10. 4. Мятель

10.4."Мятель".

   Действие этой повести начинается в конце 1811 года, «в эпоху, нам достопамятную», - как обращается к своим современникам  Белкин-Пушкин.  В конце 1811 года (19 октября) состоялось открытие Царскосельского лицея, в конце 1811 года появилась на небе Комета; вино этого года («вино Кометы») пьют Онегин, Каверин, и их друзья – в ресторане Тальони: «… Вошёл: и пробка в потолок, Вина Кометы брызнул ток…».  В ноябре 1811 года Наполеон дал приказ маршалу Даву о занятии  - по первому указанию -  его войсками Пруссии. Это было началом похода Наполеона против России.  Мирный период отношений Франции и России (Наполеона и Александра), – начавшийся с Тильзитского мира (1807), -  был закончен. Но до молодых людей в повести это ещё не дошло…
  «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах…».
    Она выросла в эпоху дружбы русского царя с императором-самозванцем. В период, когда было модно всё французское. Кстати, Царскосельский лицей царь Александр основал так же по примеру Наполеона Бонапарта, который создал во Франции сеть лицеев. Хотя проект подобного учреждения в Царском Селе готовила ещё Екатерина, - по преданию, первый проект Лицея подготовил наставник Александра,  - Жан-Франсуа Лагарп.   
  И вот, влюблённые по сценарию французских романов, Марья Гавриловна и Владимир Николаевич, готовятся тайно от родителей невесты обвенчаться, поскольку пылают «страстью неодолимой силы». Начавшаяся метель не остановила решительной девушки, но закрутила, сбила с пути, молодого человека. А другого молодого человека на этот путь вывела.
 Фамилия этого другого молодого человека – Бурмин. За три года он заслужит Георгия в петлицу, получит звание полковника и успеет пролить свою кровь за Отечество.
  Фамилия Бурмин образована от прозвища Бурма. Согласно одной из версий, в основу этого прозвища лег диалектный глагол «бурмить», т.е. «неясно говорить». Но нам слышится в этой фамилии и «буря» (это слово употребляет герой в отношении метели), и «бурый»; бурого цвета, – как известно, -  засохшая кровь…
    Время победы над Наполеоном – «время незабвенное!» - когда «чувство народной гордости» объединилось с чувством «любви к государю».  Это было время триумфа Александра Первого.  Народ и царь стали едины на это короткое время.
   После царь снова стал от народа отделен, - и чем дальше, тем больше. Он только «пил, ел и обещал…». Больше всего и народ, и передовых дворян, раздражало в Александре то, что он очень много обещал, но при этом обещанное крайне осторожно воплощал в жизнь, а чаще – вообще не воплощал.
   Именно Александр своей личностью, своим правлением, своей нерешительностью в реформах и своим попустительством («не мне их судить») подготовил возможность декабрьского мятежа. И это так же заложено в названии повести, - которое Пушкин писал через «я» - «мятель» (тогда были правомочны обе формы слова).  И хотя время действия повести – 1811-1814 годы, - она проецируется и на события 14 декабря 1825. Ведь именно тогда Россия была сбита с толку, выбирая между двумя царями – Константином и Николаем.  И именно следствием довоенной дружбы Александра с Наполеоном было воспитание дворян-декабристов, выросших на идеях европейской свободы. Они так же, как Марья Гавриловна, не видели особого греха в том, чтобы выступить против воли (и против самого) царя, - как пушкинская героиня не видела его в обмане родителей и венчании без родительского благословения. Всё оправдывало чувство, в случае с декабристами оно оправдывает их до сих пор, - без иронии. Княгиня Мария Николаевна Волконская -  умная и образованная женщина - очень верно писала, что это был единственный мятеж, который не имел целью личной выгоды. Этим декабристское восстание уникально.

   Герои пушкинской повести  - Марья Гавриловна и Бурмин - осознали свой грех  и искупили его искренним раскаянием и стремлением сохранить верность тому, с кем их обвенчали, - то есть, верность Таинству венчания.  Тогда это называлось «принять венец», и брачный венец уподоблялся венцу царскому (ведь и царь венчался на брак – со страной.)
   У нас есть оригинальная версия интерпретации фамилии «Бурмин». Мы думаем, не может ли эта фамилия происходить от «барм» - царского воротника-оплечья? Известно, как Пушкин любил менять гласные в личных наименованиях (Шамаха вместо Шемаха, Жадрино вместо Жедрино), почему бы и здесь ему не поменять «а», - не на "е", так  на «у»? А «бармы» - это, как известно, атрибут царя. Венец у него уже был, «бармы» он как бы несёт своей фамилией, - чем не царь?..
  Марья же Гавриловна несёт в своём отчестве имя архангела – «благовестца» - Гавриила. Если отстраниться от героев и воспринять их аллегорически, то получается: Царь (новый; скрытый?) объединился с Благой вестью. И это - благодаря метели.

   Что это за Благая Весть?
   Думаем, что - весть о пробуждении Души Русского Народа. Ведь ещё в 1821 году, узнав о смерти Наполеона, Пушкин писал:

Хвала! он русскому народу
Высокий жребий указал...




  Высокий жребий русского народа - в развенчании мифа о Человеке, презревшем Бога; в пробуждении его Души, которая, как говорил другой поэт*, по природе своей - христианка.

* Б.Л. Пастернак.


Продолжение: http://www.proza.ru/2016/11/13/1823


Рецензии