Быть собой

Воспитание детей – процесс ответственный до безобразия, и чем глубже копаешь те самые многочисленные труды с вопросом, как воспитать даже не идеал, а хотя бы просто хорошего человека, тем больше опускаются руки, потому что приходит один ответ: да никак! Мы не выбирали им цвет глаз, волос, не пытаемся купить им, с нашей точки зрения, подходящего цвета линзы и не перекрашиваем им волосы в угоду своих желаний, чтобы подвести к тому, придуманному заранее, идеалу (да и слававсембогам что до этого пока дело не дошло). Но почему-то их самих, их как личности, все время старательно пытаемся причесать одной гребенкой и бухтим, когда они топорщатся в разные стороны.

«Ева, ну почему ты такая медленная?», - злюсь на нее, глядя как она не спеша ставит ноги на педали, пытаясь «стартануть» на велике, а я стою в позе «зю» в готовности её поддержать. И мои эмоции не напрасны, потому что Ника, воспользовавшись моментом, почти прорывается на дорогу, а я, почуяв это ее стремление, в последний момент хватаю ее за руку, но выпускаю из виду Еву, которая тут же с грохотом таки падает на асфальт. «За детьми смотри!», - кричит мне какой-то умник, вальяжно проезжающий мимо в своем огромном черном джипе, и тихо шепчу ему в ответ: «Дай Бог тебе тройню!»… и хихикаю.

«Я не медленная, я просто задумчивая!», - включается Ева, и я изумленно смотрю на неё, потому что за эти две минуты у меня прожилась уже целая жизнь, и я успела позабыть, с чего она собственно началась, потом вспоминаю свой вопрос и громко хохочу с гротеска всего момента в целом.

Есть какие-то очень правильные матери, испытывающие искреннее и безграничное счастье от собственных детей, да и я лукавить не буду и признаюсь, конечно, что своих люблю (в основном, когда они спят или находятся у бабушки... ну ладно-ладно, шучу), но как по мне, так, скажем, поездка с годовасиком на море сродни элегантному проклятию, почти как пожелание тройни тому мужику. Вроде и дело-то хорошее - ну что может быть лучше? Море, ребенок рядом, но честное слово, как вспомню, так вздрогну, наше прошлогоднее путешествие в Египет, когда Ника сначала каталась колбасой в самолете, потом в аэропорту облизывала все, что можно было облизать, после заселения в номер, в первые же пять минут развалила встроенный шкаф и чуть не разбила огромное зеркало, что мы с Димой устало сели на кровати и всерьез поразмышляли, а не попросить ли убрать из нашего номера ВСЁ, во избежание, знаете ли, дальнейшей нервотрепки и разбирательств, какая мировая война происходила в этом, отдельно взятом помещении. Да, правильный ответ не ехать никуда, это верно, но хочется же хоть какой-то смены впечатлений и разнообразия жизни, и всегда же теплится надежда в душе: ну а вдруг приедем, а она будет там спать на свежем воздухе с утра до вечера, сидеть в коляске и никуда не убегать. Как мне кажется, такой святой наивностью с какой-то периодичностью страдают все родители годовасиков, даже те, которые из категории «плавали, знаем», тихо шепчут себе "ну а вдруг". И на самом деле, это чудесно, что годовасики самый не воспитываемый слой детского населения, потому что, учась принимать ее такой, какая она есть, мне всерьез пришлось задуматься о том, что никто и никого переделать, не сломав при этом, не может. Мы можем лишь обтесать, научив правилам поведения в обществе, общим догматам вроде «не убий, не укради». Но нельзя, например, воспитать в человеке функцию «учиться на пятерки». Тут изначально либо все для этого есть, либо нет, и, когда Ева начинает стонать, как она боится школы, контрольных и что “не сможет учиться на «пять»” (я даже не знаю, откуда это в ней), я не развешиваю дома плакаты с лозунгами: «Даешь одни пятерки в дневнике!», чтоб, так сказать, энтузиазм был выше. А объясняю ей, что двойка это просто показатель того, что ты чего-то не знаешь и что это надо подучить. И, если в случае с Евой, у меня как-то и нет сомнений, что она действительно будет, скорей всего, учиться хорошо, потому что она изначально растет как по книжкам тех самых психологов, долго заставлявших меня пребывать в иллюзии, что я «воспитун уровень Бог», то в случае с Никой, убедить ее сидеть на одном месте на стуле и молчать, чувствую, уже будет большая победа. И даже если вся квартира будет в тех самых плакатах и плюс закрепляющая надпись на лбу, она все равно будет такой, какая она есть. И выходит, что если цель воспитания это не ломка под то, что уже кто-то придумал и написал, то ни одна книжка в этом сильно не поможет, а только лишь та самая неизведанная интуиция мамы, которая знает, где можно замотивировать, а где дать слабину, позволяя в какой-то степени и самому ребенку нести ответственность за себя, но не потерять самое ценное умение - быть собой.


Рецензии