День 3Д беседа третья

Выйдя на канал, архитектор сбавил шаг. В это осеннее утро никуда не хотелось спешить. Вода, не затрагиваемая ни малейшим дуновением ветра, отражала до мельчайших деталей окружавшие ее предметы – разноцветные дома, трубы над черепицей, окна и даже занавески. Прищурившись, он разглядел в воде массивный, медный, начищенный до блеска кофейник, украшавший один из подоконников второго этажа дома в салатовых тонах. Острые черепичные крыши уходили куда-то вглубь, вслед им тянулись развесистые кедры, темно-зеленая крона которых в отражении становилась почти черной и от этого еще более неподвижной. Архитектор достал было фотоаппарат, но тут же почувствовал слабый порыв ветра. Вода зарябилась, черепица на крышах начала плясать. Спугнул, молча улыбнулся он. Километром меньше, посижу-ка я здесь,  покараулю это чудо. Он присел на одну из скамеек, расставленных заботливым муниципалитетом вдоль канала, и стал ждать. Но слабый ветерок продолжал пакостничать, и рябь не уходила с поверхности воды. Архитектор подождал еще минуту-другую, разочарованно и шумно вздохнул, что теперь беречь тишину, встал и направился к центру городка. Порадую пастора, подумал он.
Его воскресный собеседник уже сидел на своем месте, когда архитектор, размахивая ивовым прутом, сорванным безо всякой цели, небольшой труд, просто в честь хорошего настроения, вышел на площадь. Хозяин кафе, увидев его сквозь идеально отполированное стекло, помахал рукой, изобразил пальцами походку и, улыбаясь, кивнул головой. Его сын уже выходил с подносом к столикам.
- Доброго здоровья, святой отец.
- И вам доброго здоровья. От прогулки-то - раскраснелись.
- Это я – от хорошего настроения. Сегодня наоборот, поленился. Захотелось посидеть на берегу канала. Погода-то какая, а?
- Опять?
- Ах, простите. Забыл вашу заповедь - не унижаться до разговоров о погоде. Дался вам этот Бунин.
- Говорить так, - улыбка пастора выражала великодушие и прощение, - значит, проявлять неуважение к памяти о моей бабушке.
- Пастор, - архитектор поддержал шутливый тон своего собеседника, вы – рветесь сегодня в бой, а у меня настроение очень миролюбивое. Такое, что я готов заказать поминание всех эмигрантов из советской Одессы.
- Я не приму, - рассмеялся пастор, - поминание своей бабушки от неисправимого язычника.
- Святой отец, вам ли не надеяться на мое исправление? Я ужасно расстроен. А я-то вам нес приятное известие. Я наконец-то прочитал «Золотую легенду». Помните, вы мне посоветовали прошлым летом?
- Как же, очень хорошо помню. Ну, и каково ваше впечатление?
- Забавно.
- И это, - священник как бы капризно изобразил разочарование, - все?
- Не сердитесь. Просто одним из самых ярких воспоминаний детства, - архитектор откинул голову и медленно поднес кусочек круассана к губам, словно собирался прикоснуться к чему-то необычайно вкусному, - было шествие верблюдов по улицам моего родного города. Я тогда их первый раз увидел.
- А, вы про праздник поклонения волхвов?
- Именно. Наконец-то я узнал, кто придумал эту сказку. Ваш доминиканец. Иаков из Ворагина. Яколо да Варацце.
- Опять вы смеетесь. А, между прочим, его толкование пришествия магов, - теперь мимика священника выражала шутливую серьезность, - подвигло меня на осмысление одного из самых загадочных сюжетов Нового завета. Послания к Галатам апостола Павла.
- Так, - архитектор немного торопливо доел круассан, смахнул крошки перчикам, так они с недавнего времени - задорно вздернутые клювики и хвостики - стали называть свою щебечущую хулиганистую аудиторию, и закурил пахитоску, - боюсь, на это место уже куплен билет. Мной.
- Вас, - улыбка пастора стала еще шире, - также интересовало Послание к Галатам?
- Более чем. И, готов поспорить, что вас, как и меня, заинтриговало не описание конфликта, созревавшего между Петром и Павлом, а начало третьей главы. Не так ли?
- Вы правы.
- Тогда предъявите ваш билет.
- Нет, вначале вы. Вы же сказали, что место уже вами занято.
- Хорошо, - архитектор раскурил пахитоску, - но мы можем не уложиться.
- Ничего, - пастор допил свой кофе, отодвинул чашку и сложил руки на столике. – Закончим в другой раз.
