.
— Везде, — отшутилась та.
Антон набрал номер следователя Лесника.
— Герр майор, ваше приказание выполнено, все задержаны и уло-
жены штабелями.
— А если серьёзно? — раздалось в ответ.
— Задержали усех, — копируя артиста Папанова из знаменитого
фильма, повторил Антон.
— А барсетка у кого?
— Она в машине сработала. Видимо, хотели открыть, достать со-
держимое и выбросить, когда обнаружили погоню.
— Ладно, понятно, отправляю к вам дежурного следователя, что-
бы составлял протокол осмотра места совершения преступления и сам
подъеду, — ответил Лесник.
Когда Сергей Алевтинович приехал на место преступления и вы-
слушал доклад оперов, то распорядился:
— Ладно, везите всех в отдел, а вымазавшегося — отдельно, чтобы
не успели сговориться.
По возвращении в отдел Лесник зашёл в кабинет начальника уго-
ловного розыска.
— Ну, что там? — встретил его хозяин кабинета.
— Короче, слушай, — садясь за стол, начал следователь, — одного
я закрываю, который схватил барсетку, в отношении остальных ничего
мы не докажем. Скажут, мимо шли, испугались мужиков с пистолета-
ми вот и побежали. Сам знаешь. Поэтому опера пусть снимут отпечатки
пальцев, сфотографируют, короче, занесут их в картотеку, а я допрошу
в качестве свидетелей и отпущу, больше трёх часов мы их всё равно
держать не имеем права.
Выполнив с задержанными все следственные действия, следова-
тель Лесник зашёл в кабинет начальника следственного отдела.
— Ну что, охотник за привидениями, — встретила его Елена Бори-
совна Никульшина.
— Не за привидениями, а за конкретными барсеточниками, и се-
годня весьма успешно, — ответил он. — Одного только закрыл, осталь-
ных не привяжешь.
— Ну и ладно, не переживай.
— Так самое главное: среди задержанных оказался сын заместите-
ля начальника экспертно-криминалистического центра УВД.
— Да ты что?— удивилась Никульшина.
— А что ты хочешь, вот так бывает: папа большой милицейский
начальник, а сын бандит. Я бы его с удовольствием закрыл. Но, ладно,
всё равно попадётся, как верёвочка ни вьётся — конец будет, — сказал
Сергей Алевтинович.


Рецензии