20 лет как один день

   Ночной звонок телефона-вызывают в роддом.  Вскакиваю,быстро одеваюсь по солдатски,на столе оставляю записку для мужа-кого из детей чем кормить,во что одеть- на ходу умываюсь и выскакиваю из дома. У порога скорая помощь. В машине холодно,кутаюсь в полузастегнутую куртку,пытаюсь подремать последние минутки.
   Роддом. Переоделась и в родильный зал.
 Роды,вокруг рожающей женщины все, кто на смене-врач,акушерка,медицинская сестра и даже санитарка-вдруг чем -то можно помочь! Сердцебиение плода страдает,дорога каждая минута. К рождению малыша уже все необходимое приготовили мои замечательные сестрички. Еще раз все проверяю и в напряжении жду.Около женщины колдуют врач и акушерка. Проходят несколько минут,но нам они кажутся часами и вот из родовых путей появилась головка ребенка,а затем и весь малыш оказался в руках акушерки.Все вокруг замерли-закричит или нет? И вот он первый крик-громкий,звонкий. Малыша отдают в мои руки- он розовый,кричит-напряжение спадает. Переношу его на пеленальный стол,очищаю дыхательные пути,быстро обтираю и накрываю теплой пеленкой,осматриваю.-все в порядке, спасибо-сообщаю акушеру. Родзал сразу наполняется голосами.Счастливый и тревожный голос мамы-кто родился? Беру малыша,показываю его маме и ложу ей на грудь,укрыв пеленкой.Помогаю маме первый раз покормить ребенка.Любуюсь неповторимой картинкой-первая встреча мамы с первенцем.Куда девается усталость после бессонных часов,после болезненных схваток,не портят растрепанные волосы и синяки под глазами,все забыто и перед нами красавица с сияющей счастливой улыбкой.Каждый раз эта сцена не оставляет меня равнодушной. Сразу окончательно просыпаешься,внутри становится тепло и радостно.Улыбается врач-акушер и с прибаутками осматривает женщину. Вновь переношу ребенка на пеленальный стол,тщательно его осматриваю,взвешиваю,измеряю.После обработки пеленаю ,накрываю одеяльцем и оставляю на 2 часа в родильном зале. За ребенком и мамой это время будет наблюдать акушерка,а потом их переведут в палату,где они буду находиться вместе до самой выписки.
 Иду в детское отделение. Заполняю документы на родившегося ребенка.Есть еще часок,но ложиться спать смысла не имеет. Привожу себя наконец -то в порядок.Пробегаю по отделению-все тихо.Теперь можно врачом-акушером попить чай. Короткая болтовня не о чем. За окном уже светло. Начинается рабочий день.  Сестры передают друг другу смену/рассказывают о детях,что еще нужно сделать-в общем обычные рабочие моменты/. Начинается планерка в отделении. Коротко:сколько детей,как провели ночь,какие проблемы. После планерки  обход-самое прекрасное время. Одевшись /как на эпидемию чумы/ в стерильный серо-коричневый, после стерилизации, халат,натянув на лицо маску,в сопровождении медицинской сестры иду по палатам.Это время когда я могу пообщаться с любимыми пациентами,ощутить их непередаваемый запах-запах детства, материнского молока и каких -то неведомых доселе цветов,прикоснуться к их бархатистому,теплому тельцу.Каждый раз мне казалось,что это я родила очередного младенца-так сильно билось мое сердце при встрече с ними.Осмотр- это  казалось бы рутина:посмотрел состояние кожи,послушал сердечко и легкие,проверил рефлексы, обработал глазки,пупочную ранку...и так изо дня в день,но никогда мне это не надоедало. Каждый ребенок индивидуальность,с ним можно общаться на их неповторимом языке,они поведают тебе о своем состоянии,о своих проблемах,только научись это слышать.Нет честней и порядочней пациентов,чем новорожденные дети,они не лгут,не притворяются,они такие какие они есть.Не меньше впечатлений получаешь и при общении с мамами. Они очень разные-молодые и не очень,грубые и ласковые,разговорчивые и молчаливые,капризные и терпеливые. Всех их объединяет одно-безграничная любовь к своим малышам , за них они готовы на любой бой и в переносном и прямом смысле, за это я могу простить им буквально все-ведь они мамы!