Фамильные ассоциации

Недавно я чуть было не получила травму: пытаясь сдержать смех, почти свихнула челюсть. Правда, всё закончилось хорошо – вместо травмпункта я отправилась в очередную историческую экспедицию в Центральный район. Да не одна. Но – по порядку.
 На День Защитника Отечества я поехала в гости к приятельнице. У неё внучка-первоклассница, насквозь пропитанная с помощью папы и мамы, и бабушки с дедушкой, конечно же, классической литературой. И вот этот прелестный ангел выходит на середину комнаты и произносит: «Дорогой дедуленька, поздравляю тебя с праздником военных. Сейчас я прочитаю для всех отрывок из «Слова о полку Игореве». Это великое произведение издали в 1800 году известный всем граф Алексей Иванович Мусин-Пусин и другие известные люди».
 Как бы помягче описать то, что произошло с нами, взрослыми, чтобы никто не подумал, что мы были не в себе? Впрочем, это не так уж интересно. Скажу лишь, что девочку мы внимательно выслушали, а мама тихонько ей шепнула, что графская фамилия правильно произносится «Мусин-Пушкин».
 Собираясь домой, я спросила девочку, знает ли она, что в Санкт-Петербурге есть дом Мусиных-Пушкиных и была ли она в нём? Получив два отрицательных ответа, я пообещала в ближайшие выходные съездить с ней как будто бы в гости к известному графу. Тут же приняв два положительно-восторженных кивка, я покинула гостеприимный дом.
 И вот я иду с восьмилетним вундеркиндом вдоль бывшей Литейной слободы, где в доме № 19 жили графья Мусины-Пушкины. Первое наше впечатление от здания - восторженное. Какие молодцы те, кто сохранил нарядно-голубой двухэтажный домик среди таких монументальных, архитектурно сложных построек, расположенных по обе стороны от него и напротив! Например, здание бывшего Общего офицерского собрания Армии и Флота, ныне Дом Офицеров.
 Вход в особняк с Литейного проспекта закрыт, и даже почему-то ручки с деревянных и, по-моему, старинных дверей сняты. Деревянные рамы окон, выходящие на проспект, тоже, как мне показалось, сохранились с тех давних пор. Вход теперь - со стороны Китайского садика. Есть у нас в городе такой «Сад дружбы», он был открыт в 2003 году в честь празднования трёхсотлетия города как подарок от города-побратима Шанхая.
 Маленькую экскурсантку особенно поразили две пары ангелов на фасаде здания по второму этажу. Пухленькие ангелочки, расположившиеся над фронтонами полукруглых боковых окон, держат картуши - лепное украшение в виде не до конца развёрнутого свитка, на котором раньше помещался графский герб. Картушами часто украшались парадные входы дворцов, особняков и домов знатных вельмож. В советские годы на картушах Мусиных-Пушкиных были серпы и молоты со звездой. Сейчас они пустые.
Коринфские пилястры украшают фасадную стену.
 В 1799 году инженер полковник Христиан Иванович Трузсон, родом из Пруссии, купил участок «на большой Литейной улице». К 1804 году построил на нём дом и стал первым его владельцем. После него домом владели наследники. В 1840 году дом приобрёл князь А.К. Любомирский. В семейных планах Любомирских изначально намечалась перестройка здания, но потом они отказались от задуманного и продали дом князю Петру Александровичу Урусову. А вот он уже осуществил перестройку по проекту архитектора, академика архитектуры Льва Францевича Вендрамини. В 1848 году в обновлённый особняк въехали новые хозяева. К 1858 году особняк в стиле необарокко перешёл к племяннику князя, «известному всем графу» Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину. Мусины-Пушкины владели домом вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
 Снаружи особняк во многом сохранил свой облик. Внутри дома частично сохранены богатые интерьеры модного в середине XIX века стиля необарокко.
 После революции всё имущество Мусиных-Пушкиных национализировали, в том числе и особняк. Одно время в доме графа помещалось отделение Красного Креста. В 1937 году новая власть основала здесь библиотеку. Сегодня в доме № 19 находятся Центральная библиотека им. М.Ю. Лермонтова – ведущая библиотека Межрайонной централизованной библиотечной системы, кафе, магазинчик.
 В конце нашей экскурсии моя спутница сказала: «А я совсем и не забыла тогда правильную фамилию Мусина-Пушкина. Просто ко мне песня привязалась, ну, про муси-пуси, которую Катя Лель поёт, вот я так и сказала».
 Я отвезла ребёнка к родителям и на обратном пути заметила, что беспрерывно напеваю эту пару слов. Только этого мне не хватало!


Рецензии