- Итак, галаты. Думаю, что их историю вы знаете, поэтому мы сэкономим время.
- Да, галлы, пришедшие сначала в Грецию, а оттуда – и в Малую Азию.
- Не в Малую Азию, а в Малую Асию. Древние греки называли полуостров Асией, в честь океаниды, матери Прометея.  Отсюда и название римской провинции. Эта деталь чрезвычайно важна. Но – не будем забегать вперед. Итак, Павел узнает, что галаты – язычники - видели изображение распятого Христа?
- Да, так.
- Первоначальные греческие тексты послания используют в этом месте слово «прографо», то есть «предначертано», нарисовано или написано ранее. «Прографо», в отличие от «графо»,  выражает аорист – глагольную форму действия, закончившегося в прошлом. Так сказать, греческий перфект прошедшего времени.
- Я не придавал этому особого значения.
- А стоило. Какому событию в прошлом предшествовало изображение распятия? Ответ очевиден. Послание было написано Павлом после посещения. Думаю, что, придя в Асию, он увидел там изображения распятия. Отсюда и перфект прошедшего времени. Распятие было начертано до прихода первого христианина. Поэтому я могу себе представить изумление Павла.
Архитектор развел руки и широко раскрыл глаза, пытаясь изобразить эмоции, охватившие апостола, когда тот в первый раз увидел у галатов изображение распятия.
- Откуда язычники узнали о распятии? Я перечитал толкования всех ваших авторитетов, но ничего вразумительного так и не нашел. А объяснение, что эта картина была передана силой духа, меня как-то не убедило. Поэтому я стал копаться в мифологии галатов, то есть кельтов.
- Только не надо, прошу вас, отождествлять Иисуса с кельтским Езусом, - пастор очевидно занервничал. - Давно и неопровержимо доказано…
- Святой отец, не волнуйтесь. Простите за менторский тон, - архитектор затушил сигарилью, - но все гораздо проще, хотя – и сложнее. Это был – Один.
- Один?
- Да, Один. Пронзивший себя копьем на легендарном дереве жизни Иггдрасиль.
- Опять Борхес?
- Здесь, вне всякого сомнения, да. Павел увидел изображение человека, распятого на дереве, и на вопрос – кто это? – получил ответ – это бог.
- Но откуда у кельтов оказалось изображение Одина?
- Пастор, что сделали римляне после завоевания Греции? Заимствовали их пантеон. Вот здесь становится важным название места. Асия. Вы слышали о Снорри Стурлусоне, да, кстати, современнике вашего доминиканца?
- Авторе древних саг?
- Да. Так вот, он описывает находившуюся на востоке страну асов, легендарных прародителей викингов. И описывает так убедительно, что ему поверил сам Тур Хейердал, который искал на юге России следы асов. Но искать надо было на другом берегу Черного моря. В Асии. Иногда, за сигарой, я позволяю себе пофантазировать – если Троя существовала, то троянцы, несомненно, были асами.
- Вы хотите сказать, - пастор посмотрел на часы, - что галлы покорили асов и унаследовали их мифы?
- Думаю, да. Они могли просто сохранить старые изображения, а могли уже начать и копировать их.
Архитектор откинулся на спинку стула и тоже посмотрел на часы:
- Я – уложился.
- Да, мне пора. В целом – впечатляет. Но в следующее воскресение я предъявлю свой билет. И, смею вас заверить, там не будет никакого Борхеса. Зато мы вернемся к магам, с которых начали нашу беседу. И подведем итог, кто из нас пользуется – бритвой Жиллет, а кто – бритвой Оккама.
- Францисканца нам как раз и не доставало, - архитектор картинно глубоко вздохнул, вздох перешел в приглушенный смех, тут же поддержанный, как можно было удержаться, пастором.


Рецензии
Автор глубоко, ответственно и талантливо подходит к раскрытию сюжета философского жанра. Образы его главных героев - архитектора и пастора - впечатляют кругозором: знанием истории, выбором тем для бесед и логическим их завершением
Думающий читатель узнает много интересного и полезного. Поражает глубина знаний самого автора, желание и умение доступно донести философские рассуждения (в частности, о религии в канве исторических событий!). Желаю , Сергей, творческих успехов в нелегком жанре... С уважением, Марина Татарская.

Марина Татарская   08.06.2018 14:04     Заявить о нарушении