После осмотра малыша по долгу беседуем ,в первую очередь о результатах осмотра,ну а дальше отвечаешь иногда неожиданные,глупые,смешные-любые вопросы.Время бежит незаметно. После обхода начинается работа с документами.Боже мой сколько бумаг нужно заполнить!Писанина отбирает большую часть официального рабочего времени,поэтому чтобы быть внимательным общительным доктором приходиться уходить гораздо позже чем положено. Я с этим смирилась, всегда себя успокаивала тем,что  сама выбрала эту профессию и что в будущем мои молодые коллеги будут  время тратить на пациентов,а не на бумагу.Сижу пишу,вызывают в родильный зал. Вижу настороженные,напряженные лица акушера и акушерки. Ждем! Малыш родился,не кричит;синее,обвисшее в моих руках тельце. Дальше срабатывает трафаретное мышление, профессионализм каждого из бригады-иначе не справиться. Ведь минуты решают все и это факт. Мы с сестричками с годами понимаем друг друга с полу взгляда и поэтому  через несколько минут малыш уже в палате интенсивной терапии и получает все необходимое лечение.Сердечко бьется,но самостоятельного дыхания нет-подключаем к аппарату искусственной вентиляции легких. Уже подключена капельница и по венке поступают необходимые препараты. Начинается борьба за жизнь.Удается немного стабилизировать состояние и теперь не менее сложная задача-общение с мамой. Каждый раз ищу слова. Как объяснить почему вместо праздника рождения малыша для этой женщины наступили минуты,часы, дни тревоги,страха,ожидания. Нужно объяснить,попытаться успокоить и расположить к себе. Это очень важно быть с мамой союзниками в борьбе за жизнь и здоровье ее ребенка.После разговора прихожу разбитая,но нужно продолжать работать.За спиной уже стоит врач-акушер. Тревожные усталые глаза смотрят на меня с надеждой! Короткий профессиональный разговор и попытка по возможности успокоить коллегу,ей тоже тяжело,она сделала все что смогла в данной ситуации. Не отхожу от малыша-состояние пока стабильно,но улучшения нет. Вызывают в приемный покой. На беседу пришли родственники/хорошо,если все вместе-папа,бабушки,дедушки/,хуже,когда они идут по очереди и рассказ приходиться повторять снова и снова. Часто слушаю в первые минуты оскорбления  с использованием не нормативной лексики в свой адрес и в адрес своих коллег,не редко угрозы и даже попытки физического воздействия. С годами научилась хотя бы внешне не реагировать на первые эмоции.Рассуждаю так: А если бы это был мой ребенок,мой внук-смогла бы я себя сдержать?Родственникам все равно,что я роды не вела,что я детский врач,что я получила малыша именно в таком состоянии ,что я такая же пострадавшая сторона сейчас как и они.Им обязательно нужно высказаться первому кто вышел к ним и сообщил им эту ужасную новость. Наконец -то удается пообщаться и мы расходимся ,во всяком случае, не врагами. В 99% случаев при выписке или переводе малыша из роддома мы становились друзьями и с мамой и с родственниками,но какой ценой это дается знаю только я и моя семья.Возвращаюсь к малышу. После того как состояние немного улучшается,наконец-то появляется самостоятельное дыхание и нет опасения за жизнь ребенка,расписав лечение,оставив всем свои телефоны,собираюсь домой.По пути забегаю в палату к мамочке,рассказываю об улучшении в состоянии ее малыша/ведь она тоже не спит и прислушивается к моим шагам в коридоре/. На улице уже глубокая  ночь,скорая помощь подвозит меня к дому. Муж и дети спят,плюхаюсь в кровать и засыпаю тревожным беспокойным сном в  ожидании очередного звонка и с желанием ,чтобы удалось поспать хотя бы до утра.
 Это один из самых обычных, беспокойных, и прекрасных дней первых пяти лет моей работы в родильном доме.
 Всем моим коллегам неонатологам посвящается!
 


Рецензии